Найти тему
Сергей Михеев

Государственность многих постсоветских стран выдуманная и незрелая

В Молдавии культивируются антироссийские настроения. Политики Молдавии из автономного региона Гагаузия, посетившие Всемирный фестиваль молодежи в Сочи, пройдут на родине проверку на предмет нарушения законов и могут быть привлечены к уголовной ответственности, заявил премьер-министр республики Дорин Речан. Не припомню, чтобы молдавская делегация призывала к свержению власти в Кишиневе. Никаких антиправительственных призывов не звучало. Молодежь приехала посмотреть, как живет другая молодежь. Тем не менее, жесткие проверки молдавские власти будут проводить, будут работать над гражданами Гагаузии - слишком они суверенные, по мнению молдавского руководства. Глава МИД Молдовы Михай Пошпой заявил, что молдавскому руководству необходимо «усерднее воспитывать симпатии» к Евросоюзу среди жителей Гагаузии, большая часть из которых испытывает симпатии к России. Как «воспитывают симпатии», мы видим на примере Украины.

Сергей Михеев: Гагаузия – это автономия внутри Молдавии. Гагаузы – народ тюркский по крови, но православно-христианский по вероисповеданию, и поэтому занимает особую позицию. Хотя молдаване, как и румыны, тоже православные христиане. У власти в Кишиневе находятся люди, для которых это не играет никакой роли, а играет роль другое - лояльность Европе и США. Для этого румынские граждане (например, Майя Санду) с румынским паспортом и поставлены во главе Молдовы. Как гражданин другого государства может возглавлять страну? Понятно, что человек с паспортом другой страны будет преследовать интересы той страны, паспорт которой у него лежит в кармане. Это признак того, что государственность многих постсоветских стран выдуманная и незрелая.

Гагаузия очень сильно раздражает Кишинев. Мало им было гражданского конфликта в Приднестровье в начале 1990-х годов, который привел фактически к разделу Молдавии, - так они еще и здесь хотят! Не знают, что с этим делать: пролить кровь означает начать гражданскую войну, и неизвестно, чем это кончится; а запугать или соблазнить Европой не очень получается. Видно, что Молдавию избрали в качестве очередной жертвы.

Были разговоры по поводу Молдавии и Румынии, что румыны могут ввести войска. Французы в Румынии могут появиться: не для того ли, чтобы попытаться решать вопросы с Приднестровьем военным путем? Хотя понятно, что 450 человек ничего не решат. Молдавию хотят лишить государственности, но этому мешает и Приднестровье, и Гагаузия. Однозначного и стопроцентного решения и поддержки в молдавском населении по этому поводу нет.

Что касается Фестиваля молодежи, то он многих сильно разозлил и на Западе, и в постсоветских государствах. Говорят, что даже с Украины была делегация - просто не стали светить этих людей. Мероприятие было масштабным и полностью разрушило все разговоры про изоляцию, что «все нас не любят, ненавидят, особенно молодежь». Заявок было под 200 000 из 190 стран мира. Фактически из всех стран, представленных в ООН, хоть какие-нибудь люди захотели приехать. И это многих раздражает. В Кишиневе особенно раздражает, потому что фактически молдавскую делегацию представляли руководители Гагаузской автономии. А что с этим делать, они пока не понимают.

Европа предлагает сделать выбор не только Молдаванам, но и Армении. Вопрос такой: «вы за свой суверенитет или за европейско-западные ценности?» Недавно Европарламент предложил Армении подумать над заявкой в кандидаты в ЕС: «Если вы заинтересованы, то мы готовы чуть ли не в ускоренном порядке подготовить почву для трансформации в отношениях ЕС – Армения». Французы продолжают давить на этот регион, и это тоже должно вызывать озабоченность.

Сергей Михеев: Макрон всё никак не успокоится - решил отомстить России на всех направлениях, а заодно поиграть с армянской темой. Во Франции большая этническая исторически армянская диаспора, и они активно во все времена влияли на ситуацию в умах армянской интеллигенции, чтобы тянуть Армению в Европу. Здесь получится то же самое, что и со всеми остальными. Грузия тоже претендует на вхождение в ЕС. Её туда взяли?

Нет.

Сергей Михеев: Попытка определиться приводит только к проблемам, к военным конфликтам. Пашиняна поставили как прозападного лидера. К чему он привел Армению? Они сдали Нагорный Карабах. Когда Пашинян приходил к власти, то сразу говорили, что его для этого и поставили. Можно было найти другое решение проблемы? Да. Сначала предыдущие руководители Армении упирались, когда им предлагали компромиссные варианты, а этот взял и сдал под идею того, что «мы сдадим Карабах, а нас возьмут в Европу». Чем это кончится? Ничем хорошим для Армении. В Европу не возьмут, а потери уже есть, и будет ещё больше, к сожалению.

Потому что французские посулы что-то сделать - это ни о чем! Ничто не мешало им что-то сделать в другие годы. Многие постсоветские страны с точки зрения геополитической ситуации находятся в отсталом положении, застряли в 1990-х годах. Они говорят: «Если мы начнем двигаться в европейские векторы, то у нас будут инвестиции». Хочу спросить: что мешало Франции вкладывать деньги в Армению до нынешних событий? Ничего. Они их не вкладывали, потому что не собирались, и сейчас не будут. Это будут грантовые программы для некой элиты, и откроют возможность для ещё большего оттока людей из Армении в Европу. Должен сказать, что половина Еревана только об этом и мечтает: как бы уехать в Европу или Америку. Это как многие украинцы: «Так любим Украину, что только об одном мечтаем – уехать в Европу и навсегда забыть».

Дайте повод.

Сергей Михеев: Это постсоветская болезнь, которая к патриотизму не имеет никакого отношения. Так всё и будет развиваться - не в пользу Армении как государства.