Недавно под одной из статей про стратегические бомбардировщики я прочёл весьма недалёкий комментарий — мол, в наши дни тяжёлые бомбардировщики не нужны. И вообще — их можно накрыть древними советскими беспилотниками, как недавно попытались.
Конечно, сейчас с помощью китайских дронов ведутся и разведка, и гранатометание в дымовые трубы, а секреты можно передавать без наклейки микроплёнок под почтовые марки — через Сеть, но и классические тяжёлые методы общения держав никуда не делись. Тем более что главное предназначение «стратегов» — запускать крылатые ракеты, по сути те же беспилотники. Расскажу об этом как работавший на туполевской тяжёлой технике, о которой уже писал художественно.
Возьмём классику нашей дальней авиации — Ту-95, в уходящем году отметивший своё 70-летие, и его брата в тельняшке — Ту-142. И удивимся, сколько всего они умеют. О двигателе Ту-95 и его уникальном редукторе, пропускающем через себя 15 тысяч лошадиных сил, я уже рассказывал:
Как измерить силушку богатырскую у самолёта. Часть I
Мирное медвежье сердце — НК-12СТ, двигатель для газоперекачки
Сразу скажу, что сейчас обычных для моих статей глубоких технических подробностей не будет, равно как и не будет свежих снимков изнутри этих машин — будут либо опубликованные до начала СВО, либо из открытых источников. Ибо эта техника хоть и произведена ещё в СССР и прошла нелёгкий путь (часть её была распилена противником за рубежом), но действующей военной быть не перестала.
Итак, самолёт 142 — именно с этих цифр начинаются номера его чертежей, по ним его знают заводчане. Первый Ту-142, созданный на базе старого Ту-95, появился в конце 70-х годов и предназначался для морской авиации — борьбы с подводными лодками.
Модернизация оказалась удачной, поэтому через несколько лет сделали «перекрёстное опыление» — уже на базе Ту-142 был создан новый ракетоносец Ту-95МС. Всё семейство Ту-95 можно узнать по уникальному сочетанию винтов и стреловидного крыла, по соосным винтам, а конкретно МС — по «бороде» обтекателя радиолокатора, ни с чем не спутаешь:
В течение 1980-х годов и до середины 1990-х выпускались Ту-95МС, Ту-142МК и Ту-142МР — ракетоносная, противолодочная и связная машины. Первые две могут оборудоваться под разные задачи. Начнём с ракетоносца.
К сожалению, в декабре сего года на пару аэродромов тяжёлых бомбардировщиков прилетели советские беспилотные аппараты, предположительно Ту-141. Довольно тяжёлые и сложные аппараты наземного старта, а чем сложнее каждый аппарат — тем меньше их можно произвести при тех же затратах.
Чтобы БПЛА не решали задачу «взлететь», а решали только задачу «долететь» — надо превратить их в аппараты воздушного старта, то есть крылатые ракеты. Для их запуска и предназначен стратегический ракетоносец.
Изначально Ту-95МС — преемник Ту-95К — создан для того, чтобы с дозаправками довезти до рубежа атаки 6 крылатых ракет и выпустить их по территории всемирного жандарма. Они подвешиваются в грузоотсеке (брюхе) на барабане МКУ-6-5 (многопозиционная катапультная установка) и не мешают полёту лишними выступающими частями. МКУ может ставиться не только на Ту-95МС, вот она с ракетами на другом туполевском «стратеге»:
Для дозаправки в воздухе на носу Ту-95 установлена штанга-приёмник, а в паре с тяжелобомбардировочным полком работает полк заправщиков Ил-78. Такие полки по стране есть и успешно несут боевое дежурство.
Таким образом Ту-95МС — многоразовый ракетодром, предназначенный для запуска за один раз сразу нескольких относительно дешёвых беспилотников. И если в «базовой комплектации» он уносит в небо до 6 ракет, то с «полным электропакетом» умеет аж 16 — ещё 10 подвешиваются на наружных балочных держателях (БД).
Эти держатели — довольно сложные агрегаты, включающие даже систему кондиционирования ракет. И они сейчас производятся в России. Вот самолёт с четырьмя БД:
Кстати, обратите внимание, что тележки основных опор подставили спины потоку — идёт уборка шасси, о хитрой туполевской кинематике я рассказал в 25-х «Тушкиных»:
Эти держатели двойные, каждый вывозит по две ракеты — итого «медведь» может уволочь в небо сразу 14 беспилотников. А если надо — за внешними двигателями ставятся ещё одинарные БД, тогда самолёт пустит 16 ракет. Каждая, напомню, способна нести стратегический ядерный заряд мощностью 0,5 Мт (около 40 Хиросим), а может и неядерный, что уже не раз было продемонстрировано и в 2015 году, и в 2022. По разумной мишени Ту-95 ядерной ракетой не стрелял ни разу. Надеюсь, и не выстрелит.
Конечно, эта гроздь БД здорово тормозит самолёт даже без ракет — режимы двигателей ощутимо выше, а с ракетами он и вовсе взлетает благодаря кривизне планеты. И дальность до всемирного жандарма не выдаст даже с дозаправками — но это и не нужно. Самолёт поднимет в небо, довезёт до границы и выпустит эскадрилью тяжёлых беспилотников, каждый из которых пойдёт своей дорогой.
Каждый из этих беспилотников значительно проще, дешевле и компактнее (что важно для хранения и перевозки), чем аппарат наземного старта, так как рассчитан лишь на один режим полёта — крейсерский. Конечно, у такой схемы есть и минусы — но, как видим, она применяется, значит, есть за что. Итого уже две профессии одного самолёта — может увезти немного ракет за океан, может сбросить много с безопасного расстояния. Переходим к морским версиям Ту-95.
Морская авиация — это не только авианосцы, которых у России немного (с самолётами — только один, «Адмирал Кузнецов»), но и противолодочники, разведчики, ретрансляторы... Самый тяжёлый противолодочник России — на фото выше, Ту-142МЗ, с завода выходивший под именем Ту-142МК. Буквы означают тип установленного комплекса оборудования — если при строительстве был заложен комплекс «Коршун», то Россия выпустила и установила на самолёты комплекс «Заречье».
Задач у комплекса по сути три — слушать океан с помощью буёв радиогидроподсистемы (РГП), определяя шум винтов и агрегатов кораблей; искать надводные корабки и рубки всплывших подлодок с помощью радиолокационной станции (РЛС) нижнего обзора; определять корабли по магнитному полю при помощи магнитометра.
А что делать дальше — зависит от оборудования самолёта. Ту-142МЗ можно снарядить на поисковый вариант — установить в грузоотсеке кассеты на несколько сотен буёв РГП, а можно на боевой вариант — машина будет нести как буи, так и ракеты-торпеды, которые, пролетев бóльшую часть пути, могут нырять и поражать даже подлодки.
А подлодка может оказаться не только относительно безобидным «охотником», но и стратегическим ракетоносцем, несущим столько ядерных мегатонн, сколько не увезёт эскадрилья Ту-95МС. Надо уничтожить её раньше, чем она выпустит свой «магазин». Ещё плюс две профессии «медведю» — поиск и уничтожение кораблей.
Этот снимок уже был в упомянутой статье по шасси. Знакомьтесь — Ту-142МР «Орёл», где буква Р означает «ретранслятор». От МК/МЗ его можно отличить по узкому носу без остекления, ряду других мелких признаков, а также по иной форме обтекателя на брюхе. Это не РЛС, это ВАУ — выпускное антенное устройство, стрелкой показан конус-стабилизатор.
В статье по радиолокации я говорил об особенностях прохождения радиоволн разных частот, там же есть и снимок ВАУ:
Вода, особенно морская, начисто перекрывает путь радиоволнам всех типичных диапазонов, сквозь неё проходят лишь сверхдлинные волны (СДВ), для работы на которых, особенно на передачу, нужна сверхдлинная антенна. Поэтому для передачи команд на подлодку, на находящуюся в подводном положении, нужна сверхдлинная антенна, которую «Орёл» и возит в грузоотсеке.
При работе тросовая антенна выпускается на несколько километров. Засчитываем действующим модификациям Ту-95 пятую профессию — помимо работы в роли стратегической авиации и борьбы с чужим стратегическим флотом они ещё и участвуют в командовании своим стратегическим флотом. Неплохое совмещение профессий для 70-летнего самолёта.
Итого — тяжёлое скоростное вооружение, коим являются боевые самолёты, у нас есть, оборудование и «патроны» для них модернизируются и выпускаются, и в запасе машин ещё стоит очень много. Броня крепка и танки наши быстры! Надо лишь качественно работать, чтобы поддерживать крепость и скорость. На днях вот в Казани выкатили два Ту-160М.
Один из них произведён ещё в Союзе, а второй — новый. Это безумно сложный в производстве самолёт даже по меркам авиации, в частности, нужны сварка и обработка огромных титановых конструкций, а она идёт в безводном вакууме либо нейтральном газе, одна попавшая в камеру песчинка может свести на нет все старания. Но мы справляемся.
А я на сегодня прощаюсь! Всех с наступившим 2023-м!