Вяжете кофточки и носочки? Обеспечили вещами всех домашних? Подумывайте вязать на заказ, чтобы немного заработать?
Не все так просто! Думайте, заказали вам свитер, как в журнале. Ну вы разумеется все сделали в лучшем виде, а заказчику не нравится. Что делать будете? Перевязывать? Распускать? Себе оставите? Клиент изделие оплачивать не хочет, а время на его создание вы потратили.
Или вообще вещь связана, а заказчик пропал. Так что не все заказы проходят гладко и завершаются восторженными отзывами и кучей благодарности в адрес мастера.
Специально для таких случаев есть пять правил, которые значительно облегчат вашу жизнь при общении с заказчиками. От некоторых заказов лучше вообще отказаться!
Правило 1. Всегда берите предоплату!
Это правило необходимо соблюдать даже в том случае, если вы вяжете из пряжи клиента. Даже если это ваш знакомый или родственник. А тем более предоплата обязательна, если вяжете на заказ в другой город или по интернету.
Ситуации могут быть разные, вплоть до исчезновения заказчика. Иногда мастерицы берут предоплату только за материал. Изделие не нравиться или не подошло, а вы потратили на него пару недель.
Некоторые мастерицы настолько щедры, что и за материал денег не берут. Сами купят, сами свяжут, а клиент не звонит-не пишет. И сидите вы с кофтой или корзинкой, которая вам не подходит и не нужна.
Остается только пристраивать ее знакомым или продавать подешевле на Авито, чтобы хоть как-то окупить свои расходы.
Правило 2. Подробно обговаривайте все детали. Это очень удобно делать в переписке. Если клиент недоволен или утверждает, что он просил жакет с «перламутровыми пуговицами», у вас есть переписка с ним, в которой вы конкретно обсудили модель.
Обычно до такого доходит редко, но иногда клиент уже забыл, о чем мечтал!
Правило 3. Знайте, в каких случаях клиенту нужно вернуть деньги.
Если вы оказывайте услуги, а вы вяжете на заказ, то должны знать основные положения закона о защите прав потребителей.
Если вещь не походит по размеру, имеет дефекты, то заказчик может потребовать бесплатно все исправить или уменьшить цену готового изделия.
Если мастер вещь не исправляет или недостатки настолько существенны, что локализовать их невозможно, клиент может потребовать полного возмещения причиненного ущерба. В этом случае некачественная вещь должна быть возвращена мастеру.
Кроме того, клиент может просто передумать. Такое тоже случается, а вы уже начали работу. Тогда клиенту возвращаются денежные средства за исключением фактически понесенных расходов.
Правило 4. Не идите на поводу у клиента.
Ваше мнение и мнение заказчика о материале и фасоне может не совпадать.
Часто бывает, что просят связать юбку или кардиган «точно такой же из вот этого журнальчика», а вы понимайте, что клиенту он не пойдет. То есть не просто не пойдет, а напрочь испортит ее фигуру. Такое случается достаточно часто.
Например, дама размером 60 плюс просит связать костюмчик с юбкой выше колена. Всю жизнь о таком мечтала. Но вы как мастер абсолютно четко видите, что юбку нужно точно ниже колена, а жакетик делать шире. И вообще этот костюм не для этого клиента.
Здесь есть два пути. Первый: вы вяжете все, как хочет клиент. Заказчик со временем понимает, что костюм ее явно не красит. Своей ошибки она точно не признает. Поэтому виноваты будете вы! Плохо связали!
Вариант второй: вы вежливо отказывайтесь от выполнения заказа, ссылаясь на большую загруженность. Я бы выбрала второй вариант, чтобы избежать негативных отзывов, возможного отказа от выкупа готового изделия.
Правило 5. Пряжу нужно покупать вместе с клиентом или по вашей профессиональной рекомендации.
Заказали вам джемпер, фото из журнала прислали. Вы все обдумали, в голове спланировали, на заказ согласны. И тут клиентка приносит вам пряжу: вместо мериноса травку! Как вам такое?
Вы объясняйте, что из травки такую модель не свяжешь, изделие получится не такое, как на картинке. А клиент утверждает, что бюджет ограничен, на другую денег нет. Вяжи из того что купила.
Или вообще клиент предлагает связать новую вещь из пряжи б/у. Но эту пряжу надо еще добыть, распустив старую кофту!
Ну что, вам еще не расхотелось вязать на заказ? Правильно! Глаза боятся, руки делают. Благодарных клиентов в разы больше! Хорошие отзывы всегда вдохновляют мастера! И конечно вязание на заказ дает небольшую, но приятную прибавку к пенсии или зарплате.