«"Степной волк" — один из самых главных романов XX века, впервые опубликованный в 1927 году. Это и философская притча, и вместе с тем глубокое исследование психологии человека, тщетно пытающегося найти и обрести собственное "Я", постоянно балансирующего на стыке животного и человеческого начал», —так произведение описывает АСТ. Я скажу попроще (СПОЙЛЕРЫ):
Претенциозный невротик вместо психотерапевта обратился к проституткам и наркоманам, и вот что из этого вышло...
Если вы не читали и пропустили спойлер, то суть примерно в следующем: потерявшийся в жизни мужик пытается найти свое место и бесконечно копается в себе, потом переживает то ли галлюцинацию, то ли некий сверхъестественный опыт, и все начинает меняться. Гессе, видимо, неровно дышал к магическому реализму: нечто похожее по форме уже встречалось в «Демиане», хорошо зашло там и так же органично смотрится здесь.
Произведение здорово увлекает рассуждениями о природе человека и его представлении о самом себе. Гессе препарирует личность героя, наглядно демонстрируя, где тот попал в капкан собственных убеждений, с которым так и продолжил ходить по миру. Над Степным волком даже можно было бы иронизировать и посмеиваться из-за его твердолобости и надменности, не будь эти метания так знакомы и, к сожалению, актуальны.
По сути, весь роман — это описание хрестоматийного экзистенциального кризиса и весьма экстравагантного выхода из него. Методы спорны и порицаемы, но эффект-то какой.
Правда, «Степной волк» при всех его достоинствах принадлежит к очень коварному типу книг. Это те самые произведения, которые в начале до писка нравятся, а по ходу их повествования все чаще хочется вздыхать. Он блестяще начинается, неплохо идет, но потом все сильнее скатывается в предсказуемый и очевидный финал. Есть ощущение, что главную мысль автор выразил где-то на 2/3 произведения, уже тогда был достаточно ясно виден финал, но он зачем-то растянул развязку, добавив довольно-таки бессмысленных, но зато крайне психоделичных зарисовок.
Что тут еще сказать? Если вы любитель рассусоливаний о смыслах жизни и всяких вздыханий на тему того, как и куда скатилось общество, то, наверное, получите такое же удовольствие, как и я (конечно, если концовка не подпортит впечатление). А в противном случае, думаю, быстро захлопнете книгу, недоумевая, как язык поворачивается называть эту нудятину одним из главных романов прошлого века.
P.S. Интересно, что я пыталась читать «Степного волка» лет в 20 и тогда задалась примерно тем же вопросом, что выше. А теперь, спустя десяток лет, сама удивилась тому, как им прониклась.