Стереофонический усилитель низкой частоты - наиболее востребованная и необходимая самоделка из послужного списка радиолюбителя 80-х. И пожалуй, требующая самого ответственного подхода на всех этапах - от выбора принципиальной схемы и приобретения комплектующих до монтажа и компоновки узлов и органов управления. О мытарствах постройки УНЧ на основе германиевых транзисторов уже изложено в первой части цикла "Хроники радиолюбителя из 80-х" (см.ссылку).
Чтобы не повторяться, сразу об этапах сборки усилителя на основе вполне современных на тот период кремниевых транзисторах и микросхемах. Помня о сложностях, возникших при настройке темброблока в предыдущем, так и не завершенном стерео УНЧ на германиевых транзисторах, в этот раз решил начать именно с этого блока. Принципиальная схема двухполосного темброблока на основе КТ-315 и КТ-361не требовала сложной настройки и не содержала дефицитных элементов за исключением спаренных потенциометров для регулировки уровня ВЧ и НЧ. Пустяки, тембр можно регулировать в каждом из каналов по отдельности. Изначально решил, что корпус усилителя по ширине и глубине должен соответствовать габаритам кассетного магнитофона "Томь - 303", который предполагалось размещать сверху усилителя в горизонтальном положении. Обзор первого кассетника "Томь - 303" и впечатления, связанные с его эксплуатацией, размещен на этом канале (см.ссылку ниже).
А вот высота корпуса УНЧ была продиктована размером силового трансформатора, который удалось найти. Он имел всего одну вторичную 12-вольтовую обмотку, зато запас свободного места на катушке позволял намотать дополнительные обмотки. Печатную плату темброблока разработал самостоятельно. В целях минимизации наводок и помех, упрощения монтажа обошёлся без "соплей" из проводов. Потенциометры регулировки громкости, а также уровней тембра ВЧ и НЧ разместил непосредственно на печатной плате. В результате плата получилась большого размера, на 2/3 площади передней панели, к которой она прилегала изнутри. К сожалению, стеклотекстолит был тонкий и к тому же фольгированный с двух сторон. После травления хлорным железом плата немного изогнулась по длине, но отступать было некуда. Однако на качество монтажа это повлияло мало, после сборки темброблок заработал исправно, не потребовал никаких настроек, что вселило уверенность в успешности предприятия в целом.
Однако с выбором принципиальной схемы усилителя мощности возникли проблемы. Пришлось перелопатить имеющиеся журналы "Радио" первой половины 80-х в поисках компромиссного решения. С одной стороны - схема должна быть построена из доступных на тот период деталей, с другой - не требовать настроек и обеспечивать выходную мощность достаточную для раскачки широкополосных динамиков 10ГДШ, к тому времени приобретённых в магазине "Мелодия" по 15 руб. за штуку. На их основе были в дальнейшем сооружены колонки из 10 мм фанеры, покрытой тёмным лаком. Неизвестно, сколько продолжались бы муки выбора схемы усилителя мощности, если бы дядя, рабочий одного из крупных на тот момент предприятий, не подарил приобретённые у одного из своих знакомых две платы усилителей мощности, построенные на основе операционных усилителей К153УД6. Качество монтажа было профессиональным, как и печатная плата с КТ807 предоконечного каскада, размещёнными на миниатюрных игольчатых радиаторах.
Оставалось подключить по паре выходных транзисторов КТ803 и по одному КТ315, которые служили датчиками термо компенсации и размещались непосредственно на радиаторах выходных транзисторов.
Единственная сложность в запуске усилителя мощности состояла в обеспечении электропитания. На каждый из каналов требовалось стабилизированное двухполярное питание напряжением 15 Вольт на операционные усилители. Кроме того, на каждый из каналов необходимо было ещё по два изолированных источника питания по 15 Вольт. Итого на оба канала силовой трансформатор должен был иметь 8-мь обмоток по 15 Вольт, не считая 12-ти вольтовой обмотки для темброблока. Какой бы не была вместительной катушка трансформатора, все эти обмотки на ней уложить было невозможно. Пришлось использовать дополнительный трансформатор меньшего размера. Свободное пространство корпуса заполнили выпрямители на основе диодов КД202 и конденсаторов большой ёмкости.
Радиаторы с оконечными КТ803 вынес наружу, на заднюю панель. С ними, радиаторами, была проблема. Они были реально недоделанные - в них не были проточены посадочные места под транзисторы. Тем не менее использовал их, потому что были очень красивые, с тонкими литыми рёбрами. Лишь едва содрал наждачной бумагой чёрный лак с посадочных мест. Разумеется, теплоотдача была недостаточная и несмотря на термо компенсацию, перегретые КТ803 звучали как-то не так, казалось что низкие частоты были немного искажёнными. Боковые панели корпуса сделал из полированных боковин от магнитофона "Комета". Они подошли по высоте, оставалось немного укоротить их в глубину. Переднюю панель вырезал из чёрной пластиковой крышки от той же "Кометы". На передней панели - 6-ть рукояток громкости и тембра, сетевая кнопка и кнопка Моно - Стерео. Усилитель отработал более 2-х лет в паре с кассетником "Томь - 303". Звучал он неплохо, один раз даже носил его в школу для озвучивания вечеринки на 8 марта. Но когда появился магнитофон - приставка "Радиотехника МП-201", усилитель, а точнее его темброблок, уже не соответствовал возросшим требованиям. Тогда-то он был коренным образом перестроен, новый стерео УНЧ получил от своего предшественника лишь усилитель мощности. Но эта уже другая история. Статья об этой более совершенной самоделке размещена на этом канале ранее (ссылка см. ниже).
Спасибо за прочтение! Надеюсь кто-то вспомнил свои самоделки и связанные с ними впечатления. Заранее благодарен за Ваши лайки и подписки в поддержку канала. Буду рад общению в конструктивных комментах.
Желаю Вам доброго здоровья и всех благ!