Найти тему

Проект лицея нового поколения разорвёт школьную систему надвое

Tania Melnyczuk, unsplash.com
Tania Melnyczuk, unsplash.com

Крупная российская девелоперская компания презентовала проект лицеев нового поколения. Один из них появится в Московском районе Петербурга к середине 2025 года. Формат такого учебного заведения можно охарактеризовать как «государственный – улучшенный». Базовые элементы, как и в обычной средней школе, бесплатны, при этом родителям предлагается «усиливать и расширять образовательный спектр» за счёт широкого набора дополнительных платных опций с упором на профориентацию.

Новации коснулись и штатного расписания. В лицеях будут работать тьюторы, то есть наставники или коучи, выражаясь на новоязе, которые помогают ребёнку составить личную образовательную траекторию и успешно двигаться по ней. Предусмотрена и ещё более экзотическая для средней школы должность – академический директор.

Откроем базы вакансий. Подобная позиция открыта только в нескольких частных языковых онлайн-школах. От соискателей требуют знания английского на уровне не ниже С1 (профессиональное владение), а также наличия высшего педагогического образования. Среди обязанностей академического директора найм и адаптация преподавателей, контроль за качеством их работы, организация для них тренингов профессионального роста.

Campaign Creators, unsplash.com
Campaign Creators, unsplash.com

Всё это напоминает работу начмеда (начальника по медицинской части) в поликлиниках и стационарах – второй по значению персоны после главного врача. Начмедом может стать клиницист высшей категории, отвечающий за качество лечения пациентов. Он организует и проводит больничные советы и возглавляет консилиумы специалистов по сложным случаям врачебной практики.

Начмед, как и академический директор в образовательной организации – первый среди равных. На первый взгляд в их компанию можно отнести и обычных школьных завучей по учебно-воспитательной работе. Но это будет некорректно. Типовая должностная инструкция заместителя директора школы гласит: «он должен, как правило, иметь образование по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент» и «Управление персоналом», то есть быть не предметником и даже не педагогом, а прежде всего администратором. А консультации участникам учебного процесса он даёт только «по принципиальным вопросам».

В медицине шефом-наставником быть проще, чем в образовании. Врачей обучают в вузах, где существует один главный факультет – лечебный. Там готовят всех кроме педиатров, стоматологов и фармацевтов. Его выпускник, будучи, например, анестезиологом, тем не менее, прекрасно поймёт профессиональный разговор двух хирургов или ортопедов. Соответственно, сможет работать начмедом в многопрофильном стационаре. По этой же причине позиция академического директора распространена преимущественно в английских школах – лучшие знатоки языка там патронируют менее профессиональных коллег.

unsplash.com
unsplash.com

Кем будет академический директор в общеобразовательном лицее, ориентирующем своих учеников на подготовку базы для достижения успеха в будущей профессиональной деятельности? Шефом для предметников он быть не сможет. Значит, будет, скорее всего, супер-коучем, то есть наставником для тьюторов.

В обычной школе подобное просто невозможно. Там ученикам сложно выстраивать индивидуальные траектории, поскольку за пределы гарантированного государством образовательного минимума они не выходят. А оплата дополнительных опций большинству родителей просто не по карману.

Не случайно идея нового лицейского формата исходит от девелоперов. Они хорошо знают потенциального покупателя своей недвижимости, его желания и возможности. Наверняка лицейский проект предназначен для жилых комплексов бизнес-класса, премиум и элитных. А для классов комфорт и эконом сохранится сегодняшний преимущественно деградирующий формат одиннадцатилетки общего профиля.

Shark Ovski, unsplash.com
Shark Ovski, unsplash.com

Поскольку новый лицейский формат построен по принципиально иной логике, то со временем он, очевидно, будет отходить всё дальше от стандартной школы. Значит, со временем для них могут потребоваться отдельные ФГОСы (федеральные образовательные стандарты). Образовательная система, таким образом, попадает в ситуацию потенциального раскола. Хотя основной риск у двух осколков некогда целостной системы останется общим – потеря качества образования.

Лицеи рискуют всё дальше отходить к чистой коммерции, взимая с состоятельных родителей денежные суммы не всегда адекватные реальному уровню образования. А обычные школы продолжат клониться к закату из-за формализма, попустительства и сведения образовательного процесса к натаскиванию на ЕГЭ.

Кстати, в США качество образования в public school (государственные школы) уже давно разделено по территориальному принципу. Дело в том, что там зарплаты учителей и уровень материального оснащения в наибольшей степени зависят от стоимости жилья на окружающей территории. Бесплатные школы финансируются за счет налога с владельцев недвижимости, где сборы напрямую зависят от её стоимости. Поэтому для того, чтобы оценить школу американцы интересуются, прежде всего, ценой близлежащих домов и квартир. Скоро так будет и в России.