Предыдущая часть:
Что ж, уважаемые читатели, вопрос с "княжеским происхождением" манси Константина Шешкина мы прояснили: как оказалось, это вовсе не очередной "миф дятловедения" - это правда. Константин Шешкин действительно происходил из рода вогульских (Ляпинских) князей Шешкиных, а у его отца Ефима даже была грамота от царского правительства, в которой подтверждались его "княжеские права" (см. ссылку ниже).
Что еще известно о Константине Шешкине? Вокруг его фигуры в "дятловедении" бытует много мифов и неточностей. Вот что сообщает о нем Майя Пискарева (см. ссылку ниже):
"Свидетель по делу дятловцев. Охотился вместе с манси Анямовыми в местах, где погибла группа. Шаман. Княжеского рода. 1768 г. - жалованье землевладельческих грамот князьям Шешкину и Тайшину. Александр Стесин в работе "Лесные люди" пишет, что "в молодости Шешкин служил в войсках МВД, потом сидел за убийство. Кажется, он действительно многое помнит, но бóльшая часть из того, что он с таким упоением рассказывает пришельцам, - выдумка. Правду нельзя рассказывать чужим, а из своих давным-давно никого не осталось."
"Другие этнографы говорят, что К. Шешкин отсидел семь лет за убийство, будто на него напали в тайге три человека, он, обороняясь убил одного, за что его и посадили. Кто были нападавшие и почему напали на манси, неизвестно. Странный рассказ. Может быть, свои шаманские дела, или пьяные манси подрались между собой. Также говорят, что Шешкин поколачивал свою жену".
И далее Майя приводит сведения от старожила Вижая Владимира Андросова:
"Владимир Андросов: - Ты меня спрашивала про К. Шешкина. Я кое-что нарыл про него. Его брат, Петр Ефимович, жил в Ломбовоже на Сев. Сосьве. Его дом был настоящий этнографический музей. Сабли разные, идолы, предметы традиционного быта манси и пр. Когда он умер, ключ от дома был у родственников там же, в Ломбовоже. Однако прямым наследником являлся Константин Шешкин, проживающий в д. Бурмантово (от нас в 24 км по реке). И когда приехавшая этнографическая группа узнала об этом, она поехала на Бурмантово. Там они встретились с Константином, видимо, "вмазали" как следует, и он согласился передать Музею истории культуры народов Сибири все предметы, хранившиеся в доме брата.
В сельсовете оформили надлежащим образом купчую, и через пару дней перед нами распахнулась дверь дома Шешкина. И в числе многих других культовых вещей, о которых разговор еще впереди, мы увидели красного всадника на белом коне. Игрушку, прожившую необычную жизнь, в качестве изображения вездесущего Бога манси (Мир-сусне-хум)".
Про старшего брата Константина Шешкина, Петра Ефимовича Шешкина, я еще скажу пару слов далее (тоже персонаж довольно интересный), сейчас же попробуем разобраться в биографии самого Константина Шешкина. К сожалению, многие "дятловеды" здесь путаются и допускают ошибки - в частности, почему-то многие из них полагают, что Шешкин отсидел семь лет за убийство до событий 1959 года. А это не так.
Ламбовож и убийство отца чекистами
Родился Константин Шешкин в "родовом логове" Ляпинских князей - в Ламбовоже - 8 января 1933 года (где-то иногда пишут, что он родился в 1932 году, но это не так - в протоколе его допроса указан 1933 год). Там проживали его отец, его мать, его старший брат Петр Ефимович Шешкин и другие Шешкины. Им принадлежали оленьи пастбища вокруг Ламбовожа, и у них было около 500 оленей.
Но отца он не помнит - в 1937 году его отца репрессировали и убили в советском концлагере чекисты. Увы, но чекистские палачи постоянно незримо присутствуют в этой истории (как, впрочем, и во всей "советской истории", с 1917 года и по сей день). Так, у Николая Тибо-Бриньоля отца также репрессировали и убили чекисты. А недавно я узнал (от Сергея Соколова - есть такой неплохой "дятловед", см. ссылку ниже), что от советской власти пострадал и отец Рустема Слободина. Нет, его чекисты не убили - "всего лишь" выслали из Москвы и отобрали квартиру. Из воспоминаний младшей сестры Рустема Слободина, Людмилы Моргуновой:
"Наши родители - коренные москвичи. Папа какое-то время работал в Узбекистане (в то время Туркестан) и у него там был очень хороший друг - узбек. Вот так русский мальчик получил тюркское имя Рустем.
В начале лета 1941 года вся семья уехала из Москвы в городок под названием Чернь, километров 200 на запад от Москвы. Это было место для практики студентов Тимирязевской академии, а мои родители как преподаватели выехали вместе со студентами. Рустику тогда было 5 лет. Папу сразу забрали на фронт. Немцы были уже на подступах к Черни, мама не могла и не хотела там оставаться. С большим трудом она уговорила шофёра грузовика, ехавшего в сторону Москвы, посадить её с детьми в кузов. В военное время не разрешалось мирным жителям ездить в военных машинах, поэтому шофёр приказал лежать плашмя на дне кузова. Он накрыл их брезентом, и под бомбёжками и обстрелами из фашистских самолётов они чудом добрались до Москвы. Мама говорила, что это было самое страшное в её жизни, в любой момент бомба или пуля могла попасть в несущийся по разбитой дороге грузовик... и всё. Москву бомбили в 41-м и 42-м. Тимирязевская академия, где жили и работали родители, в те годы это окраина Москвы, находилась недалеко от линии фронта.
Папа на фронте, мама с утра и до вечера на работе. Двое детей, 5 и 9 лет, дома одни. Весной 42-го вскопали под окнами дома несколько грядок, посадили картошку и какие-то овощи. Пока мама на работе - ребята поливали эти грядки под вой самолётов и звуки бомбардировки. И голодали, и мёрзли, и боялись за свою судьбу. Всю войну мама с двумя мальчиками прожила в Москве, верила в победу и не хотела эвакуироваться. В конце войны вернулся папа. Назад к мирной жизни, к учёбе, к науке.
В 47-м (последние сталинские репрессии) папе аукнулось его происхождение: его отец - царский офицер, перешедший на сторону советской власти. Ко всему прочему, папа был учеником и сторонником академика Вавилова, не воспринимал и критиковал фаворита Сталина - академика Лысенко с его ненаучными теориями. Вызвали папу в партком, предложили поехать на подъём сельского хозяйства на Урал или Украину, но без права возвращения в Москву, приказали ключи от квартиры сдать в домоуправление".
Спасибо товарищу Сталину, большевикам и чекистам, за то, что не убили, как отца Николая Тибо-Бриньоля и многих-многих-многих других! 30 лет прошло с момента захвата большевиками власти в России! Перешел на сторону советской власти, честно работал, воевал. Ничего не помогло! "Сын русского офицера" - и этого в глазах большевиков и чекистов оказалось достаточно, чтобы выслать семью Слободиных из Москвы.
Какие же жуткие твари правили страной с 1917 года! И как же люто они ненавидели русских людей и историческую Россию! Большевики и чекисты несколько десятилетий уничтожали русскую элиту и цвет русского народа - самых образованных, культурных, умных и дееспособных. И несколько десятилетий уничтожали всякое напоминание об исторической России.
А что такое народ, лишенный своей национальной элиты - политической, культурной, духовной, интеллектуальной? Это уже не народ - это курица без головы: бегает по двору, крыльями хлопает, но даже кудахтать уже не может. И с таким "народом" можно уже делать все, что угодно. Ограбить его до последней нитки и превратить в бесправных и нищих рабов, заставить поклоняться мумии Ульянова, восхвалять своих мучителей и палачей, верить во все эти марксистские коммунистические бредни. То есть уже можно сделать из них "совков", "гомо советикусов", у которых вместо своей истории и культуры - фальшивая "советская история" и третьесортная и насквозь идеологизированная "советская культура", а вместо мозгов - большевицкие агитки и советская пропаганда. Это уже не народ - это уже советские выродки и манкурты. И вот таких советских выродков и манкуртов большевики и чекисты и пытались создать из русских людей на протяжении несколько десятилетий, - путем массовых убийств, террора и репрессий, а также с помощью массированной лживой советской пропаганды и тотальной "промывки мозгов". В сущности, конечно, это был настоящий геноцид.
Но и мансюкам от "советской власти" досталось. Подобную политику большевики и чекисты, пусть и в гораздо меньших масштабах, проводили не только в отношении русских, но и в отношении других народов России. И в 1920-50-е годы чекистские палачи уничтожили большое количество мансийских шаманов, а также мансийских "богачей" (у которых было много оленей). И создали для мансей нечто вроде "колхозов" - куда мансюки должны были регулярно сдавать определенное количество оленины, лосятины и пушнины. Что среди мансей и других народов Севера вызвало даже несколько крупных восстаний, жестоко подавленных чекистскими карательными частями (см. ссылку ниже).
"Служба в армии"
Известно, что Константин Шешкин служил в армии. Но где он служил? И когда он служил?
В статье "Уральского следопыта" №12 (570) от 2004 года (Шешкин был тогда еще жив - он умер в 2010 году) сообщается следующее:
"Сам Константин до 1955 года почти не владел русским языком. Именно тогда он пошел служить в армию (в Красноярске), там учился в вечерней школе, получил профессию плотника. В 1958 г. вернулся домой, через год женился на Марии (из рода Тасмановых) в п. Лемья. Кстати: Мария Захаровна очень долго работала киномехаником в п. Хорпия и Буриантово, была очень уважаемой женщиной (умерла 9 мая 2003 г.). Константин взял ее в жены с трехлетним сыном. Через год сын умер, и тяжело заболела жена".
Но все это со слов самого Шешкина, конечно. На момент 1959 года ему было 26 лет, а в армию в Совдепии в это время забирали в 18-19 лет. То есть Шешкина должны были забрать в армию не в 1955 году, как он сообщает, а еще в 1951-52 годах.
При этом Шешкин уже в 1959 году умел неплохо говорить по-русски и владел грамотой: в протоколе допроса он поставил свою подпись (а не тамгу), и давал показания без переводчика (см. Фото 2 ниже). Кроме того, в протоколе допроса в графе "Образование" он указал "4 класса". И если он окончил эти 4 класса в вечерней школе во время "службы в армии", значит, он служил 4 года.
Но в Совдепии до 1950 года срок службы в сухопутных частях, военно-воздушных силах, береговой охране и береговой обороне составлял 3 года, а на флоте - 4 года. В 1950 году большевики издали секретный указ (он не был опубликован - чтобы "запутать врагов"), согласно которому срок службы был увеличен на один год - соответственно, до 4 лет в армии и до 5 лет на флоте. А в 1955 году срок службы вновь был сокращен на один год - до 3 лет в армии и 4 лет на флоте. И если Шешкин "служил в армии" 4 года (и закончил во время службы 4 класса вечерней школы), то, очевидно, служил он не с 1955 года по 1958 год, как он утверждал позднее, а как раз в промежуток между 1950 по 1955 годами. То есть с 1951-52 года по 1955-56 год. Четыре года.
А где он служил? И в каких частях? А служил он вертухаем в советском концлагере. И, как я полагаю, вовсе не в Красноярске, а там же, в Ивдельлаге. И после завершения срочной службы ему предложили продолжить "службу" в Ивдельлаге, уже в качестве "военнослужащего".
Почему я так думаю? Во-первых, потому, что у Шешкина в 1959 году уже был паспорт - его номер указан в протоколе допроса (см. Фото 2 выше). А в Совдепии в то время у двух третей населения паспортов не было - колхозники и жители сел и деревень получили их только в 1960-е годы, до этого они "гражданами" Совдепии не считались - они были абсолютно бесправными полурабами. И у большинства мансюков тогда паспортов тоже не было. А у Шешкина он уже был! Откуда же ему такая льгота от советской власти привалила? А вот оттуда и привалила, что, отслужив "в армии" - в качестве вертухая в советском концлагере - Шешкин, очевидно, продолжил "службу" в Ивдельлаге. И ему, как "военнослужащему", оформили паспорт. В протоколе допроса он в графе "Место работы" указал "охотник". Но он на тот момент не был просто "охотником" - он к тому моменту уже несколько лет служил вертухаем Ивдельлага.
А во-вторых, очевидно, именно для продолжения "службы" в качестве вертухая Ивдельлага Шешкин и переехал из родного Ламбовожа в Ивдельский район. У Шешкиных в Ламбовоже был свой дом, было какое-то количество оленей, там жили все их родственники. Но Константин Шешкин почему-то переезжает за 400 км в Ивдельский район. Не имея там ни родственников, ни оленей. А одной охотой прожить там было сложно. Что же побудило Шешкина переехать из родного Ламбовожа в Ивдельский район? А вот то и побудило, что ему предложили продолжить "службу" вертухаем в Ивдельлаге. И он согласился. И на момент 1959 года он был вертухаем Ивдельлага.
То, что Шешкин был вертухаем Ивдельлага - это факт проверенный и достоверный, об этом сообщается в нескольких разных источниках. Так, несколько свидетелей сообщили, что еще в начале-середине 1980-х годов они видели Шешкина на автобусной остановке в Бурмантово в форме сержанта-вертухая.
Продолжение: