Предыдущая часть:
Первая часть:
О новой главе в истории итальянского женского образа свидетельствует монументальное изображение наместницы Неаполя кисти Джулио Романо.
Он был заказан не моделью, её супругом или её родной, или супружеской семьей, а кардиналом церкви в качестве дипломатического подарка королю, который собирал коллекцию живописных красоток.
Кардинал Биббиена, личный друг и советник Папы Льва X, попросил Рафаэля написать для короля Франциска I портрет принцессы, которая, несмотря на девять лет брака и две беременности, всё ещё славилась своей красотой.
Знаменитый и перегруженный работой Рафаэль отправил вместо себя в Неаполь девятнадцатилетнего Джулио Романо.
Художник изобразил двадцатилетнюю донью Изабель де Рекесенс величественно восседающей на троне в великолепно оформленном архитектурном интерьере.
В верхней половине композиции, повернутая влево, голова Изабель уравновешивается проемом выхода на лоджию с видом на шикарный сад.
Порфировые колонны с золотыми капителями поддерживают свод с иллюстрациями классической истории любви, написанной Рафаэлем в настоящей Лоджии Психеи на вилле Фарнезина банкира Агостино Киджи в Риме.
Стройная фигура Изабеллы кажется теряется в многочисленных складках нарядах из темно-красного бархата.
Её белая блузка, расшитая золотом, чувственно развевается сквозь разрезы и широкие отверстия огромных рукавов с золотой подкладкой.
Мех куницы соблазнительно перекинут через одно плечо, а красный бархатный головной убор с полями, украшенными драгоценными камнями, венчает её длинные золотистые локоны, которые царственно и эротично распущены.
Одна рука застенчиво лежит на бархатной подкладке рукава, в то время как кончики пальцев другой слегка играют с мехом на ее плече.
До того женские кисти, чинно сложенные вместе, образовывали визуальный барьер между женским образом и зрителем мужского пола.
В то время как широко расставленные руки Изабель, напротив, как бы обнажают ее, делая уязвимой.
Более того, это чуть ли не первый раз в портретной живописи Центральной Италии, когда женщина показана ниже колен.
Выступающие синие рукава, обрамляющие фигуру Маддалены Строцци, элегантно завершают композицию у нижнего края (рис. вверху).
Подобно Мона Лизе, Маддалена живописно закреплена в пространстве, одновременно близка к зрителю, но при этом недоступна.
Прерванная прибытием зрителя, красивая молодая матрона в образе, приписываемом Буджардини, закрывается от смотрящих на неё молитвенником (см. внизу).
Это разграничение между (женщиной) натурщицей и (мужчиной) зрителем устранено в композиции Джулио.
Левая рука Изабель на колене подчеркивает двусмысленность пограничной области между миром картины и миром зрителя.
Царственному ценителю предлагается сделать один шаг, позволяющий ему положить свою руку рядом с её рукой.
Главная героиня уверенно смотрит на своего коллекционера — единственная деталь работы Джулио Романо, которую Рафаэль, полностью осознавая сравнения, которые будут сделаны с портретом Моны Лизы Леонардо, уже находящимся в коллекции французского короля, счел необходимым переделать.
Можно сказать, что Романо предоставил Франциску I женское изображение, одновременно царственное и эротичное, благопристойное, но открытое.
Из двух качеств, требуемых от изображенной дамы эпохи Возрождения, желание красоты, кажется, обошло стремление к добродетели.
Продолжение: