Чтобы утащить в небо тяжёлый боевой корабль Ту-95 или Ту-142, у него под крылом ревут четыре двигателя НК-12 с винтами АВ-60. Почти такие же двигатели, только на «пониженной передаче» — с винтами АВ-90, — стоят на «Антее» Ан-22.
И если у реактивного двигателя тяга создаётся непосредственно самим двигателем, то у турбовинтового есть «ведущий мост» — редуктор — и «колесо» — винт или винты. Всё это добавляет веса, но придаёт двигателю и всему самолёту нужные характеристики. Ту-95 и Ту-142 являются рекордсменами своего времени по дальности и времени полёта без дозаправки именно благодаря двигателям.
И именно время в воздухе — одно из слагаемых, благодаря которому Ту-95 в небе уже больше 70 лет и помимо бомбардировочной породил противолодочную и другие модификации, а его мясищевские конкуренты М-4 и «тройка» 3М давно ушли в небытие. Дальность-то у них почти одинаковая, но вот висеть в небе Ту-95 может дольше, а для боевого дежурства это важно — дольше можно висеть с ядерной ракетой у восточного побережья вероятного противника или над океаном в поисках подлодки.
15 тысяч лошадиных сил НК-12 укрощает и передаёт на винты редуктор:
Хотя по его виду не скажешь — размером с КПП грузовика, которая передаёт мощность раз в 40 меньше. Вот он на стропе:
На входе (вал справа) у него 8300 оборотов в минуту, на выходах (длинный вал и омеднённый короткий слева — валы к переднему и заднему винтам) — по 735 мин⁻¹). Масса этого стального чуда техники, как оказывается — всего 362 кг:
Конечно, передняя часть редуктора не висит в воздухе — как видно на снимке выше, она стоит в конусообразном картере. Он называется картером заднего винта, в нём на трёх подшипниках стоит вал, на который непосредственно навешивается задний винт, а в этом валу стоит омеднённый носок корпуса редуктора.
Тяжёлый стальной вал, три огромных подшипника (они хорошо видны вверху на снимке), сам картер из лёгкого сплава и два регулятора винтов Р-60 — лёгким такой узел быть не может:
С регуляторами, как видим — 295 кг. То есть лишь «ведущий мост» весит около 660 кг, а весь двигатель — 3,5 тонны.
Как устроен сам двигатель НК-12 — в отдельной статье:
А какие модификации Ту-95 и Ту-142 сейчас летают — в другой статье:
Обновления моего канала и нескольких других по транспорту также выходят в Телеграме, ибо лента Дзена порой показывает что угодно, но только не наши статьи:
На сегодня всё!
—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—