Мое путешествие по странам Персидского залива закончилось пять дней назад, и теперь оно напоминает сказку про Алладина и его волшебную лампу. (Кстати, соображения на тему, какой именно была лампа, вы можете прочитать здесь: "Как на самом деле выглядела волшебная лампа Аладдина?"). Но ассоциация совсем не связана с чудесами. Они о другом! Теперь, стоит пересмотреть фото с путешествия, как словно джинн из волшебного светильника, выскакивают идеи-подсказки-планы-проекты и для строительства, и для оформления домов. Постоянные читатели этого дзен-блога знают, что зовут меня Алексей Норкин, я руководитель строительной компании "Атлант" (Краснодар), и мои интересы связаны с главным профилем работы.
О некоторых идеях, почерпнутых в дубайском ресторане "Розы всегда" (правда, оказалось, чуть ранее эту идею реализовали в Сеуле, Москве и Петербурге), я уже рассказал. Об использовании монохрома и 2D визуализации в пространстве можно прочитать здесь:
Один из подписчиков в комментариях задал вопрос: а нельзя ли ознакомиться с идеями "с точностью наоборот", в которых, напротив, фокус внимания был бы на цвете?
"Трах-бабах!" как содержание стиля.
Такие проекты есть. Их реализует стиль "поп-арт" или "pop-art" в английском исходнике. Полное название стиля "popular art" или "популярное искусство".
Слово "pop" имеет такие синонимы, как "plop", "bang", "swat", что означает "резкий хлопок", что-то типа "бах-бабах!", из чего следует, что стиль поп-арт - это, конечно, штука народная, но взрывная. Это что-то типа "пощечины общественному вкусу", - очень уж эпатажное и шокирующее явление. Бунтарство такого рода было предтечей движения хиппи, но более поздняя субкультура была миролюбивой и любвеобильной, о чем говорит девиз "детей цветов" - "Make love, not war!" ("Занимайтесь любовью, а не войной!").
Поп-арт 50-60 -х был агрессивнее, напористее. Оставив философию и лозунги культуры за рамками нашего внимания, рассмотрим поп-арт только в узком аспекте преображения интерьера.
Поп-арт считался протестом против безликих, пресных, гладеньких родительских мирков. Там, где папа и мама выбирали скромный беж для стен, милые послевоенные дети требовали дикой синевы, испещренной малиновыми кругами или полосами ядовито-желтого цвета. Это было время экспериментов в рекламе, фотографии, книгопечатании. Бедная Монро, лицо которой откатали на разных фонах, стала с подачи Энди Уорхола, иконой тех лет. Типографические ошибки, смазанные напластования цвета один на другой, искаженные линии, неправильный залив поверхности красками - это все немедленно превращалось в инструментарий новых дизайнеров.
Внешние эффекты вылезли наружу. Внутреннее содержание было погребено под пирамидами цвета, аксессуаров, деталей и разной фигни.
Ирония по отношению к дедушке стиля
Современный поп-арт наследует поп-арту 60-х, но относится к своему "дедушке" иронично.
Расцвет первой волны был связан с визуальным взрывом - появились глянцевые журналы (и это после эпохи журнала-носителя знаний), распространилось ТВ, в химической промышленности появились яркие пигменты, люди послевоенного времени стали одеваться смелее и ярче ( в СССР яркость усвоили "стиляги").
Расцвет новой волны - это стёб над порядком надоевшим глянцем и гламуром. Это пощечина поп-арту первой волны.
При том, что поп-арт всегда балансирует на грани вульгарности и безвкусицы, он не должен переступать границу недозволенного.
Довольно известна история, что Матисса за его "Танец" критиковали, и типичной реакцией была: "Да мой малолетний сын лучше нарисует!".
Не нарисует. Чтобы написать картину, как это делал Андре Матисс, надо получить изрядное художественное образование, учиться у лучших художников своего времени, иметь вкус, меру и тонко чувствовать цвет.
Тоже самое можно сказать про поп-артовские интерьеры. Они вроде очень просты - бери поярче, ставь погуще. Но это заблуждение - считать, что пестрота делает стиль стилем.
В голубом интерьере, что на фото ниже, мы увидим объединяющий цвет: голубой и темно-синий обрамляющий. В качестве контраста использованы желтый и красный - чистые основные цвета колористики. Поэтому вроде бы пестрый интерьер вполне сбалансирован по краскам и деталям.
"Все стало вокруг голубым и зеленым" в проекте интерьера восточного типа. Красок вроде много, все очень ярко, а по сути солируют синий, белый, зеленый.
Ниже на фото цвета много, однако он умеренно заполняет пространство с шокирующими деталями: пальцем с неприличным жестом, античной статуей в панаме, чайником, змеей. Интерьер кажется перегруженным деталями: но снимите с бюста античного героя панаму и уберите чайник - получится интерьер всерьез. И именно две "лишние" детали вызывают улыбку - ведь в сочетаемости несочетаемого и заключается очарование стиля.
Иногда стиль уходит в непривычные формы и непонятную графику. Смысл поп-арту не нужен. Важно впечатление, но в части художественного наслаждения, а в части ошарашенности. Так нельзя? - стало быть в поп-арте можно.
Поп-арт невероятно пёстр и ярок, но он не впадает ни в восточную пышность, ни в цыганскую псевдороскошь. Всякий перебор - свидетельство профессиональной незрелости дизайнера.
Детали интерьеров зачастую рассчитаны вовсе не на современных "повес" и "стебников", а ...внезапно... на интеллектуалов. "Бабах!!", хлопок, и вот уже Грегор Замза передает нам привет: проснувшись утром, он обнаруживает, что превратился в огромное мерзкое насекомое. Интерьер полон метаморфозами Кафки или визуальными цитатами из Библии. Это не требует расшифровки, угадывания первоисточника. Тут все проще: понимающему - достаточно. Несведущим незачем париться над символикой. Ведь это очень легкий, народный стиль!
990
Полосы, крупные цветы, зигзаги - геометрические узоры и абстрактные пятна - это поп-арт. Нравится? Многие скажут: на любителя. Но вот "любителей" поп-арта мало, в основном, профессионалы дизайна.
Игровое начало, тяготение к чудачествам в наш рациональный мир, внесение сумасшедшинки в размеренное и отягощенное смыслами пространство - вот что такое поп-арт сегодня.
Кто там в медальоне над кроватью? Мудрец, философ или французский аристократ Сен-Симон, которого будили каждый день словами:
- Вставайте, граф, вас ждут великие дела!
Легкость переходов стиля изумительна! Это то One Way Ticket, с вектором на удивление и замешательство, с односторонним направлением в футуристическое пространство интерьера....
...то заныривание во времена напудренных маркиз и из кавалеров в ливреях.
Пространства поп-арта в больше степени похожи на страницы комиксов, в которых человек живет то на положении птички в клетки, то на положении младенца, которому в руки дали книжку и фломастер, то как творец своей микровселенной с солнцем вместо лампы и ванной с фламинго вместо моря.
Интерьер в стиле поп-арт для смелых и бесшабашных. Но разве вы не такие?