Найти тему

Сколько железнодорожных мостов через Волгу. Часть 1. Первые пять мостов

В публикации про поезд "Черемшан" я обязался посчитать, сколько железнодорожных мостов через Волгу. Не так все просто оказалось, потому как есть мосты чисто железнодорожные, есть совмещенные, есть плотины, мосты через небольшие заливы и устья притоков, наконец. В общем, нас будут интересовать переходы над водным потоком над самой рекой.

1. Пойдем мы от верховий. И первым на нашем пути можно считать мост в поселке Пено, где Волга протекает через озеро с таким же названием - Пено. Вот карта участка:

Пено. Яндекс.Карты
Пено. Яндекс.Карты

Это линия Бологое - Великие Луки. Соответственно и добраться до этого моста проще всего либо через Бологое, либо через Великие Луки. Ну или через Осташков, если вы уже там.

Мост в пос. Пено. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Мост в пос. Пено. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Со станции Бологое состав отправляется в 10:00, у моста будет примерно в 14:25, а в Великие Луки прибудет в 18:58. Не слабый такой маршрут по продолжительности.

Под паровозом на участке до Осташкова еще продолжительнее. В 09:15 уже отправление. Стоянка в Осташкове аж 1 час 25 минут, прибытие к мосту в районе 14:57, а в Великие Луки в 19:15. То есть ровно 10 часов!

2. Следующий мост расположен по прямой менее чем в 40 км от первого. Он на линии Лихославль - Соблаго (эта станция следующая за Пено, то есть линии там сойдутся). на правом берегу Волги пос. Малая Волга и станция Скакулино, на левом - пос. Большая Волга и станция Селижарово.

Скакулино - Селижарово. Яндекс.Карты
Скакулино - Селижарово. Яндекс.Карты

А вот фотография этого моста:

Скакулинский железнодорожный мост. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Скакулинский железнодорожный мост. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ширина Волги здесь около 35 метров. Добраться же до этих мест можно на электричке из Осташкова или Кувшиново. Из Осташкова отправление в 08:15. На мосту вы окажетесь где-то в 11:20 (если все по расписанию, конечно). На обратном пути тот же состав будет у моста примерно в 15:25. То есть, если вы сойдете в Скакулино, то у вас 4 часа чтобы преодолеть 1 км до моста, полюбоваться там Волгой и вернуться назад.

Также из Твери до Селижарово можно добраться на автобусе. Время в пути 3,5-4,5 часа, Цена тоже не самая гуманная - около 1000 рублей. Но теоретически, если выехать утренним рейсом, то потом можно успеть на электричку на Осташков. Вот только проблема в том, что электрички там дважды в неделю по понедельникам и пятницам.

3. Третий на нашем пути вниз по Волге - Ржевский мост. Расположен он соответственно в самом городе Ржев и пересечь его можно на электричке просто в пределах города между станциями Ржев-Балтийский и Ржев-Белорусский. Перед мостом между ними окажется еще станция Мелихово. А чуть западнее будет еще станция Ржевский мемориал. Вот все они на карте:

Ржев. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Ржев. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Сам же Ржевский мост - это конструкция, конечно, уникальная. Вот полюбуйтесь на это чудо инженерной мысли:

Ржев. Мост через Волгу. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Ржев. Мост через Волгу. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот и знаменитый Ржевский мемориал:

Ржевский мемориал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Ржевский мемориал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Через Ржев-Балтийский проходит и много поездов дальнего следования. Те, что идут на Псков и Великие Луки из Москвы, так и пойдут этим берегом Волги без переезда на другой. А вот Санкт-Петербург - Смоленск проследует по мосту. Причем на станции Ржев-Балтийский у него стоянка длительная, а короткие остановки он сделает и на станции Мелихово, и на станции Ржев-Белорусский.

Ржев-Балтийский. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Ржев-Балтийский. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Также по нему можно проследовать на поезде Санкт-Петербург - Брянск. Мост взорвут в 1941 году при отступлении наших войск, но уже в 1943 году он будет восстановлен. Причем со взрывом там вышла какая-то не очень понятная история.

4. Тверской железнодорожный мост. Один из самых напряженных. В части пассажирского движения уж точно. Все поезда Санкт-Петербург - Москва и следующие Октябрьской железной дорогой никак не могут его миновать. Он в пределах самого города с западной стороны от станции Тверь. Там еще до моста и о.п. Пролетарская окажется.

Тверь. Яндекс.Карты
Тверь. Яндекс.Карты
Тверской железнодорожный мост. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Тверской железнодорожный мост. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Есть варианты пересечь этот мост и на электричках. Всех, что направляются на запад из Твери, то есть и на Торжок, и на Бологое. А вариантов там масса просто.

5. Ну и пятый в нашем списке - Калязин. Считается первым совмещенным мостом. Хотя сложо тут это все оценивать. Над водой опоры автомобильного моста и железнодорожного точно разные. Может быть под водой основание у них одно. Вот мост на карте:

Калязин. Яндекс.Карты
Калязин. Яндекс.Карты

А вот фотография:

Калязинский мост. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Калязинский мост. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

По мосту вполне реально проехать на электричке, которая ежедневно следует по маршруту Савёлово - Сонково. Правда, и рейс у нее всего один в день. Проходят по нему и поезда Москва - Рыбинск и Сонково - Углич. Все 600-й нумерации с массой остановок. Так что и полюбоваться с берега можно, и переехать по нему Волгу тоже есть возможность,

Вот такая у нас получилась первая часть про волжские мосты. До встречи на канале!