Книга «Язык архитектуры постмодернизма» опубликована Ч. Дженксом в 1977 г. Она выражает важный этап развития современной архитектуры не только на Западе, но и во всем мире.
— Электронное переиздание книги «Язык архитектуры постмодернизма» —
Первое, что делает Дженкс в своей книге – хоронит «новую архитектуру». По его словам «хорошая форма и планировка должны были способствовать хорошему, здоровому поведению», но увы этого не вышло. Примером этому служит подрыв нескольких корпусов Прютт-Айгоу с помощью динамита. Данное событие воспринялось, как своеобразный отказ и отрицание принятия этой «новой архитектуры».
Каждое здание должно визуально нести свою функциональную нагрузку и замысел, иными словами, «работа должна оставаться работой, а дом домом». Нельзя допустить ослабления функций каждого здания или дать потерять его метафоричность.
Любое здание индивидуально и должно нести в себе свою определенную концепцию, функцию и также иметь социально-психологическое значения. Природа архитектуры, как языка с одной стороны эфемерна, как в современном искусстве и в науке, а с другой стороны ей присуща некая стабильность.
В своей книге Чарльз Дженкс выделяет несколько средств коммуникаций: метафора, слова, синтаксис, семантика. Метафора — это основное вдохновение для архитектора. Здесь Дженкс говорит о том, что любое здание человек воспринимает как какой-то известный ему объект, проводит некую ассоциацию. К примеру, когда в 50-х годах 20 века стали использовать бетонные решетки, люди видели в них «терки для сыра», но уже через 10 лет такие архитектурные знаки входят в клишированность это перестает быть чем то удивительным, поскольку подобное явление становится нормой.
Существует также отрицательная метафора, когда восприятие представленного уходит совсем в другое русло. Например, проект японского архитектора Кисе Куракавы под названием «Капсульная башня» изначально воспринимается, как поставленные друг на друга стиральные машины, но в культуре Японии так выглядят домики для птиц. И концепция самого здания заключается как раз в том, чтобы путешествующие бизнесмены и холостяки со своими «птичками» залетали сюда.
Таким образом, границы кодов обусловлены, в первую очередь, культурой. Способ прочтения определяется по-разному и некоторые могут быть конфликтными для разных культур.
Дженкс рассматривает и такой пример, когда метафора здания не совсем подходит к ее функции. Сиднейский оперный театр мало говорит и многое скрывает своей формой. Под его оболочками невозможно понять что происходит внутри и какую функцию несет это сооружение. Метафоры этого здания многообразны, но ни одно, по факту, не говорит о точности передачи его функций.
Также Чарльз Дженкс утверждает, что показывать метафору напрямую нельзя, ведь это будет значить убить ее вовсе. Примером того, как не стоит проектировать служит здание Генри Дж. Гудвина «Большой въездной пончик». Когда функция здания выражается в его же эстетике это убивает наше воображение.
Слова. Архитектурные слова более гибки и полиморфны, чем слова письменного или устного языка, их смысл зависит по большей части от контекста.
К примеру, слово «колонна» может означать как колонну здания, так и здание в виде колонны. Тому пример здание газеты Адольфа Лооса в Чикаго.
Существуют архитектурные словари, в которых определяют значения этих слов, слов архитектурного единства: пол, двери, окна, колонны, стены и т. д. Очевидно, что эти элементы являются необходимостью в архитектурной практике.
Другое более приземленное понятие в архитектуре – это синтаксис, который представляет из себя своего рода правило комбинации разных элементов, тех самых слов архитектурного единства. Строение должно соответствовать определенным законам и методам по соединению различных элементов. Подобно тому, как законы тяготения и геометрия определяют понятия «верх» и «низ», «крыша» и «пол», а также различные этажи между ними.
К примеру функционального синтаксиса можно привести «руководство к искусству дровосека» Арта Берика и Барри Шапиро. Интересное положение дверей, окон в сравнении с их обычного положения привлекает к себе внимание.
В современной архитектуре эстетика и технические аспекты играют важную роль, но архитекторы также обращают внимание на семантику. Семантика – это про правильное использование определенного стиля в каких-то случаях.
Например, в офисных зданиях архитекторы предпочитают использовать навесные стены, так как стекло и сталь ассоциируются с холодностью, безличностью, точностью и организованностью — это отражает методичность, рациональное планирование и коммерческие сделки.
Дерево, в свою очередь, ассоциируется с теплотой, гибкостью, мягкостью и органичностью. Оно имеет естественные отметины, такие как сучки и прожилки, поэтому применяется в домах там, где люди тесно взаимодействуют со строением.
Кирпич часто используется в жилищном строительстве, так как хорошо поддается детализации.
Несмотря на то, что существуют более экономичные конструкционные системы, сочетание дерева и кирпича все еще используется в инфраструктуре частного и городского жилого строительства. Это явное подтверждение того, что семантические соображения имеют преимущество перед техническими в общественном сознании.
<К тексту книги «Язык архитектуры постмодернизма»>
Краткий обзор – Дюсимбинова Д.Е., ИАиД
А также: