Найти в Дзене
Я люблю лодки!

12-17.03.2024 Шью грот: фальш-ленты. Попытка удалить морщины

Создавать проблемы и "героически" их преодолевать. Для грота я выбрал довольно трудоемкую классическую технологию пошива (кто-то скажет устаревшую и тоже будет прав), но не жалею об этом. Достоинства её понятны (изложены здесь), а с недостатками (в т.ч. кривыми руками) я попытаюсь справиться. Всем привет! Я строю парусную лодку-динги 3.8 м по проекту Радослава Вершко (Radosław Werszko) и веду этот Дневник судостроителя. Кто ещё не знает: я не профессионал и учусь на собственных ошибках (и по книжкам тоже). Причины образования морщин на швах На швах между полотнищами образовались морщины, причины, как мне представляется, следующие: Попытка удалить морщины Передо мной стояло две задачи: попробовать разгладить морщины и вернуть длину деталей к исходной. Я распорол временные прямые строчки и растянул шов между шилом и крюком с силой около 2.5 кгс. Оставил на сутки. Само полотно при такой малой нагрузке гарантированно растягивается в зоне пластических деформаций (то есть геометрия полотнищ
Оглавление

Создавать проблемы и "героически" их преодолевать. Для грота я выбрал довольно трудоемкую классическую технологию пошива (кто-то скажет устаревшую и тоже будет прав), но не жалею об этом. Достоинства её понятны (изложены здесь), а с недостатками (в т.ч. кривыми руками) я попытаюсь справиться.

Всем привет! Я строю парусную лодку-динги 3.8 м по проекту Радослава Вершко (Radosław Werszko) и веду этот Дневник судостроителя. Кто ещё не знает: я не профессионал и учусь на собственных ошибках (и по книжкам тоже).

Причины образования морщин на швах

На швах между полотнищами образовались морщины, причины, как мне представляется, следующие:

  • На полотнищах имеются вытачки, которые образуют "пузо" паруса (естественная причина).
  • На ткани Оксфорд морщины появляются очень легко, т.к. она слабо тянется по основе и утку.
  • В отношении Оксфорда нельзя применять заутюживание из-за слоя полиуретана (производитель запрещает, хотя, если осторожно, то, может, можно? рисковать не стал)
  • Высокое натяжение нитей при прострачивании. В существенной степени снизить натяжение у меня не получилось, так как нить PolyArt №40 довольно жесткая и крученая. Применять вощение не пробовал, так как нить с завода покрыта силиконовым составом. После множества настроек машинки и устранения всех препятствий и заусенцев на путях верхней и нижней нитей удалось снизить натяжение на одну треть и добиться устойчивой работы машинки. Игла большего диаметра (№120 вместо №100) эффекта по натяжению не дала, зато начала повреждать ткань.
  • Нижний транспортер ткани на швейной машинке работал плохо. Настроил. Добавил верхний транспортер - шагающую лапку. Ткань собирается меньше. Строчки укладываются точнее, процесс шитья более управляемый.
  • Допускал ошибку: "помогал" транспортеру протаскивать ткань. Это приводило к неравномерной длине стежков. Помогать нужно, но другим способом: как только ткань слева и справа от транспортера чуть-чуть натянулась (появились первые признаки этого), следует немного подтянуть "рулоны", в которые свернут парус, в сторону транспортера.
  • Допускал ошибку: собирал только на булавках, не сметывал детали вручную перед прокладыванием машинной строчки. Расстояние между булавками около 5 см, на этом расстоянии детали имеют возможность немного сместиться друг относительно друга, менее чем на 1 мм, но и этого достаточно для образования морщинки. Сама булавка тоже деформирует полотнища в месте соединения и является источником морщин. При сметывании вручную длина стежков около 1 см - смещение и деформации минимальны.
  • Допускал ошибку: временно закреплял подогнутые края прямой машинной строчкой со слабым натяжением нити. В моем случае она стягивала ткань до 1%, с точки зрения образования морщин - это много. Надо было смётывать вручную. Много времени потратил на распарывание временных машинных строчек - на 15 погонных метров ушло 4 часа. Трудоемко, т.к. поверх них настрочен постоянный зигзаг.

Попытка удалить морщины

Передо мной стояло две задачи: попробовать разгладить морщины и вернуть длину деталей к исходной.

Я распорол временные прямые строчки и растянул шов между шилом и крюком с силой около 2.5 кгс. Оставил на сутки. Само полотно при такой малой нагрузке гарантированно растягивается в зоне пластических деформаций (то есть геометрия полотнищ не испортится), а вот нити строчек могут чуть "подвинуться".

Первая цель достигнута: размеры деталей вернулись к исходным. И это очень важно, так как мне предстоит выкроить фальш-ленты из припуска по периметру паруса. Вторая достигнута частично - морщины стали меньше выражены. Раз уж мизерная нагрузка в 2.5 кгс дала такой результат, то обкатка паруса на настоящем ветре должна подействовать отлично. Каких-то существенных сдвижек полотнищ я не допускал, а точность выкраивания - доли процента от габаритных размеров. Имею дерзновение рассчитывать на удовлетворительный результат.

Фальш-лента по нижней шкаторине

Ударение в слове шкатОрина приходится на О. Это на всякий случай... А то люди жалуются, что прочитать сложно :)

Про ленты-фальшивки (фальш-ленты) я рассказывал здесь. Этот этап работы меня немного пугает, так как предстоит точно соединить детали с кромками, подогнутыми навстречу друг другу. И требуется разметить контуры шкаторин, а помещения нужного размера нет.

Лента-фальшивка по шкаторине паруса
Лента-фальшивка по шкаторине паруса

Начал работу с нижней шкаторины - она относительно короткая.

Выкраивая ленту, частично распорол шов, чтобы в будущем закрепить нити.

Освободил кончики нитей для закрепления
Освободил кончики нитей для закрепления

Сметал нижний край. Длина стежков около 10 мм. Шов "через край", прямой шов применять не стоит. Игла втыкается вертикально, когда детали точно выровнены друг относительно друга и расправлены.

Нижний край получился очень хорошо, и я с воодушевлением взялся за верхний. Стежки теперь приходится выполнять немного в иной технике.

Думаю, я на верном пути. Получилось хорошо. Теперь бы не испортить при прострачивании... Очень будет обидно.

Приметал фальш-ленту по нижней шкаторине
Приметал фальш-ленту по нижней шкаторине

Фальш-лента по передней шкаторине

Где только я не вытер полы своим парусом... Ну разве что в туалете и прихожей он ещё не валялся. Переднюю шкаторину размечал в гостиной, но парус влез только в сложенном вдоль состоянии.

Вытираю полы гротом в гостинной. Размечаю переднюю шкаторину - она имеет серповидность
Вытираю полы гротом в гостинной. Размечаю переднюю шкаторину - она имеет серповидность

В районе фалового угла (сверху) оставлен запас, благодаря которому фальш-лента передней шкаторины будет смещена по вертикали на 8-10 см, таким образом, швы на парусе и ленте "разбегутся".

Запас по длине в фаловом углу паруса. Лента шириной 7 см, из них по 1 см на подворот краёв
Запас по длине в фаловом углу паруса. Лента шириной 7 см, из них по 1 см на подворот краёв

Отрезал ленту, частично распарывая швы для закрепления нитей на швах паруса (как было показано ранее). Затем прострочил швы на ленте по новой и тоже закрепил нити.

И снова принялся за булавки. А затем мне предстоит сметать 6 метров фальш-ленты.

Булавки по передней шкаторине
Булавки по передней шкаторине

Фу! Мои писательские и портняжные силы на сегодня иссякли! :))) Неплохо было бы иметь подмастерьев, как в былые времена. Кажется, я напрочь отобью у людей желание шить паруса по классической технологии с подгибом краёв. Технология, бесспорно, трудоемкая. Но очень-очень многое зависит от опыта и мастерства, которых всегда не хватает. Ради них, драгоценных, всё это и затеяно.

Итог за период

  • Время: 12 часов
  • Деньги: 0 руб

Всего за проект

  • Время: 477 часов
  • Из них на парус: 32 часа.
  • Деньги: 55536 руб

Следующая статья: Боуты на парусе - основные требования