Программные задачи:
- формировать у детей вокально-хоровые и танцевально-ритмические умения;
- развивать способность к восприятию музыкальных образов и их выразительной передаче в движениях в соответствии с характером музыки;
- воспитывать творческое отношение к различным видам музыкальной деятельности.
Материал и оборудование: свиток, школьный рюкзак, мелкие игрушки, воздушный шарик, катушка ниток, муляжи яблока, печенья, бутерброда, пакет, школьные принадлежности, рогатка, комок бумаги, метла, дневник с отметками, сундук, бутафорский меч, подушечка с письмом, мягкие игрушки, наполненные гелием воздушные шары по количеству детей, аудиозаписи: торжественной, весёлой, быстрой музыки, колыбельной, лирических мелодий, презентация «Любимый сад», «трон», мультимедийная установка.
Действующие лица: Царь, Стражник, Баба Яга — взрослые, Гонец — ребёнок.
Ход проведения выпускного праздника
Звучит лирическая мелодия, в празднично украшенный зал входят ведущие.
1-й ведущий.
С детским садом расстаётся
Этим утром детвора,
Грустью в сердце отзовётся
Эта светлая пора.
2-й ведущий.
Ребята все большими стали,
Скоро в школу, в первый класс,
И сегодня в этом зале
Они выступят для нас!
Под торжественную музыку в зал входят дети.
Песня про детский сад (по выбору музыкального руководителя)
Дети садятся на ковёр. На экране демонстрируется презентация «Любимый сад».
1-й ведущий. Дорогие друзья, мы были вместе целых четыре года! Дни и месяцы шли, наши детки росли. Выросли большие — вот какие! (Показывает на детей.)
2-й ведущий. Много раз в этом зале мы попадали в страну сказок, где встречались с разными сказочными героями. Вот и сегодня мы приглашаем вас в сказочное царство, в тридевятое государство!
Звучит торжественная музыка, входят Царь и Стражник с «мечом», проходят по кругу.
Царь. Ай-ай-ай! (Качает головой.) Что это вы царя не подождали, без меня бал начали? Непорядок, ох, молодёжь… За вами не угонишься. Так, начинаем сначала. Всё лишнее убрать, трон поставить здесь! (Показывает место.)
Стражник выносит «трон», Царь садится.
Царь. Ага, спасибо… (Задумывается, вскакивает.) А сундук-то, сундук мой?!
Стражник. Да здесь он, на месте. (Указывает на сундук.)
Царь. Хорошо, значит, всё готово. Стражник, открывай выпускной бал и покажи свои умения!
Стражник. А что мне показывать, у меня ать-два — и готово! (Машет «мечом».) Так, ребятки, встали, ать-два! Живей-живей! (Дети встают и выполняют задания Стражника.) Направо, ать-два! Налево, ать-два! На месте шагом марш, ать-два, ать-два! Сели, ать-два! Всё, праздник закончился, все по домам, до свидания! Ать-два!
1-й ведущий. Ну уж нет, дорогой Стражник, мы не хотим, чтобы наш бал вот так закончился!
Царь вскакивает с «трона».
Царь. И в самом деле, раскомандовался тут! Это же детишки! Кстати, а ты гостей пригласил?
Стражник. Гостей? Пригласил (показывает рукой в зал), смотрите, Царь-батюшка, сколько их!
Царь. Так… Сейчас проверим. Главный министр… (называет имя, отчество заведующего).
Стражник. Прибыл.
Царь. Главный советник министра (называет имя, отчество заместителя заведующего по основной деятельности) на месте. Главный церемониймейстер (называет имя, отчество музыкального руководителя) здесь. Так… Придворный лекарь (называет имя, отчество медицинской сестры) на посту, придворный психолог (называет имя, отчество педагога-психолога) здесь, министр физкультуры и спорта (называет имя, отчество руководителя физического воспитания) тоже есть, царский завхоз (называет имя, отчество заместителя заведующего по хозяйственной работе) прибыл, царские повара тут. Родители детей (вглядывается в зал) тоже на месте!
Стражник. Да я всех пригласил!
Слышится стук в двери.
Царь. Кто там рвётся во дворец?
Стражник. Это с сумкою гонец!
Звучит быстрая музыка, входит Гонец с письмом на подушечке, подходит к Царю.
Гонец. Славься, славься, наш государь!
Царь. Письмо? Давай сюда!
Гонец отдаёт письмо и уходит.
Царь. Тут о чём и от кого?
Стражник. Грамотея нет у нас, ты его прогнал вчерась!
Царь. Ну, тогда ты прочти, что здесь написано.
Стражник. Я? (Берёт письмо, крутит.) Б-б-б-б-б-болотушки? Т-т-т-т-тресушки? Ой, не силён я в чтении, батюшка, не умею. (Отдаёт письмо Царю.)
1-й ведущий. Ваше величество, позвольте нам. Наши ребята уже многие буквы знают, мы поможем прочитать. (Читает вместе с детьми: частушки.)
Царь. Частушки, слыхал? (Обращается к Стражнику.) Ну-ка, отдай царскому музыканту, пусть сыграет.
Дети исполняют частушки.
Стражник (обращается к детям). Вот вы в школу собираетесь, а многое ли вы умеете?
2-й ведущий. Конечно! Наши ребята в детском саду многому научились: и стихи читать, и песни петь, и танцевать, буквы и цифры знают.
Царь. Ах, какая прелесть! А скажите-ка мне, детишки, умеете ли вы...
Стражник. Драться?
Царь. Да нет! Умеете ли вы?..
Стражник. Кусаться?
Царь. Да погоди же ты! Я хотел спросить, умеют ли они..
Стражник. Обзываться?
Царь. Да что это такое?! Нет! Не мешай мне, Стражник! Я хочу узнать у детишек, умеют ли они дружить?
2-й ведущий. Конечно, Ваше величество, и дружить мы научились, и помогать друг другу.
Танец друзей (по выбору музыкального руководителя)
Стражник. Всё-то вы умеете, всё-то вы знаете… (Задумывается.) О, придумал! Вот вам ещё задание, называется «До, ре, ми».
2-й ведущий. И что нужно делать?
Стражник. Петь! Как я! (Обращается к музыкальному руководителю.) Ну-ка, не мешай, отойди. (Подходит к пианино, начинает «играть и петь».)
Царь (вскакивает с «трона»). Ой, Стражник, у меня от твоего пения уши заложило, ну тебя! Пусть лучше споют детишки!
Стражник. Думаешь, лучше меня споют?
Царь. Вот мы сейчас и послушаем.
Песня про школу (по выбору музыкального руководителя)
Царь. Слышал, Стражник, как петь надо?
Стражник. Да ладно, научусь.
Царь (достаёт платок, вытирает «слёзы»). Я вот сижу и думаю: уйдут все детишки в школу — станет в саду тихо и скучно… С кем мы будем праздники проводить?
Стражник (грустно). Не знаю…
2-й ведущий. Ваше величество, не огорчайтесь. Наши ребята уйдут в школу, а на смену им придут малыши. (Обращается к детям.)
Теперь настал тот час,
Когда мы, провожая вас,
Хотим на прошлое взглянуть,
Страницы детства повернуть.
Встречайте, малыши
Поздравить вас пришли!
Звучит музыка, в зал входят дети первой младшей группы с воспитателем дошкольного образования.
Ребёнок первой младшей группы.
Мы — забавные, смешные,
Были ведь и вы такими.
Мы немножко подрастём,
Тоже в школу к вам придём!
Танец малышей (по выбору музыкального руководителя)
Звучит музыка, дети первой младшей группы уходят.
Царь. Ну, теперь я спокоен, есть смена вам, пусть подрастают малыши!
Стражник. Царь-батюшка, порезвились, и хватит, тихий час у нас.
Звучит колыбельная. Царь зевает и «засыпает».
Стражник. Спи, спи, я рядом посижу, твой сон охранять буду.
За дверями слышится чихание.
Царь. Что это? (Вскакивает.)
Стражник. Это кто чихает? (Обращается в зал.) Если кто-то заболел, марш домой!
Чихание раздаётся ещё громче. Звучит музыка, в зал вбегает Баба Яга с метлой.
Баба Яга. Ага, а вот вам и сюрпризик! Эге-ге-ге, честной народ, Бабка Ёжка идёт! Ишь, веселятся они, балы устроили, а меня, Ягусеньку, одну оставили?! Мне же скучно!
Стражник. Как ты царский сон посмела нарушить?!
Баба Яга. Ах, вы спатаньки захотели? Вот и спите в своих царских хоромах! Нечего тут на всех сон наводить! Ишь, какие! (Начинает «колдовать».) Чур их, чур!
Царь и Стражник быстро отходят к дверям спиной и уходят — «исчезают».
Баба Яга. Вот я их заколдовала! Деточки мои, ах, какие вы красивые, с иголочки одетые! Футы-нуты, лапти гнуты! (Глядит на ведущего.) А платье-то как раз на меня! Давай меняться! Я тебе свою юбочку отдам, ну подумаешь, с дырочкой.
1-й ведущий. Не буду я с тобой меняться! У нас вообще-то здесь выпускной бал проходит. Мы тебя и не ждали. Откуда ты появилась?
Баба Яга. А, так это вы, деточки, выросли, да? Умненькие стали, в школу собрались? А вы хоть знаете что в школу с собой брать надо?
2-й ведущий. Конечно, все знают, что и как в школу собирать.
Баба Яга. Ага, сейчас и проверим.
Игра «Собираемся в школу»
Участвует семья: папа, мама, ребёнок. На столе лежат мелкие игрушки, школьные принадлежности, школьный рюкзак, воздушный шарик, катушка ниток, муляжи яблока, печенья, бутерброда, пакет. Звучит весёлая музыка, и каждый участник выполняет своё задание: ребёнок складывает школьные принадлежности в рюкзак, мама собирает завтрак в пакет и отдаёт ребёнку, он кладёт его в рюкзак, папа надувает шарик, завязывает его ниткой и отдаёт ребёнку. Всем нужно успеть выполнить задания, пока звучит музыка.
Баба Яга. Ух, какие вы молодцы! Я, наверное, с вами в школу тоже пойду. Позавтракаю хоть.
1-й ведущий. Да поздно тебе уже в школу, Баба Яга.
Баба Яга. Чего это поздно? Я ещё совсем молодая, мне только сто годков стукнуло!
2-й ведущий. Многовато для школы.
Баба Яга. А учиться никогда не поздно, правда, ребята?
1-й ведущий. Ну, хорошо, что ты умеешь? Читать, писать, считать?
Баба Яга. Нет, не умею. Зато я умею стрелять (достаёт рогатку, стреляет комком бумаги в зал). Умею девчонок за косы дёргать! На ступе своей летаю быстрее всех. Неужели этого мало?
2-й ведущий. Баба Яга, много, конечно, ты всего умеешь. Только в школе это не пригодится.
Баба Яга. Ладно, сейчас проверю, что вы знаете о школе! А то, видишь, умненькие все стали.
Загадки про школу
Я большой, я ученик!
В ранце у меня... (дневник).
На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладёшь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я —... (пенал).
В библиотеке мы живём
И служим всем для чтения,
Стихи в нас, сказки с волшебством,
Романы-приключения. (Книги.)
Посмотрите на меня —
Сбоку у меня поля,
Для задачек будут, детки,
На моих страницах клетки,
А для разных упражнений
Я — в линейку, без сомнений.
Это — лёгкая загадка:
Каждый знает, я —... (тетрадка).
Баба Яга. Не пойму я никак. Если вы всё знаете, чего тогда в школу идти? Была я в той школе… 3 раза во втором, 2 раза в третьем классе. У меня дневник остался (показывает дневник с отметками), а там даже одна десятка есть — по гаданию и колдовству. Я тут вашего Царя заколдовала и вас заколдую, если будете меня обижать.
1-й ведущий. Баба Яга, наши ребята никого не обижают. Сейчас они тебе музыкальный подарок сделают.
Танец с игрушками (по выбору музыкального руководителя)
Баба Яга. Молодцы, детишки, не буду вас заколдовывать, порадовали меня! Повеселела я, поумнела! Пора домой лететь, отдыхать.
2-й ведущий. А зачем ты Царя со Стражником заколдовала? Тоже веселилась?
Баба Яга. Так это я из вредности. Запоминайте слова: «Чорики, морики, чорики — брысь, Царь со Стражником в зал явись!».
Дети повторяют слова, звучит музыка, Баба Яга «улетает» на метле, Царь и Стражник возвращаются.
Царь (зевает). Ой, Стражник, слушай-ка, мне такой странный сон приснился, как будто к нам на бал Баба Яга прилетела.
Стражник. Да ты что! А это потому, что ты всё работаешь, себя не жалеешь. Я тебе говорил, отдыхать надо, детей в школу отправлять, царство закрывать. Я даже объявление приготовил.
Царь. Какое объявление?
Стражник. Сейчас покажу. (Достаёт из сундука свиток.) Сказочное царство, тридевятое государство временно закрывается. Все ушли в школу.
Царь. Молодец! А самое главное дело ты выполнил?
Стражник. Какое?
Царь. Ты с родителей клятву взял?
Стражник. Забыл…
Царь. Родители, вставайте, слушайте внимательно и отвечайте.
Стражник.
Детям в учёбе поможем всегда! (Да!)
Чтобы детьми была школа горда! (Да!)
Клянёмся детей не ругать никогда! (Да!)
Только слегка пожурить иногда! (Да!)
Будем спокойны, как в речке вода! (Да!)
Мудрыми будем, как в небе звезда! (Да!)
Царь. Садитесь, дорогие мамы и папы! Мы с вашими ребятами теперь спокойны. (Обращается к детям.)
В школу вас я отпускаю и учиться разрешаю,
Но прошу не забывать и детский сад наш навещать.
До свиданья, детвора, а нам…
Стражник. На царскую службу пора!
Царь и Стражник уходят под торжественную музыку.
1-й ведущий.
Ну а сейчас для вас звучит прощальный вальс!
Прощальный вальс (по выбору музыкального руководителя)
1-й ведущий.
Пора расставаться, закончился праздник,
Но грусти не надо, не нужно и слёз.
Давайте улыбаться, ведь жизнь так прекрасна.
Она состоит из мечтаний и грёз.
2-й ведущий.
И солнце, и небо, и звёзды, и ветер
Нам ласково шепчут: «Пора, друг, пора».
И где бы вы ни были, пусть путь будет светел.
Мы всем пожелаем…
Вместе. Любви и добра!
1-й ведущий.
Дорогие выпускники, с добрыми напутственными словами к вам обращается… (называет фамилию, имя, отчество заведующего).
Заведующий поздравляет детей, вручает им дипломы и подарки.
2-й ведущий.
Чтоб исполнились желанья и сбылись мечты,
Пусть взлетают прямо к солнцу разноцветные шары!
Сейчас мы выйдем на улицу, загадаем желания и отпустим свои шарики высоко в небо!
Звучит лирическая мелодия. Дети отпускают шары в небо.