Найти тему

"Люди и звери". Три разных фильма в шедевре Сергея Герасимова. Фильм третий - " а вы знаете, что ваши родители подлецы !"

Продолжение. Начало тут

Откуда же это название - "Люди и звери"? А это после эпизода с аварией на шоссе, когда пьяный водитель грузовика врезался в колхозный мотороллер, Таня и Павлов отмывают в ручье руки от крови потерпевшего водителя мотороллера. И Павлов говорит ей, что жив еще в человеке зверь - волк, лиса, а самый худший- заяц. Таня спрашивает, а во мне какой зверь. И взгляд такой пристально-напряженный. Что же скажет этот взрослый, многое повидавший, умный человек, который для нее уже становится бОльшим авторитетом, чем мать? Мать она уже привычная и однообразная. Любящая, балующая, ограждающая от жизни, мягко укоряющая. А здесь настоящий мужчина, сурового и веского отцовского слова которого так не хватало девочке Тане, выросшей без отца.

"А ты еще "еж",- смеясь отвечает ей Павлов.

-2

Вот это еще один из ключевых моментов фильма. Перед этим авторы хотели показать нам Таню, как избалованную, капризную, черствую - как она пренебрежительно отнеслась вначале к постороннему Павлову, как с раздражением высказалась о куске хлеба, который спас ее мать в блокаду. И нотации матери уже особо не воспринимает.

Но это такое - встречают по одежке, провожают по уму, со стороны авторов фильма. Надо же показать процесс воспитания отдельных представителей советской молодежи, которые в своей основе воспитаны правильно, но еще не избавились от детского инфантилизма вследствие родительской опеки. Но потом, слушая рассказ Павлова о его жизни, его выстраданные суждения, с Тани постепенно слетает вся шелуха и, как сказала ее бабушка Степанида Гавриловна - откуда только что взялось.

Играет Таню студентка Герасимова и Макаровой Жанна Болотова. Ей тут двадцать лет. Охарактеризовать Болотову можно одной фразой -"Чистейшей прелести чистейший образец."

Первый ее фильм - "Дом, в котором я живу". Пятнадцатилетнюю школьницу ассистент режиссера увидел на улице и пригласил сняться в главной роли.

-3

"Люди и звери" был вторым фильмом и опять главная роль. А на следующий год вновь главная роль в одном из самых лучших советских лирических фильмов о любви "Если ты прав..." режиссера Юрия Егорова. У нас есть статья о нем.

Молодые звезды советского кино Жанна Болотова и Станислав Любшин.

Три фильма, стремительный взлет и перед нами кинозвезда европейского уровня, типаж героини французской "Новой волны" типа Анук Эме, Франсуазы Дорлиак, Бернадетт Лафон, Стефани Одран. Вот только не нашлось в нашем кино для нее своего режиссера. У Тарковского музой была сначала Малявина, а потом Терехова. У Кончаловского свои. А чисто "советские" режиссеры применения для типажа Болотовой не находили. И после 1963 г. почти 10 лет были только эпизоды, яркие запоминающиеся, но не соответствующие уровню ее таланта. Пока ее не стал снимать муж, обратившийся к неореализму.

Но вернемся к "ежику". Доброе, женское материнское и твердое, опытное мужское воздействия дали свой результат. Тут надо отметить тот образ, что создан Тамарой Макаровой. Актрису сейчас модно критиковать

В поздних фильмах кого бы ни играла Макарова, всегда получалось одно и то же: прекрасно выглядящая, хорошо (но строго, по-советски) одетая женщина, тихо, со сдержанной улыбкой и абсолютно пустыми глазами говорящая какие-то умные вещи. Не хватает только классической «халы» на голове — получилась бы типичная советская «государственная женщина», какой-нибудь депутат или директор завода (да и Фурцева так одно время выглядела).

Можно это и применить и к образу Анны Андреевны. Вот только каждый видит то, что хочет - кто-то пустые глаза и какие-то умные вещи говорит. А кто-то добрую, мудрую, красивую "хозяйку медной горы", которая из любого Данилы сделает мастера.

В данном же фильме у Анны Андреевны двойная воспитательная, фильм вообще очень дидактичен, функция - быть наставником и для дочери Тани, и для вернувшегося на Родину Павлова. Тане - привить все лучшее, что должно быть в советском человеке - скромность, доброту, честность, товарищескую взаимовыручку. А Павлова - поддержать, успокоить, вернуть уверенность в себя, ввести в новую для него жизнь.

И с этой задачей Макарова идеально справляется. Спокойный, уверенный голос. Мягкие манеры. Добрый, лучистый взгляд ( если кто-то скажет, что он пустой, значит он не видел пустых). Это именно та мягкая сила, которая дает нужный результат гораздо эффективней, чем грубый нажим.

-4

И это дает результат. "Ежик" постепенно сбрасывает иголки и становится настоящим человеком. Вот Таня во время застолья, обиженная тем, что ее кузен Гена, простой рабочий парень, первый жених на все Запорожье, в своем тосте, предлагая выпить за людей, делающих дело, мог обидеть сидящего за тем же столом Павлова. И тут же она вступается за Алексея Ивановича и предлагает, косноязычно и сильно волнуясь, выпить за неизвестных в своей скромности героев, о которых мало кто знает. А это уже гражданская позиция, наличия которой у юной избалованной гордячки в начале фильма никто и предполагать не мог.

-5

А уж в Севастополе Таня вообще берет инициативу в свои руки. В Севастополе авторы показывают нам семью брата Алексея Павлова Петра. Вот они те самые "звери", которые еще сохраняются в человеке. А иногда и сразу несколько зверей в одном человеке. И скоро по этому "зверинцу" наш бывший "ежик" прокатиться настоящим танком.

-6

Вот глава семейства Валентина Сергеевна в блестящем исполнении красавицы Натальи Медведевой. Типичное мурло мещанина, но очень симпатичное, хозяйка в доме, в ней сразу несколько "зверей" - волчица, лиса и крыса.

-7

И два "зайчика". Большой и маленький.

Алексей Иванович приехал в Севастополь повстречаться с братом. Он неоднократно писал Петру, но ответа не получил. Все письма перехватывала жена брата Валентина и уничтожала. Но вот последнее письмо Алексея, который сообщал брату, что приехал в Севастополь и предлагал встретиться, Петр все-таки у Валентины выцарапал. Но тут же получил от нее по башке - не было у тебя 17 лет брата, который неизвестно где шатался по свету, и не надо. И все, "зайчик" перед "волчицей" на задние лапки и в норку. Но тут появился "ежик" и сразу в лоб младшему "зайчику". "А вы знаете, что ваши родители подлецы? У вас есть дядя, герой, а они от него отказались. ". И кто же устоит перед такими глазищами? Да ни один "зайчик", да ни в жизнь. Это же два крупнокалиберных пулемета, и приговор без права обжалования, приводимый в исполнение немедленно.

-9

И как-то упрощенно авторы фильма поставили встречу братьев, которую все-таки организовала энергичная и справедливая Таня. Несмотря на суровую "волчицу", "зайчик" Петр все же пришел на свидание с братом Алексеем. Роль Петра играет один из самых "настоящих" мужчин советского театра и кино Виталий Доронин. И ведь надо было ему изобразить такого подкаблучника, и чтобы это было натурально, несмотря на все мужское обаяние актера. И ведь ему это удалось. Выглядит Петр жалким, и вызывает сочувствие.

-10

А вот Алексей его не пожалел. У Алексея теперь все хорошо. У него перспектива в жизни появилась. Его ждут хорошие люди в Запорожье. Вместо того чтобы помочь, поддержать брата, поговорить по душам, задержаться для этого на день, он снисходительно - презрительно его отправляет обратно к "волчице", иди, тебе там привычней, ты уже не изменишься. Нет, не стал еще Алексей Иванович полноценным советским человеком, еще сказываются в нем родимые пятна проклятого капитализма. Бросил брата в беде, не стал за него бороться.

-11

Но вот племянника Алексея Ивановича, маленького заморыша Юрку, Таня перевоспитает. Они теперь с матерью будут жить неподалеку от Севастополя, где-то в районе Фороса. И паренек на велике будет гонять к ним.

Заканчивается фильм панорамой Крыма в районе Фороса. Мать рассказывает дочери о том, как она впервые в юности побывала в этом месте и увидела мир, полный света и радости, но только жаль, что сейчас все в дымке. На это Таня отвечает: "Ничего, мама, ничего родная. Я все вижу". Все, Таня стала таким же человеком, как и мама. Она хоть теперь и не "ежик", но лучше ее не трогать, это теперь - "добро должно быть с кулаками" в чистейшем виде.

-12

Ну вот такой фильм. Ни детектив, ни боевик, ни комедия, а очень продолжительный кинороман, почти три с половиной часа, попробуй высиди такой в кинотеатре. Но почему-то в первый год проката его посмотрело более 40 млн. зрителей, он уступил лишь "Великолепной семерке", "Человеку-амфибии" и "Гусарской балладе". Обошел французские хиты "Парижские тайны" и "Три мушкетера", наши - "Девчата" и "На семи ветрах".

Но, наверное. чем-то он задел тогдашнего зрителя, не только же впервые такими подробными сценами "их нравов". Или достаточно тогда экзотичной историей "перемещенного лица". А может просто зритель увидел в главных героях самого себя - простого советского человека, сейчас его называют "совок", в его лучших проявлениях мужества, доброты, товарищества, житейской мудрости.