Автор: Николай Николаевич Ге, 1831−1894.
Датировка: 1860−1869 годы. Флоренция.
Материал: веленевая бумага.
Размер: 8,5 × 14,2 см.
Описание: атрибуция традиционная, восходящая к С. П. Яремичу. По сообщению В. И. Данилевского, акварель является подарком Николая Николаевича Ге своему юному помощнику Степану Яремичу.
Перед нами предстаёт залитая вечерним нежным солнцем поляна, обрамлённая с правой стороны, если судить по теням, несколькими высокими пиниями. Контрастные, но мягкие относительно тона травы горизонтально лежащие тени первого плана создают линии, почти созвучные с лёгким движением облаков на небе. На границе первой трети этюда освещённое пространство перекрывает холодная густая тень, плавно переходящая в подлесок, сквозь который слегка проглядывают, отбивая резкий контрастный вертикальный ритм, стволы невысоких деревьев, почти нетронутые кистью художника. Среди зелёной «стены» виднеется одиноко стоящая величественная пиния, ствол которой начинается с небольшого удара кистью и переходит в янтарно-красный оттенок ветвей кроны, пламенеющих на солнце. Дерево возвышается над холодной чащей и освещёнными верхушками деревьев, поддерживающими по цвету все тёплые оттенки этюда. Солнечный свет делает нависающую тяжёлую с виду крону ажурнее, лишь подчеркивая глубину теней, и подсвечивает едва заметные облака.
Лист акварели представлен в вертикальном формате, чуть более вытянутом, чем традиционные пропорции. Выбор формата не случаен, о чём свидетельствует предварительный тонкий набросок простым карандашом, видимый лишь в нескольких местах на кронах деревьев и ветвях. Автор использует ограниченное количество красок, умело играя с оттенками холода и тепла, создаёт тональный контраст, делящий лист на три практически равные части, уравновешенные графическим ритмом света и тени. Благодаря равномерной гладкости и однородной структуре веленевой бумаги акварельные краски ложатся ровно, не слишком уж растекаясь по поверхности, но и не позволяя пигментам проникнуть глубоко в фактуру, теряя при этом насыщенность цвета, а её мягкий желтоватый оттенок лишь подчеркивает глубину холодных теней, написанных изумрудной и фиолетовой. Благодаря добавлению красной и жёлтой охр достигается гармонизация колорита.
Ксения Михайловна Спиридонова
2023 год
P. S.
Возможно, будет полезным для читателя добавить несколько слов об обстоятельстве появления рисунка «Итальянский пейзаж с пиниями» в собрании знаменитого профессора Эрмитажа Степана Петровича Яремича. Как известно исследователям жизни и творчества Николая Николаевича Ге, этот великий живописец уделял большое внимание молодому поколению художников, в том числе ученикам киевской рисовальной школы Н. И. Мурашко. Как вспоминал бывший ученик школы А. А. Куренной: «Н. Н. Ге серьёзно интересовался работой школы, часто навещал её, проводил беседы с учениками, читал лекции, а с некоторыми молодыми художниками тесно сблизился и приглашал к себе на хутор в „в помощники“». К числу таких «помощников» и относился юный беспризорный Яремич, ставший по воле случая и «воспитанником», а в дальнейшем и другом семьи Н. Н. Ге. К счастью для нас, один из достаточно сложных моментов содействия юного Степана своему обожаемому учителю был запечатлён на фотографиях Л. М. Ковальского, сделанных в мастерской художника в 1891 году, на его хуторе Ивановское, вблизи станции Плиски. Задачей Ковальского являлось изготовление фотографий работ великого художника, хранившихся в мастерской на хуторе, но, к счастью, он не смог отказать себе в удовольствии запечатлеть крестные муки Стёпы («и больно и приятно»), буквально висящего на кресте, поскольку выпала ему честь позировать для образа Христа. По воспоминаниям К. П. Зинченко-Работникова, «Яремич рассказывал, что он прожил несколько недель на хуторе Ге в Плисках, где он, подвязанный вервием к импровизированному кресту, позировал для распятого Христа для картины „Распятие“ — чуть сам не „испустил дух“». Вознаграждением Степану Петровичу за муки на кресте была искренняя признательность великого учителя, залогом которой явилась вручённая в качестве подарка акварель «Итальянский пейзаж с пиниями», созданная Н. Н. Ге в прекрасной Флоренции. Но необходимо отметить, что аскетическая фигура юного Степана Петровича послужила также моделью для образа приподнявшегося на кресте разбойника, взывающего ко Христу, о чём свидетельствует одна из сохранившихся фотографий, сделанных Л. М. Ковальским.
Происхождение: коллекция Вадима Илиодоровича Данилевского. Санкт-Петербург, 2003 год.
Александр Александрович Спиридонов-старший
2023 год