Найти тему
2K подписчиков

История итальянского женского портрета 15/16 века. Часть 8. Эротизация портрета

178 прочитали

Предыдущая часть:

Первая часть:

О новой главе в истории итальянского женского образа свидетельствует монументальное изображение наместницы Неаполя кисти Джулио Романо.

Он был заказан не моделью, её супругом или её родной, или супружеской семьей, а кардиналом церкви в качестве дипломатического подарка королю, который собирал коллекцию живописных красоток.

Портрет доньи Изабель де Рекесенс
Портрет доньи Изабель де Рекесенс

Кардинал Биббиена, личный друг и советник Папы Льва X, попросил Рафаэля написать для короля Франциска I портрет принцессы, которая, несмотря на девять лет брака и две беременности, всё ещё славилась своей красотой.

Знаменитый и перегруженный работой Рафаэль отправил вместо себя в Неаполь девятнадцатилетнего Джулио Романо.

Художник изобразил двадцатилетнюю донью Изабель де Рекесенс величественно восседающей на троне в великолепно оформленном архитектурном интерьере.

В верхней половине композиции, повернутая влево, голова Изабель уравновешивается проемом выхода на лоджию с видом на шикарный сад.

Порфировые колонны с золотыми капителями поддерживают свод с иллюстрациями классической истории любви, написанной Рафаэлем в настоящей Лоджии Психеи на вилле Фарнезина банкира Агостино Киджи в Риме.

Лоджия Психееи, фото из Википедии
Лоджия Психееи, фото из Википедии

Стройная фигура Изабеллы кажется теряется в многочисленных складках нарядах из темно-красного бархата.

Её белая блузка, расшитая золотом, чувственно развевается сквозь разрезы и широкие отверстия огромных рукавов с золотой подкладкой.

Мех куницы соблазнительно перекинут через одно плечо, а красный бархатный головной убор с полями, украшенными драгоценными камнями, венчает её длинные золотистые локоны, которые царственно и эротично распущены.

Одна рука застенчиво лежит на бархатной подкладке рукава, в то время как кончики пальцев другой слегка играют с мехом на ее плече.

До того женские кисти, чинно сложенные вместе, образовывали визуальный барьер между женским образом и зрителем мужского пола.

В то время как широко расставленные руки Изабель, напротив, как бы обнажают ее, делая уязвимой.

Более того, это чуть ли не первый раз в портретной живописи Центральной Италии, когда женщина показана ниже колен.

Рафаэль Санти «Портрет Маддалены Строцци Дони»
Рафаэль Санти «Портрет Маддалены Строцци Дони»

Выступающие синие рукава, обрамляющие фигуру Маддалены Строцци, элегантно завершают композицию у нижнего края (рис. вверху).

Подобно Мона Лизе, Маддалена живописно закреплена в пространстве, одновременно близка к зрителю, но при этом недоступна.

Прерванная прибытием зрителя, красивая молодая матрона в образе, приписываемом Буджардини, закрывается от смотрящих на неё молитвенником (см. внизу).

Портрет дамы ("La Monaca" / "Монахиня"), Джулиано Буджардини, ок. 1516 г.
Портрет дамы ("La Monaca" / "Монахиня"), Джулиано Буджардини, ок. 1516 г.

Это разграничение между (женщиной) натурщицей и (мужчиной) зрителем устранено в композиции Джулио.

Левая рука Изабель на колене подчеркивает двусмысленность пограничной области между миром картины и миром зрителя.

Царственному ценителю предлагается сделать один шаг, позволяющий ему положить свою руку рядом с её рукой.

Главная героиня уверенно смотрит на своего коллекционера — единственная деталь работы Джулио Романо, которую Рафаэль, полностью осознавая сравнения, которые будут сделаны с портретом Моны Лизы Леонардо, уже находящимся в коллекции французского короля, счел необходимым переделать.

Можно сказать, что Романо предоставил Франциску I женское изображение, одновременно царственное и эротичное, благопристойное, но открытое.

Из двух качеств, требуемых от изображенной дамы эпохи Возрождения, желание красоты, кажется, обошло стремление к добродетели.

Продолжение: