Найти тему
Чернильница из хлеба

Женщины Льва Толстого.

Оглавление

Очень мне понравилась идея и подборка у Юлии @Ветер в книгах с тэгом #ищитеженщину

А что, если всех женщин к нему мы найдем у Льва Николаевича?

Пусть и был он иногда к ним безжалостен, но любил. Не понимал умом, но чувствовал так, как никто другой. Морали им читал, хотел грешную душу их перековать, но стихией женской природы не мог не любоваться.

А какие женские образы он создал в своих произведениях!

Вот их сейчас и обсудим.

1. 📚Книга, где есть сцена переодевания женщины в мужчину.

Сразу с козырей – “Война и Мир”, сцена со святочными переодеваниями.

Добрую, милую Соню, бедную родственницу, живущую в семье Ростовых обычно обходят вниманием. Конечно, куда ей блистать на фоне Наташи. Но первой пришла мне на ум именно Соня. В сцене с ряжеными она затмила всех. Тогда у Сони, бедного “пустоцвета”, случился последний шанс на законное счастье с Николаем Ростовым.

Кадр из фильма Сергея Бондарчука "Война и Мир", 1965 год. Источник: Кинопоиск.ру
Кадр из фильма Сергея Бондарчука "Война и Мир", 1965 год. Источник: Кинопоиск.ру

Через полчаса в зале между другими ряжеными появилась еще старая барыня в фижмах — это был Николай. Турчанка был Петя. Паяс — это был Диммлер, гусар — Наташа и черкес — Соня, с нарисованными пробочными усами и бровями.
Наряд Сони был лучше всех. Ее усы и брови необыкновенно шли к ней. Все говорили ей, что она очень хороша, и она находилась в несвойственном ей оживленно-энергическом настроении. Какой-то внутренний голос говорил ей, что нынче или никогда решится ее судьба, и она в своем мужском платье казалась совсем другим человеком
<...>
Играли ли в колечко, в веревочку или рублик, разговаривали ли, как теперь, Николай не отходил от Сони и совсем новыми глазами смотрел на нее. Ему казалось, что он нынче только в первый раз, благодаря этим пробочным усам, вполне узнал ее. Соня действительно этот вечер была весела, оживлена и хороша, какою никогда еще не видал ее Николай.
«Так вот она какая, а я то дурак!» думал он, глядя на ее блестящие глаза и счастливую, восторженную, из-под усов делающую ямочки на щеках, улыбку, которой он не видал прежде.
— Я ничего не боюсь, — сказала Соня. — Можно сейчас? — Она встала. Соне рассказали, где амбар, как ей молча стоять и слушать, и подали ей шубку. Она накинула ее себе на голову и взглянула на Николая.
«Чтó за прелесть эта девочка!» — подумал он. — «И о чем я думал до сих пор!»

Соню всегда жалко читателю. Она хорошая, верная, благодарная, но бесцветная. И за это ее Лев Николаевич не любит. Отдаст он ей по-женски незавидную судьбу – не иметь своего, а служить чужому семейному счастью.

Кадр из фильма Сергея Бондарчука "Война и Мир", 1965 год. Источник: Кинопоиск.ру
Кадр из фильма Сергея Бондарчука "Война и Мир", 1965 год. Источник: Кинопоиск.ру

И раз уж Наташа Ростова засветилась тут в роли гусара, то по теме имею право сказать: не могу Льву Николаевичу простить метаморфозу Наташи в конце романа. Такую он из нее “тетеху” сделал. Наташа, по-мне, один из самых гениальных женских образов в мировой литературе. Смотрите сами. Огненная натура с клокочущим океаном эмоций, которые она сама не в силах контролировать. При этом в ней нет даже малой капли фальши. Зато бесстрашия море, а механизмов самосохранения ноль. Я больше таких ярких, таких сложных, так мастерски, так естественно сложенных женских персонажей больше не встречала. И выдать ей такое “жестокое” будущее. Хорошая попытка, Лев Николаевич. Но не верю.

2. 📚Книга, где женщина уходит из семьи, бросая детей.

Пффф…какие сомнения. Давайте хором: “Скажите, как ее зовут?”

Конечно, “Анна Каренина”

Кадр из фильма "Анна Каренина" режиссера Александра Зархи, 1967 год
Кадр из фильма "Анна Каренина" режиссера Александра Зархи, 1967 год

Анна бросает обоих своих детей. Сережу, сына от Каренина, когда уезжает с Вронским в Италию. Девочку, свою дочь от Вронского, сразу после рождения, оставшись полностью к ней безразличной. Есть разные версии, почему она не смогла полюбить второго ребенка. На мой взгляд, материнские нежные чувства к девочке Анна расценила как двойное предательство сына. Не быть способной к компромиссу – это ее натура. Она уходит от Каренина помните как? Он был готов на развод! Он был готов весь позор взять на себя! А она не смогла принять эту его жертву. Как не смогла быть как тысячи других –  при муже и иметь любовника. Как не смогла, в конце концов, не сойти с ума, разрушив себя до основания виной за попытку личного счастья.

Небольшая заметка о сцене свидания Анны с сыном:

3. 📚Книга, где женщина совершает убийство.

Здесь я предлагаю вспомнить пьесу Льва Николаевича “Власть тьмы” (или “Коготок увяз, всей птичке пропасть”).

Очень рекомендую посмотреть экранизацию постановки Государственного академического Малого театра Союза ССР, просто фантастика.

Кадр из экранизации пьесы "Власть тьмы" в постановке Государственного академического Малого театра Союза ССР. Кинопоиск.ру
Кадр из экранизации пьесы "Власть тьмы" в постановке Государственного академического Малого театра Союза ССР. Кинопоиск.ру

Здесь мы обсудим 32-х летнюю Анисью, жену богатого мужика. Муж- скупердяй ей страшно опостылел. Как тут не закрутить роман с молодым пригожим работником Никитой? Тем более, что мать Никиты, старуха Матрена, жизнью умудренная, готова Анисье подсказать кое-какие методы, чтобы от надоевшего мужа избавиться поскорее.

Лев Николаевич во “Власти тьмы” шекспировские страсти закрутил, не меньше. Хотя, сама история основана на реальном уголовном деле одного крестьянина Тульской губернии.

Анисья вышла бабой безжалостной, слепой в любви, безрассудной и пренеприятнейшей.

4.📚 Книга, в названии которой есть слово "девочка"/"девушка"/"женщина"

Берем “Девчонки умнее стариков”. Эту милую притчу Лев Николаевич написал в 1885 году. Ссора двух девочек-подружек перекидывается чуть ли не на всю деревню. Дело уже почти дошло до драки между мужиками. Пока кто-то не обратил внимание, что зачинщицы беспорядка уже давно забыли о своих обидах и весело играют друг с другом.

5. 📚Книга, в которой главная героиня пожилая женщина (бабушка)

Ох, вот тут сложно пришлось. Долго думала, вспоминала и, конечно, с натяжкой, но нашла одну такую – Паша из “Отца Сергия”.

Пашенька уж давно была не Пашенька, а старая, высохшая, сморщенная Прасковья Михайловна, теща неудачника, пьющего чиновника Маврикьева. Жила она в том уездном городе, в котором зять имел последнее место, и там кормила семью: и дочь, и самого больного, неврастеника зятя, и пятерых внучат. А кормила она тем, что давала уроки музыки Купцовым дочкам, по пятьдесят за час. В день было иногда четыре, иногда пять часов, так что в месяц зарабатывалось около шестидесяти рублей.

"Отец Сергий” – это, наверное, одна из самых моих любимых повестей у Льва Николаевича. Она безусловно не о Паше, которая “не сказать глупая, но безвкусная, ничтожная и жалкая”. Повесть эта о Степане Касатском, дворянине-красавце, которому прочили блестящую карьеру при дворе. Но он внезапно, шокировав светское общество, бросил прелестную невесту-фрейлину и поступил в монахи. Его путь служения Богу оказался полон искушений. Последнему он не смог противостоять. И тогда, разочарованный и раздавленный, он идет к Пашеньке, которую знает по своей прошлой мирской жизни, но не видел вот уже 30 лет. Ангел во сне указывает именно на нее. Паша должна помочь Сергию найти свой истинный путь.

Алла Демидова в роли Паши в фильме "Отец Сергий", 1978 год Кинопоиск.ру
Алла Демидова в роли Паши в фильме "Отец Сергий", 1978 год Кинопоиск.ру

Прасковья Михайловна прожила тяжелую жизнь, полную унижений и лишений. Но не озлобилась, не растеряла любовь свою к людям. Толстой создает этот женский образ таким “сферическим конем в вакууме”, иллюстрируя им свою же теорию “непротивления злу насилием”. Прасковья живет для Бога, “воображая, что живет для людей”. Лев Николаевич выводит в ней свою формулу добра: жить, отключив разум в пользу тотального сострадания.

6.📚 Книга, где есть сцена нахождения женщины в заточении (плен, тюрьма).

Кадр из фильма "Воскресение" 1960 года, режиссер Михаил Швейцер Кинопоиск.ру
Кадр из фильма "Воскресение" 1960 года, режиссер Михаил Швейцер Кинопоиск.ру

“Воскресение” и Катюша Маслова, главная героиня романа, которая осуждена на четыре года каторги в Сибири за преступление, которого не совершала. Катя – это такая беспомощная “щепка” в океане социальной драмы русского общества конца 19 века. Стихия мотает ее, беспомощную, туда-сюда. Ей бы утонуть, так было бы милосерднее. Но судьба как-то заставляет ее постоянно выныривать, дает шанс вдохнуть воздуха, но лишь за тем, чтобы обрушить на нее следующую бурю. Самое печальное, что, оказавшись на дне, ей никто уже не в силах помочь. Даже Дмитрий Нехлюдов, богатый князь, имеющий множество связей в самых влиятельных кругах, и то не может вытащить ее из бездны. На суде, оказавшись в числе присяжных заседателей, Нехлюдов узнает в подсудимой Катерине девушку, которую много лет назад соблазнил и бросил. Он и есть виновник ее падения. Сейчас Катя занимается проституцией и обвиняют ее в убийстве одного из клиентов дома терпимости. Из-за дурацкой судебной ошибки Маслову отправляют по этапу в Сибирь. Нехлюдов, переживающий душевный и нравственный переворот, отправляется за ней. Сможет ли он искупить свою вину перед Катериной?

7. 📚Книга, в которой у женщины много детей (трое и больше)

Тут, конечно, сразу приходит в голову Долли Облонская из “Анны Карениной”, но это было бы нечестно. Об “Анне Карениной” мы уже говорили. Пусть тогда будет Жанна из рассказа “Бедные люди”. Лев Николаевич взял стихотворение В. Гюго «Les pauvres gens» и переложил его в прозу. Получился трогательный маленький рассказ о бедной рыбацкой семье. Они еле сводят концы с концами. Жанна, мать пятерых детей, глубокой ночью, штопая парус, думает о том, что дела может и не так уж и плохи, раз все здоровы и какая-никакая еда еще есть. Лишь бы муж в такую бурю вернулся домой живым и невредимым. Он с утра вышел в море, а уже давно темно на дворе. Тут она вспоминает о своей больной соседке. Она вдова с двумя маленькими детишками и надеяться им совсем не на кого. Жанна бежит ее проведать. В доме темно и холодно, но дети, тепло укутанные заботливой матерью, мирно посапывают в колыбельке. Они еще не знают, что мама умерла.

Жанна, долго не раздумывая, забирает колыбельку с детьми к себе домой. И только там понимает, что сделала – своих пятерых нечем кормить. С ужасом теперь она ждет мужа домой. Какой будет его реакция?

8. 📚Книга, где женщина стала участницей опасного/экстремального путешествия/похода

Тут стоит признать, героев Льва Николаевича обычно ждут опасные приключения в недрах души и совести, а не на природе или в походах. Поэтому простите мне эту притянутую за уши ситуацию с экстремальным путешествием, но другого выхода у меня не было. Пусть будет “Семейное счастье”.

Не самое лучшее раннее произведение Льва Николаевича. Он сам был жутко им недоволен и даже хотел прекратить писать навсегда, осознав “какую постыдную гадость” он создал. К счастью, этого не случилось.

В “Семейном счастье” Толстой препарирует взаимоотношения между мужчиной и женщиной в браке. Причем повествование в романе ведется от лица главной героини – Машеньки.

Кадр из фильма-спектакля "Семейное счастье", 1971 год. В роли Машеньки Маргарита Терехова. Кинопоиск.ру
Кадр из фильма-спектакля "Семейное счастье", 1971 год. В роли Машеньки Маргарита Терехова. Кинопоиск.ру

Ее “опасное путешествие” – это раннее супружество. В 17 лет она выходит замуж за своего опекуна, 37-летнего Сергея Михайловича, которого действительно любит. Но совсем скоро Машенька начинает скучать в деревне, в имении мужа, где они наслаждаются своим семейным счастьем. Пара переезжает в город, Маша блистает в свете. А Сергей Михайлович тяготится в городе. Отношения семейной пары портятся. Кульминацией становится случай за границей, на водах, куда Маша с Сергеем Михайловичем приезжают отдыхать. Машеньке 21 год, она уже мать, но все так же прелестна, кавалеры балуют ее комплиментами. Особенно усердствует один итальянский маркиз. Улучив минуту, при осмотре замка, местной достопримечательности, он признается ей в своей любви и целует. Маша потрясена. Она бежит к мужу, уговаривает его вернуться домой, в деревню. Но ничего о происшествии в замке ему не рассказывает. Через какое-то время между супругами происходит сцена взаимных упреков друг другу. Машенька, видя охлаждение в чувствах мужа к себе, обвиняет его в равнодушии. Он, как старший товарищ, объясняет ей, что любовь –  штука такая, быстротечная. Но не печалься Маша, за страстями и этими глупостями вашими молодыми, есть настоящее чувство семейного счастья.

С этого дня кончился мой роман с мужем; старое чувство стало дорогим, невозвратимым воспоминанием, а новое чувство любви к детям и к отцу моих детей положило начало другой, но уже совершенно иначе счастливой жизни, которую я еще не прожила в настоящую минуту…

Предупредила, так себе по глубине история. К прочтению не обязательна )

9. 📚В названии книги есть женское имя

Не будем опять дергать по пустякам “Анну Каренину”. Нашла у Льва Николаевича небольшой рассказ – “Франсуаза”. Правда, оригинальный рассказ написал Мопассан, перевел его на русский язык какой-то неизвестный, а вот Лев Николаевич внес свои коррективы в текст и написал чуть другой финал.

Корабль “Богородица-Ветров” после четырех лет странствования по морям и портам дальних стран возвращается во Францию. Изголодавшиеся по женской ласке матросы первым делом ищут подходящий для своих нужд притон. Один из них, Селестин Дюкло, обещает привести товарищей в самое лучшее место в городе.

Пьянка и веселье в самом разгаре. У каждого матроса есть своя девица на коленях. Селестин не отстает и тоже обнимает толстую, краснощекую девку, с которой решает немного поболтать. В ходе их диалога выясняются такие неприятные подробности, касающиеся самого Селестина, что он практически теряет рассудок.

10. 📚 Книга о женской дружбе.

Женская дружба, как центральная тема всего произведения, у Льва Николаевича, кажется, не встречается. Но есть чудные примеры женской дружбы в “Войне и мире” между Наташей и Соней и в “Анне Каренине” между Долли и Анной.

А Китти Щербацкая, сестра Долли, и ее “влюбленность” в Анну Каренину?

Вспомним мы и “дружбу” Бетси Тверской, хитрой и коварной светской дамы, которая лишь развлечения ради Анну Каренину подтолкнула к пропасти.

Кадр из фильма "Анна Каренина" режиссера Александра Зархи, 1967 год  Блистательные Татьяна Самойлова (Анна Каренина) и Бетти Тверская (Майя Плисецкая)
Кадр из фильма "Анна Каренина" режиссера Александра Зархи, 1967 год Блистательные Татьяна Самойлова (Анна Каренина) и Бетти Тверская (Майя Плисецкая)

Тонкости взаимоотношений между людьми Лев Толстой видел как под рентгеном. Да, и рассказать о них мог гениально!

Делитесь, какая из женщин Льва Толстого вас больше всего тронула, полюбилась или заставила себя возненавидеть?

И забирайте скорее тэг #ищитеженщину

Пусть он растет и крепнет своими новыми публикациями по женской теме :)