- А пойду-ка я с вами. - Решила как-то Лиза, глядя, как Елена с Ладой собираются на занятие ансамбля. - Интересно вспомнить прошлое. Не все разъехались?
- Да нет, как раз почти все на месте. Вот съездим на фестиваль, тогда и разъедутся до сентября. Жаль, ты с нами поехать не сможешь.
- Мам, ну, у меня же лагерь, девчонки мои. - Лиза мечтательно зажмурилась. - Егор.
- Егор - аргумент весомый. - Улыбнулась Елена.
- Килограммов восемьдесят. - Засмеялась дочь. - Он спортом занимается. Там одних мышц гора, а ещё увесистое чувство юмора.
- И тонна обаяния. - Пошутила Елена. - Ладно, девочки, надеюсь когда-нибудь увидеть это чудо, а сейчас мы опаздываем.
Лада с удивлением слушала их диалог. Она видела, как легко и весело общается Лиза с родителями, как спокойно реагирует на замечания, как старается освободить их от обычных домашних дел, которые делать оказалось совсем не так уж и трудно. Девочка видела, как изменилась Елена Николаевна. Она чаще улыбалась, шутила с девочками на занятиях, тормошила Ладу. И это не раздражало, напротив, придавало их общению теплоту и какую-то домашнюю уютную нотку.
Она побаивалась эту открытую, не пытающуюся подстроиться под неё, девушку. Но с Лизой было интересно, и Лада подспудно тянулась к ней, как к настоящей старшей сестре.
На занятиях ансамбля девочки тоже с интересом смотрели на дочь Елены Николаевны. А когда пели любимую песню "Рябинушки" тоже, конечно же, про алую рябиновую рощу, Василькова вдруг предложила.
- Споёшь с нами, Лиза?
- Мам, ой, Елена Николаевна, да я уже сто лет не пела.
Девчонки заулыбались.
- А вы попробуйте! - Весело подзадорила Варя.
- Лиза, ну, пожалуйста. - Неожиданно для себя самой попросила Лада.
Лиза бросила на девочку быстрый внимательный взгляд.
- Ну, хорошо. Давайте попробуем.
Елена с удовольствием слушала, как поёт Лиза. Голос дочери с возрастом изменился. Появилась та самая насыщенность, глубина, которой не хватало подростку. Жаль, что она решила больше не петь.
- Ух ты! - Девочки обступили Лизу. - А вы тоже в "Рябинушке" пели? А сейчас где поёте? Елена Николаевна, а у меня тоже потом будет такой голос?
Расходились шумно, делясь впечатлениями, споря и обсуждая, кто каких высот достигнет в будущем.
- Смешные. - Заметила Лиза. - На самом деле никто из них не знает, чем будет заниматься дальше. Мама, а из нашего состава кто до сих пор поёт?
- Надюша Рубцова в казачий хор перешла. Маша Дёмина на дирижерско-хоровом отделении учится. Аня Панина, кажется, кружок у малышей ведёт где-то. Про остальных не слышала.
- Ну вот. Я же говорю, всё меняется. - Лиза вздохнула. - А когда-то мечтали, как твои девчонки. Что на международные конкурсы поедем, что по телевизору покажут. Помнишь, когда Юля на детский конкурс прошла? На всероссийский. А там в жюри ей сказали, что репертуар не тот, что надо на английском петь, что народный вокал сейчас не в тренде. Она же потом вообще петь перестала.
Лада, распахнув глаза, слушала девушку.
- А почему не в тренде? - Тихо спросила она. - На конкурсы же много людей приезжает.
- Это специальные конкурсы и фестивали, Лада. Только для тех, кто занимается народным вокалом. А на других проектах среди вокалистов народников почти нет. У нас известных певцов единицы, и то те, кто смог соединить народный вокал с эстрадным и при этом сохранить самобытность.
Девочка молча обдумывала новую информацию.
- Вот у вас с Варей, кстати, песня очень выигрышная в этом отношении. - Подбодрила девочку Лиза. - Мне мама показывала. Обработка очень удачная. Вы с ней вполне победить сможете.
- Там главный приз - поездка в "Артек". - Лада вздохнула. - Мы бы с Варей хотели поехать.
- Хороший приз. - Согласилась Лиза. - И в лагерь каждому человеку хоть раз в жизни съездить надо. Моя первая поездка, правда, не очень удалась. Надеюсь, вторая будет гораздо успешнее. Уже жду не дождусь.
- А первая? - Заинтересовалась девочка.
- Я тебе вечером расскажу. - Пообещала Лиза.
- Может быть не стоит, дочь? - Засомневалась Елена.
- Стоит, мама, стоит. О таких вещах человеку тоже знать надо. - Лиза подмигнула девочке. - Предупреждён, значит, вооружён. Лада должна понимать, что жизнь - это неожиданности и трудности, которых не надо бояться, а надо уметь справляться с ними.
* * * * *
Приближалась дата отъезда. Елена практически не спала. Проверяла бронь гостиницы, билеты, спешно дошивались и подгонялись костюмы. А перед отъездом оказалось, что везти коллектив ей придётся одной. У обеих мам из сопровождающих родителей поездка срывалась. Одну внезапно вызвали на работу под угрозой увольнения, а Варина мама неожиданно попала в больницу с приступом аппендицита. Варя плакала и отказывалась ехать, но Васильковой вместе с Ольгой Викторовной с трудом удалось уговорить девочку.
- Лена, ну, неужели больше никто не может? - Спрашивал Кирилл.
- Не может, Кирюш. Отпуска все запланировали после нашей поездки. А летом, сам знаешь, какой плотный график у всех, людей замещать некому. Попробую справиться.
Справиться с коллективом детей-подростков, когда тебе, как руководителю надо быть сразу везде, задача почти невыполнимая. Она это прекрасно понимала. Но отменить уже было ничего нельзя. Елена почти валилась с ног, мужественно делая вид, что всё в порядке.
- Я сдала билеты в Анапу. - Заявила однажды вечером Лиза. - Поеду с тобой.
- Лиза! Ты что? Зачем? - Елена вскочила. - Доченька, ты же так мечтала об этой поездке. И Егор...
- Егор никуда не денется, если любит, конечно. - Лиза закусила губу. - Мам, на свете есть вещи, которые... Они главные, понимаешь. Я очень вас с папой люблю. Вы для меня всё делали. И я для вас всё сделаю тоже.
Лада смотрела, как плачет Елена Николаевна, с искренним изумлением и испугом. У неё внезапно тоже защипало в носу, и девочка отвернулась.
- Спасибо, родная. - Елена обняла дочь.
Слёзы облегчения, гордости за Лизу и радости от того, что у них с Кириллом такая дочь, сорвались внезапно. И сейчас ей было неловко за собственную слабость.
- А в лагерь я успею. - Вытирая её мокрое лицо своим платком, оптимистично заявила девушка. - Попросила девчонок, чтобы предупредили руководство, что я попозже приеду.
После сообщения Лизы в доме всё закрутилось с новой силой, но теперь заботы были не удручающими, а радостными и ещё более волнительными...
Лиза сняла с Елены Николаевны почти все хлопоты, связанные с размещением и организацией девочек. Они быстро нашли общий язык, а самостоятельная жизнь в общежитии научила девушку распределять обязанности между старшими так, что младшие оказывались уже под их присмотром.
Уже прошли выступления хоров и дуэтов. Оставались лишь сольные номера. Дуэт Лады и Вари тоже вышел в финал, и девочки были очень рады этому.
Лишь Даша хмуро посматривала на Варю, словно бы совсем не радуясь успеху подруги. Ей было обидно, что та в последнее время больше общается с этой противной Рябининой. Ну да, конечно, у них общая песня, и всё такое. Но Ладка теперь и в гости к Варе ходит. Они Дашу тоже звали, только она не пошла. Очень нужно. А теперь ещё и в лагерь, наверное, вместе поедут. Варя ладно, а эта... Ни для кого бы Елена Николаевна не стала бы заказывать такие костюмы. Даша сама слышала, как она однажды назвала Рябинину Ладушкой. Аж противно.
Её собственное сольное выступление ажиотажа не вызвало, и это ещё больше растравило обиду девочки.
- Внимание! - Елена Николаевна прибежала за кулисы. - Через три номера выступление Вари и Лады. Ага, вы готовы уже. А общий выход у нас в самом конце. Так что, девочки, готовимся. Чтобы потом не было проблем с туалетом и прочими вещами. Младшим помогите, пожалуйста, одеться.
Девчонки убежали в раздевалку.
- Может, правда, в туалет? - Жалобно спросила Варя.
- Ну, давай. - Согласилась Лада. - Только быстро.
Они положили кокошники и поспешили к выходу. Даша неслышно выскользнула из-за кулисы. Сейчас эта Рябинина узнает, что такое позор. Девочка суетливо достала из сумочки маленькие острые ножницы, схватила кокошник Лады и принялась лихорадочно подрезать тонкую леску, удерживающую жемчужные бусины.
- Вот так. - Удовлетворённо прошептала она, торопливо сунула ножницы в карман толстовки и, оглянувшись, исчезла с другой стороны сцены.
- Девочки, давайте быстрее, вам скоро выходить. - Лиза взволнованно оглядела вернувшихся солисток. - Кокошники закрепляем.
Варя торопливо подняла свой, и вдруг крупные бусины одна за другой начали соскальзывать и со стуком падать на пол. Девочка, замерев, глазами полными ужаса смотрела на испорченный головной убор.
- Лиза...
- Что это, Варюш?
- Я не знаю... - Голос девочки задрожал.
Даша, наблюдавшая за этим из своего угла, испуганно зажала ладонями рот. Она перепутала! Перепутала впопыхах.
- В таком виде выходить нельзя.
Лиза торопливо набрала номер матери.
- Мама, у нас проблемы.
Елена оглядела побледневших девочек.
- Спокойно. Номер менять нельзя. Сейчас поменяем минусовку на соло, Лада, будешь петь одна.
- Нет.
- Сейчас не время капризничать.
- Я не капризничаю. - Девочка сняла с себя кокошник и принялась закреплять его на голове подруги. - Варя эту песню лучше поёт и, если выигрывать, то она больше заслужила.
- Хорошо. Некогда разбираться. Я минусовку менять, а ты, Варюша, не волнуйся, всё хорошо будет.
Елена убежала, а Варя виновато посмотрела на Ладу и Лизу.
- Лада ведь тоже хорошо поёт. - Прошептала она.
- Хорошо. - Согласилась Лиза, сжимая хрупкую ладошку Лады. - А ещё умеет принимать правильные решения. Варя, сейчас сопли в сторону. Выходишь и поёшь. За себя и за Ладу.
После того, как Варя спела, она обняла обеих девочек.
- Гран-при вам, конечно, не дадут. Варя шикарно спела, но заявлен был дуэт. А правила здесь строгие. Зато сегодня вы победили самих себя. Это гораздо важнее.
Церемония награждения почти подошла к концу.
- Прощай, "Артек". - Прошептал кто-то.
У это время ведущий отошёл от стола жюри и объявил.
- Специальным поощрительным призом награждается Образцовый ансамбль народной песни "Рябинушка". Руководитель Василькова Елена Николаевна. Они приглашаются в "Артек" в качестве специального гостя для выступления на заключительном гала-концерте!
В ответ на восторженный визг девчонок раздались громкие аплодисменты. Елена подошла к столу жюри.
Вечером в гостинице никак не могли успокоиться. Обсуждали концерт, приглашение, номера.
- Жалко только, что Лада с Варей дуэтом не спели. - Заметил кто-то.
Бусины с Вариного кокошника были бережно собраны в отдельный мешочек. Елена успокоила девочку, обещая, что, как только они вернутся, в мастерской всё полностью восстановят.
- Да, ладно. - Весело заметила Варя. - В "Артек" ведь всё равно поедем. Даш, ты чего толстовку свою опять здесь бросила? Потом будешь ворчать, что свалили. На.
Она перебросила кофту подруге. Из кармана, звонко ударившись о плиточный пол, вывалились ножницы. Сразу стало очень тихо. Почему-то все сразу всё поняли: и по этому звонкому стуку, и по Дашиному растерянному виду. Она могла соврать, что поправляла что-то в костюме, что... Но Даша смотрела только на Варю, в лице которой было столько недоумения и обиды, что впору было заплакать.
Она бы, наверное, и заплакала, но к ней, сжав кулаки, неожиданно подскочила всегда тихая Рябинина.
- Какая же ты!
Даша вспыхнула. Вся досада на эту девчонку, вся ненависть к ней всколыхнулась, поднимая со дна души то злое, что там хранилось.
- Это из-за тебя всё! Бабкина певица! Приживалка! Тебя даже не из жалости взяли, а из-за квартир твоих!
Она думала, что Лада по обыкновению заплачет, отступит, но та неожиданно ударила. Ударила первая.
- Ты врёшь! Всё врёшь!
И девчонки сцепившись, упали на пол.
Продолжение следует... часть 6
(Если сегодня ссылка не активна, то следующая часть будет опубликована завтра. Спасибо за понимание!)
--------------------------------------------------------------------------------------НАЧАЛО ИСТОРИИ