Найти в Дзене
Дмитрий Семенов

Композиции из суккулентных растений: другой взгляд на миникомпозиции. Часть 2. Крассулы.

Наконец, приступаю к матчасти про свои суккулентные миникомпозиции. Но сначала еще оговорю. Экспериментировал с этим лет несколько назад – любопытство и возможности совпади, во что это выльется, было непонятно и специальным фотографированием процесса/результата я не занимался – не все смогу показать, увы. И еще, знаете, какое суккулентное растение оказывается наиболее интересным и плодотворным для подобных композиций? Ну конечно, догадались или знали. Литопсы, естественно. Просто отдельная тема литопсы наши в миникомпозициях. Потому про них я как-нибудь совсем отдельно. Уф-ф, все предварительное высказано и можно сами примеры. Попробую их как-то логично выстроить, хотя это и невозможно. Крассула 'Buddha's Temple'. Род Крассула – просто кладезь удивляющих фантазий Природы. Но и селекционеры постарались: одно из самых ярких их достижений - Crassula 'Buddha's Temple' («Храм Будды»). Это искусственный гибрид двух замечательных представителей рода C. pyramidalis и C. perfoliata minor (=

Наконец, приступаю к матчасти про свои суккулентные миникомпозиции.

Но сначала еще оговорю.

Экспериментировал с этим лет несколько назад – любопытство и возможности совпади, во что это выльется, было непонятно и специальным фотографированием процесса/результата я не занимался – не все смогу показать, увы.

И еще, знаете, какое суккулентное растение оказывается наиболее интересным и плодотворным для подобных композиций? Ну конечно, догадались или знали. Литопсы, естественно. Просто отдельная тема литопсы наши в миникомпозициях. Потому про них я как-нибудь совсем отдельно.

Уф-ф, все предварительное высказано и можно сами примеры. Попробую их как-то логично выстроить, хотя это и невозможно.

Крассула 'Buddha's Temple'.

Род Крассула – просто кладезь удивляющих фантазий Природы. Но и селекционеры постарались: одно из самых ярких их достижений - Crassula 'Buddha's Temple' («Храм Будды»). Это искусственный гибрид двух замечательных представителей рода C. pyramidalis и C. perfoliata minor (= Crassula falcata). Гибрид выведен в 1959 г., но звездный период его популярности приходится, пожалуй, уже на наш век. Помимо впечатляющей графичной эстетики самого растения и необычайно выразительного его цветения, ‘Буддас Темпл’ привлекает особое внимание, как яркий пример внешнего/функционального сходства побегов листовых суккулентов с ветвями стеблевых суккулентов. Проще говоря, листья этой крассулы так плотно прилегают друг к другу, что придают ему сходство со столбовидным кактусом, даже с аналогами «ребер». Такая форма позволяет крассуле (суккулент же она!) существенно сократить испарение влаги. У кактусов это достигается полной утратой листьев, а у подобных крассул – плотной укладкой листьев.

'Buddha's Temple'  во всем своем великолепии. Фотографии в тексте - из моего фотоархива.
'Buddha's Temple' во всем своем великолепии. Фотографии в тексте - из моего фотоархива.
Её бутоны ...
Её бутоны ...
... и начало цветения.
... и начало цветения.

В общем, жемчужинка этот Темпл, любое собрание толстянок украсит и в любом должен быть непременно. Вот только среди разнообразных-пестрых-расфуфыренных сородичей легко затеряется некрупная его элегантность.

Здесь-то и могла бы сыграть свою роль посадка в миникомпозиции.

И такую сделал. Одна из первых она у меня получилась. Толчком же был подарок от коллег-фитодизайнеров. Я им оказал какую-то добрость, и, говорят, «давайте мы вам подарим декоративный камень – выбирайте». Смотрю, а в этом их богатстве - бесформенно удлиненное, палево-пастельное и все в поперечной рельефной исчерченности – прямо «увидел» свои темплы рядом с этой природной скульптурой, забрал подарок и скорее скомпановал. Только булыжник этот, три молоденькие крассулы, крупный кварцевый песок – немного добавлено крошки пемзы, чтобы не слишком белым был фон. Ну и пара исчерченных же галек.
1. Первая - вот такая получилась.
1. Первая - вот такая получилась.
Вот так растения в ней смотрятся.
Вот так растения в ней смотрятся.

Мне – понравилось. Крассулам, видимо, то же – они еще пару лет в этой композиции росли, даже цвели и начали ветвиться. Композиция же вызывала просто фурор у посетителей коллекции.

Ну а дальше решение уже другой головной боли с ‘Буддас Темпл’: с возрастом теряет она свою эффектность, и самое простое – постоянно возобновлять ее привлекательную молодость. Впрочем, это – совсем другая история.

А вот история композиций с ‘Буддас Темпл’ на этом не закончилась. Поскольку исключительное растение продолжало вызывать зуд фантазии и рук.

Следующую композицию с ней я сделал, когда привез с юга Европы изумительно красивые шишки (скорее всего, с какой-то пихты, но уверенно настаивать не буду - в комментариях вот поправили меня: "кедр"!). То же созвучие приятной для глаз тонкой поперечной слоистой исчерченности. Здесь захотелось (никаких объяснений и оправданий этому нет – просто захотелось) присыпать все вот этой зеленовато-серой крошкой камня змеевика. Но главное, живой во мне биолог настоял, чтобы в композицию была добавлена еще одна крассула, и не просто для декоративности, а с познавательным значением: это карликовая вариация одного из родительских видов ‘Буддас Темпл’ – крассулы пирамидалис (Crassula pyramidalis quadrangular). В композиции, таким образом, наглядный контраст: исходная форма и полученный от нее гибрид.

2. С шишками и с сородичами.
2. С шишками и с сородичами.

Еще про крассулы.

Раз уж начал с крассул, про них и продолжу (самая прямая и незамысловатая это нить повествования – следуя систематике).

Не только у ‘Буддас Темпл’ заметно конвергентное сходство со стеблевыми суккулентами. Еще есть несколько достойных внимания крассул, у которых суккулентные листья так плотно прижаты к стеблю и/или друг к другу, что внешне напоминают какие-то целерусы.

Вот замечательная крассула плегматоидес, Crassula plegmatoides. Даже и описывать не стану - настолько она очевидная и узнаваемая на фотографии.

Crassula plegmatoides.
Crassula plegmatoides.

В природе она живет на каменистых участках крайне засушливой пустыни Намиб. Поэтому поверхность субстрата в композиции с ней засыпана галькой и керамзитом, созвучным (по форме/размерам) сизо-матово-фаянсовым ее листочкам. Но должна здесь быть и «изюминка» - и у меня нашлась.

Когда-то совсем в другой пустыне – Гоби – наша экспедиция наткнулась на лощинку, сплошь усыпанную странными оплывшими минералами, ни до, ни после подобных не видел. С геологами консультировался – они не опознали. Не знаю, что это, как это произошло/образовалось. Космос, наверняка, кто ж еще. Но вещицы приятные – массивные/увесистые, наплывы у каждого осколка неповторимые, терракотовая поверхность приятна для глаз и на ощупь. В общем, прихватил с собой несколько штук.

Вот парой таких и дополнил композицию с крассулой плегматоидес. Подчеркивают они инопланетный облик этого растения.

3. Такое вот, что-то космическое.
3. Такое вот, что-то космическое.
Та же композиция - другие время-ракурс-антураж.
Та же композиция - другие время-ракурс-антураж.

Впрочем, не менее впечатляющая внешность еще у одной сходной крассулы – децептор, Crassula deceptor. Ее мясистые листочки имеют пирамидальную форму и матово-белую окраску, будто припудренные. Очень заметное сходство с кактусами, какими-то бугристыми/сосочковыми. Крассула децептор, пожалуй, более нарядная, чем предыдущая. И более коллекционно ценная. В композиции с ней нет ничего затмевающего или сопоставимого по яркости и выразительности: только белый крупно-зернистый кварцевый песок и обломки белого мрамора, сравнимого по размерам и форме с ее листьями.

4. Crassula deceptor и немного камней.
4. Crassula deceptor и немного камней.

И еще одна своеобразная крассула из той же группы, только совсем крошечная: крассула баркли, Crassula barklyi. Ее чещуеобразные листья плотно прижаты к стеблю – очень похоже на зеленые шишечки (хотя люди с более развитой фантазией называют это растение «погремушкой гремучей змеи»). Вот эта ювелирная крассула совершенно точно затеряется среди сородичей. Если не отсадить ее в композицию. И не мудрствуя лукаво сажаю ее именно что с шишечками. Шишечки эти мне тоже привезли-подарили, и с какого они растения – убейте, не вспомню. Мне получившееся очень нравится. Вот только неблагодарная кроха растет быстро, нарушая пропорции и гармонию.

5. Crassula barklyi - пока не разрослась...
5. Crassula barklyi - пока не разрослась...
... а вот и разрастается.
... а вот и разрастается.

Но есть и совсем другие крассулы, на перечисленные никак не похожие. Например, группа растущих плоскими розетками из дисковидных листьев. Яркий представитель – крассула гемисферика, Crassula hemispherica. Форму ее роскошных листьев я подчеркнул сходыми по форме и размерам плоскими камнями-голышами.

6. Crassula hemispherica и голыши.
6. Crassula hemispherica и голыши.

У довольно капризной и медленно разрастающейся крассулы хемисферика есть гораздо более демократичный и бурно растущий двойник, что и в названии его отражается: крассула псевдогемисферика, Crassula pseudohemispherica. Розетки у нее помельче и довольно быстро разрастаются прикорневыми побегами, сплошь затягивая пространство. Настоящее покровное растение эта крассула. В своей композиции я обыграл интересную особенность: в ее покровах есть что-то искристо-блестящее на хорошем освещении, и крошечные реснички на краях листьев тоже сияющие. И поэтому в центр композиции я поместил разбитую друзу какого-то прозрачно-кристаллического минерала. Жаль, фотографии не передают этой поблескивания дуэтом – кристаллов друзы и листьев.

7. Crassula pseudohemispherica уже почти затянула композицию, но друза еще сверкает.
7. Crassula pseudohemispherica уже почти затянула композицию, но друза еще сверкает.

Среди крассул немало подобных, почвопокровных. И даже еще более интенсивно разрастающихся. В коллекции они создают определенную проблему: образуемые ими «ковры» мало того, что быстро занимают всю отведенную площадь, так еще и выглядят однотипной зеленой массой, скрывая подчас изысканную структуру отдельных побегов. В композициях такую их ювелирную красоту удается выделить и подчеркнуть. Жаль, ненадолго. Во всех случаях потенциальная гомогенность зарослей таких крассул сбалансирована крупным природным декоративным элементом – камнем/корягой.

8. Нежная Crassula browniana вокруг центрального булыжника, обрастает-обрамляет.
8. Нежная Crassula browniana вокруг центрального булыжника, обрастает-обрамляет.
9. Пестролистная Crassula-picturata.
9. Пестролистная Crassula-picturata.
10. Ростки Crassula radicans легко цепляются за любой субстрат.
10. Ростки Crassula radicans легко цепляются за любой субстрат.

Но есть и противоположность почвопокровным: виды крошечные, труднорастущие, малозаметные – и в природе, и в коллекции. И при этом удивляющие и редкие.

Вот элегантная крассула элеганс намибензис, Crassula elegans namibensis, растущая в песке и трещинах скал пустынь Намибии. Роста в ней всего несколько сантиметров, тоненький стебелек и несколько округлых ягодоподобных листьев, на которых, приглядевшись, можно заметить крошечные белесые пупырышки. В композиции разместил ее, заметно сместив от центра и окружив не-броскими камнями/раковинами так, чтобы они не мешали оценить элегантность растения.

11. Вот что получилось с капризной намибийской элегантностью.
11. Вот что получилось с капризной намибийской элегантностью.

Такие же белесые пупырышки на таких же сферических листьях у жизнерадостной крассулы кораллина, Crassula corallina (заметим: "коралловая"). Тоже намибийская, но хорошо разрастается и фактически почвопокровная. Но пока сплошным матом не разрослась, неплохо смотрится в простой композиции из Природой ей назначенных камней.

12. Crassula corallina.
12. Crassula corallina.
13. Тут еще одна миниатюрная с ворсистыми листочками, но без точного определения видового названия.
13. Тут еще одна миниатюрная с ворсистыми листочками, но без точного определения видового названия.

Что-то разбежался я с крассулами – и все бегу и бегу. А ведь планировал в этом сообщении представить основную массу композиций, не только крассул. Но моя ли вина, что род так обширен, разнообразен и интересен. И что оказался в числе основных объектов этих самых композиций. Так что придется мне крассулами сегодня и ограничиться.

В завершение только еще про прекраснейшую крассулу текта, Crassula tecta, белую, как невеста, но и капризную. В белой же композиции – белые песок и белые камни обычны и в местах ее природного произрастания, предполагается, что растение своей окраской и формой как раз под такие камни и мимикрирует.

14. Белое средь белого: Crassula tecta.
14. Белое средь белого: Crassula tecta.

Я редко, пытаюсь вовлечь читателей в любую интерактивность (по правде говоря, никогда). Но тут исключение. Заметили, фотографии композиций пронумерованы? Это чтобы облегчить их оценку в комментариях – мне было бы очень любопытно с такими оценками ознакомиться.