Драку, конечно, разняли, ситуацию прояснили, но Елена была поражена не столько поступком Даши, сколько вспышкой Лады. Да, девочка избалованная, неприспособленная, не слишком общительная. Но никогда в поведении Лады она не замечала агрессии и вызова. Проскальзывала некоторая высокомерность, которая больше походила на защитную реакцию, но агрессия...
- Странно. Очень странно. - Говорила она Лизе. - Никогда она не могла дать девчонкам отпор, даже когда они смеялись над ней. - Что произошло?
- Всё просто, мама. - Девушка посмотрела на Елену так, словно это не она, Лиза, её дочь, а как раз наоборот. - Иногда человеку очень трудно заступиться за себя самого, но гораздо легче за других. За Ладу всегда отвечала бабушка, а она сама ни за кого, даже за себя, не имела нужды постоять. Варя - её первый настоящий друг, а обида за друга или любимого человека порой гораздо сильнее, чем за себя. И потом, мы ведь не знаем, что сказала ей Даша. Девчонки не признались.
- Откуда ты всё это знаешь, девочка моя? Иногда мне начинает казаться, что ты гораздо старше своих лет.
- Наоборот, мама. Я просто ещё слишком хорошо помню, как это быть подростком. Когда всё воспринимаешь только на уровне чувств, а не разума. Когда говоришь такие вещи, от которых потом нестерпимо стыдно, а сделать уже ничего нельзя. Когда неделями перевариваешь собственную обиду, не зная, что можно просто подойти первому и поговорить. Я даже сейчас до конца не перестала быть маленькой девочкой. Вот и на вас с папой обиделась. И только, приехав, поняла, что вы как были самыми родными, так и остались. Лада тоже поймёт. Со временем. Просто раньше у неё не было такой возможности. Она неглупая девчонка.
Когда вернулись домой, Лиза почти сразу уехала в свой лагерь, где её уже с нетерпением ждали, а Елене предстояла организация следующей поездки с "Рябинушкой" на выступление в "Артек". Она оповестила родителей девочек, и теперь оставалось только дождаться ответа, чтобы определиться с составом участников поездки и отправить данные организаторам лагерной смены.
Дашина мама на призыв руководителя ансамбля не откликнулась, а на звонок Елены ответила сухо и равнодушно.
- Мы не сможем. И вообще, скорее всего, будем уходить. Даша больше не хочет у вас заниматься.
- Жаль. Вы всё же подумайте. Конфликты между детьми случаются иногда. И здесь со стороны обеих девочек последовали действия, которые сложно одобрить. Но сейчас всё улажено.
- Хорошо. Но вряд ли.
Причину такого нежелания уладить конфликт Елена поняла чуть позже, когда раздался звонок из органов опеки.
- Елена Николаевна, вы не могли бы явиться на приём? Жалоба здесь на вас поступила.
- Жалоба? А что мы нарушили? - Испугалась она.
- Вы лучше подъезжайте. - Уклончиво предложил женский голос.
Кирилл был в командировке, поэтому в опеку Елена отправилась одна. Встретили её почти радушно.
- Елена Николаевна, как у вас дела? Как проходит адаптация девочки?
- Успешно проходит. - Осторожно ответила Елена. - Лада начинает привыкать к семье, к нашему распорядку.
- Сложно вам с ней, наверное?
- Лада - обычный подросток. И ведёт себя, как все. - Не понимая, к чему клонит её собеседница, пожала плечами Елена.
- А вот в жалобе, которую мы получили от...
Когда она назвала фамилию, Елена понимающие кивнула. Понятно. Дашина мама не успокоилась.
- В жалобе сказано, что девочка отличается ярко выраженным девиантным поведением, которого ранее у неё не наблюдалось.
- Что вы хотите этим сказать?
- Елена Николаевна, часто дети становятся агрессивными в ответ на агрессию в семье.
- О чём вы говорите? Мы никогда не наказываем Ладу, мало того, не допускаем по отношению к ней никакой грубости.
- Тогда тем более удивительно, что она себя так ведёт. Возможно, мы будем рекомендовать вам посетить с девочкой психолога.
- Если надо, то посетим. - Елена отвечала терпеливо, хотя внутри у неё всё кипело от возмущения.
- И к вам с плановым визитом тоже явится наш сотрудник, так как подошёл срок очередной проверки.
Она кивнула, с горечью думая, что стараниями их и Лизы Лада только начала спокойно относиться к семейному распорядку, занятиям в ансамбле, подружилась с девочками. А сейчас, после этих бесед и странных намекающих вопросов, она снова может начать вести себя так, словно все вокруг ей что-то должны.
- Если вы не справляетесь. - Услышала вдруг она. - То не стоит так переживать, вас никто не осудит. Мы ведь тоже понимаем, как нелегко с такими детьми.
- За что не осудит? - Не поняла Елена.
- Если вы окажетесь от девочки. Знаете, у нас есть приёмная семья. У них богатый опыт, много приёмных детей. Они точно справятся с любым случаем.
- У нас нет никакого случая. - Елена решительно встала. - И мы не собираемся отказываться от Лады. Спасибо вам за беседу, но, простите, если мы закончили, можно я пойду?
- Не буду задерживать. Но учтите, что мы обязаны проверить жалобу.
- Да, я поняла. Милости просим.
Выйдя из опеки, она позвонила Кириллу.
- Кирюш, они могут отнять у нас Ладу?
- С чего бы это? - Удивился Кирилл. - Не переживай, никаких оснований у них для этого нет. А инспектор? Что ж, они ведь не первый раз приходят. Справимся.
* * * * *
В тот день в гости к Ладе ещё с утра прибежала Варя. Сначала они мирно общались в комнате девочек, а потом решили приготовить что-то вкусное, чему Ладу научила Лиза.
- Можно? - С надеждой спросила Лада.
- Готовьте. - Разрешила Елена. И девчонки, весело переговариваясь, переместились на кухню, устроив там небольшой кулинарный погром.
В разгар этой самой готовки и раздался звонок в дверь.
- Здравствуйте. Я из опеки. Ваш новый инспектор.
Женщина показала удостоверение.
- Проходите. - Кивнула Елена, внутренне замерев. - Что хотели бы посмотреть?
- Да я, в целом, ознакомилась с предыдущими актами обследования. Но давайте для соблюдения протокола посмотрим комнату девочки.
Елена с замиранием сердца приоткрыла дверь. Девчонки провели там добрых полдня, и никакого особенного порядка ожидать не стоило. Однако, вопреки её опасениям, в комнате было довольно чисто. Валялись на кровати наушники, да раскрытый альбом с рисунками.
- Это ваша девочка рисует? - Заинтересовалась инспектор.
- Нет. Это Варин альбом. У Лады просто подружка сегодня в гостях.
- Хорошие рисунки. - Похвалила гостья.
- Варя у нас человек талантливый. - Елена улыбнулась.
- А Лада? Лада чем увлекается? - Женщина испытующе посмотрела на хозяйку.
- Лада поёт в ансамбле народной песни, руководителем которого я являюсь. Скоро поедет вместе со всеми на выступление в "Артек".
- Я слышала, у неё там не всё благополучно. Сложные отношения в коллективе?
- Нет. Отношения у Лады в коллективе обычные. Произошла некрасивая ссора с одной из девочек, но там у каждой была своя вина. Дети - живые люди со своими характерами и темпераментами.
- Вы мне об этом рассказываете?
- Простите.
- А где сейчас девочка?
- Девочки на кухне. Хотите посмотреть?
- Разумеется. Я и пришла, чтобы всё посмотреть.
"Какая неприятная женщина". - Подумала Елена. - "Так и придирается к каждому слову".
Увидев на пороге незнакомую женщину со строгим взглядом, девочки растерялись.
- Здравствуйте.
- Здравствуйте. - Женщина придирчиво оглядела кухню. А посмотреть было на что! Взгляду гостьи предстала и куча расставленных тарелок, и скорлупа от яиц, и что-то, намешанное в многочисленных мисочках.
- Что готовите? - Спросила она.
- Да так. - Лада нерешительно посмотрела на Елену. - Блюдо одно. Экспериментальное.
От внимания гостьи не укрылся этот взгляд.
- И часто тебя заставляют?
- Что заставляют?
- Готовить.
Девочки удивлённо переглянулись.
- Никогда. - Протянула Лада. - Это мы захотели попробовать. Лиза рассказала, что они это в общежитии готовили. И мы с Варей захотели.
- Ну, набор продуктов, думаю, проверять смысла нет.
- А проверяйте. - Неожиданно дерзко ответила вдруг девочка. - Вот у нас в холодильнике кастрюля с супом, вот котлеты, молоко, творог. Яйца мы только потратили, и помидоры. Ещё кое-что. Нас всё время проверяют. Только зачем, непонятно.
- А ты считаешь, что незачем?
- Конечно. - Лада опустила голову. - Если человеку плохо, он не будет жить в доме. В центре девочка была, которая из своей семьи туда ушла. Я даже Варе рассказывала. А мы нормально живём.
- Нормально. Но не хорошо, да? Значит, ты бы хотела что-то изменить?
- Моя мама говорит, что придираться к чужим словам не очень правильно. - Произнесла молчавшая до этого Варя. - "Нормально", это значит нормально. Просто слово такое.
Инспектор посмотрела на девочку с интересом и кивнула Елене.
- Елена Николаевна, собственно, что хотела, я увидела. Пойдёмте, проводите меня. Девочки, вам успехов на кулинарном поприще.
- Спасибо. - Нестройно и удивлённо откликнулись девчонки.
Выйдя в коридор, инспектор вдруг улыбнулась Елене обыкновенной человеческой улыбкой.
- А меня-то уж напугали, что ситуация в приёмной семье совсем плачевная. Что с ребёнком не справляются, и едва ли не изъятие оформлять надо.
- И что же, несмотря на разгромленную кухню, всё оказалось не так страшно? - Елена тоже улыбнулась в ответ.
- Разгромленная кухня в вашей ситуации - это прекрасно. - Успокоила её женщина. - Если ребёнок не боится портить продукты в доме, пытаясь создать нечто гениальное, это означает только одно: его в этом доме любят.
- Почему же портить? У них вполне может получиться что-то съедобное. И даже вкусное. Не хотите дождаться?
- Не получится. - Вздохнула гостья. - Скажите, а чем вы так насолили нашему отделу? Я человек новый и не пойму, почему такое желание передать девочку в другую семью.
- Вам скоро расскажут. Может быть. - Горько усмехнулась Елена. - Лада у нас богатая наследница, и мы постоянно сталкиваемся с тем, что нам об этом напоминают. В своё время даже обвинили в том, что мы именно из-за этого отказались от другого ребёнка.
- А вот об этом я знаю. Вы же собирались взять мальчика? Он, бедолага, до сих пор в системе.
- Как? Почему? - Удивилась Елена. - Нас торопили, сказали, что его заберут очень быстро.
- Так и должно было случиться. Но сначала нашёлся отец ребёнка. Вроде бы собирался забрать мальчика, бросился устанавливать отцовство, собирать документы. Естественно, статус у ребёнка поменялся. Его данные не были переданы в общую базу. Потом этот странный человек передумал. Что уж там произошло, неизвестно, но мальчика так до сих пор никто и не взял. Так что, не казните себя. Вам бы тоже тогда притормозили этот процесс. А девочка... Что ж, хорошая девчонка. Вон, как бросилась за вас заступаться с холодильником.
Она рассмеялась.
- Визиты к вам будут согласно законодательству. Ну, вы всё это знаете. И не волнуйтесь так. Всё у вас в порядке.
После её ухода у Елены словно камень с души свалился. И единственное, что не давало покоя: мысль о маленьком лопоухом мальчике в зелёной футболке...
Дни, проведённые в "Артеке", оказались незабываемыми. И выступление девчонок на заключительном гала-концерте, и море и потрясающая природа Крыма.
После концерта к Елене с Ладой подошёл молодой корреспондент.
- Елена Николаевна, я знаю вашу историю. Вот хотел бы сделать небольшой репортаж про Ладу. Это всегда цепляет зрителя. И фамилия! Настоящая Рябинушка из "Рябинушки". Представляете, как интересно это звучит!
Лада нахмурилась.
- Я не хочу. Не надо этого. Если делать репортаж, то про весь ансамбль. Мы вместе приехали. И жалеть меня не надо, мне неприятно.
- Вот так. - Извиняюще развела руками Елена. - Что, не хотите просто снять репортаж про наш ансамбль?
- Нет, конечно же, обязательно, в рамках освещения программы гала-концерта. - Заторопился молодой человек.
- Я опять всех подвела, да? - Тихо спросила Лада, когда он отошёл. - Я, правда, не хочу, чтобы меня выставляли, как какую-то не такую. Я только с девочками подружилась. А нас теперь совсем не покажут?
Девочка выглядела такой несчастной и расстроенной в этот момент, что Елена прижала её к себе и погладила длинные шелковистые волосы.
- Покажут. Конечно, покажут. Эх ты, Рябинушка моя.
Как ни хорошо было в "Артеке", Елена торопилась домой. Причиной послужил их разговор с Кириллом, состоявшийся перед отъездом. Передав ему слова инспектора, Елена поняла, что муж воспринял их так же, как она сама.
- Кирюш, если его никто не забрал, может быть, это судьба, что он дождался нас? Может быть, всё должно было получиться именно так, как получается?
- Я тоже размышлял об этом. Но теперь боялся даже предложить. Думал, ты после Лады и слышать не захочешь.
- А что Лада? Нормально ведь уже всё. Даже в опеке это признали. Хотя, возможно, просто с инспектором повезло. Зато, Кир, есть шанс, что она поможет нам и в этот раз.
- Только в этот раз нам придётся разговаривать с обеими девочками. И, знаешь, теперь я обязательно буду учитывать их мнение.
- А иначе и не получится. - Улыбнулась Елена. - Потому что теперь без собственного дизайнера и моральной поддержки со стороны человека, пережившего внедрение в нашу семью, нам точно не обойтись. Посмотрим, что скажут дочери...
* * * * *
- Гран-при нашего конкурса присуждается Образцовому ансамблю народной песни "Рябинушка". Руководитель Василькова Елена Николаевна.
Маленький мальчик вскочил и громко захлопал следом за остальными зрителями.
- Папа! - Повернулся он к Кириллу. - А сегодня мы на рыбалку уже не успеем?
- Сегодня уже не успеем, Савка. - С сожалением отозвался мужчина. - Завтра с утра поедем. Тебе концерт понравился.
- Понравился! - Утвердительно махнул лопоухой головой Савелий.
- А чего отказался на занятия в ансамбль ходить? Сейчас бы тоже призы получал.
- Да ну! - Савка сморщил нос. - Там одни девчонки. Я на баяне играть буду. Мама сказала. Ну, когда вырасту. А Ладу будут, как сейчас маму, говорить.
- Это как же? - Удивился Кирилл.
- Как, как? Награду получает ансамбль "Рябинушка". Руководитель Рябинина Лада... Я забыл, как она дальше.
- Надо же! И откуда ты это знаешь?
- А мама сама сказала. Что Ладе с её фамилией как раз и быть главной в ансамбле. Ну, тоже потом.
- Понятно. Что ж, отличные перспективы! - Похвалил Кирилл. - Что, идём за мамой и Ладой?
В вестибюле уже толпились, прощаясь с Еленой участники ансамбля.
- Давайте костюмы! - Кирилл протянул руку. - В машину отнесу. Варя, и ты свои.
- А мы с папой завтра утром на рыбалку едем! - Сообщил довольный Савка, подпрыгивая рядом с Еленой.
- Ух ты! - Глаза Лады загорелись. - Я тоже хочу. Варь, поехали завтра с ними!
- Это мужчинское дело! - Важно заметил Савелий, забыв, что надо прыгать. - А не для девочек!
- Савка, ты чего такой вредный, а? - Варя сделала шаг в сторону маленького непоседы.
Тот, предвкушая весёлую игру, отступил.
- Не для девочек! - Повторил он, двигаясь ближе к выходу. - И мы с папой вас не возьмём!
- А вот это мы у него сейчас спросим! - Пригрозила Лада. - И если врёшь, защекочем. Варя, лови его!
Савка взвизгнул от восторга и бросился к выходу.
- Савелий, осторожно! Не упади! - Окликнула мальчика Елена. - Девчонки! Смотрите за ним!
Но все трое уже не слышали её, устроив на улице у входа весёлую возню.
- До свидания, Елена Николаевна!
- Елена Николаевна, а на занятия как обычно?
- Как обычно. До свидания, девочки! Вы все сегодня огромные молодцы! Отдыхайте.
Она помахала им рукой и тоже поспешила к выходу.
--------------------------------------------------------------------------------------НАЧАЛО ИСТОРИИ