Создавать проблемы и "героически" их преодолевать. Для грота я выбрал довольно трудоемкую классическую технологию пошива (кто-то скажет устаревшую и тоже будет прав), но не жалею об этом. Достоинства её понятны (изложены здесь), а с недостатками (в т.ч. кривыми руками) я попытаюсь справиться.
Всем привет! Я строю парусную лодку-динги 3.8 м по проекту Радослава Вершко (Radosław Werszko) и веду этот Дневник судостроителя. Кто ещё не знает: я не профессионал и учусь на собственных ошибках (и по книжкам тоже).
Причины образования морщин на швах
На швах между полотнищами образовались морщины, причины, как мне представляется, следующие:
- На полотнищах имеются вытачки, которые образуют "пузо" паруса (естественная причина).
- На ткани Оксфорд морщины появляются очень легко, т.к. она слабо тянется по основе и утку.
- В отношении Оксфорда нельзя применять заутюживание из-за слоя полиуретана (производитель запрещает, хотя, если осторожно, то, может, можно? рисковать не стал)
- Высокое натяжение нитей при прострачивании. В существенной степени снизить натяжение у меня не получилось, так как нить PolyArt №40 довольно жесткая и крученая. Применять вощение не пробовал, так как нить с завода покрыта силиконовым составом. После множества настроек машинки и устранения всех препятствий и заусенцев на путях верхней и нижней нитей удалось снизить натяжение на одну треть и добиться устойчивой работы машинки. Игла большего диаметра (№120 вместо №100) эффекта по натяжению не дала, зато начала повреждать ткань.
- Нижний транспортер ткани на швейной машинке работал плохо. Настроил. Добавил верхний транспортер - шагающую лапку. Ткань собирается меньше. Строчки укладываются точнее, процесс шитья более управляемый.
- Допускал ошибку: "помогал" транспортеру протаскивать ткань. Это приводило к неравномерной длине стежков. Помогать нужно, но другим способом: как только ткань слева и справа от транспортера чуть-чуть натянулась (появились первые признаки этого), следует немного подтянуть "рулоны", в которые свернут парус, в сторону транспортера.
- Допускал ошибку: собирал только на булавках, не сметывал детали вручную перед прокладыванием машинной строчки. Расстояние между булавками около 5 см, на этом расстоянии детали имеют возможность немного сместиться друг относительно друга, менее чем на 1 мм, но и этого достаточно для образования морщинки. Сама булавка тоже деформирует полотнища в месте соединения и является источником морщин. При сметывании вручную длина стежков около 1 см - смещение и деформации минимальны.
- Допускал ошибку: временно закреплял подогнутые края прямой машинной строчкой со слабым натяжением нити. В моем случае она стягивала ткань до 1%, с точки зрения образования морщин - это много. Надо было смётывать вручную. Много времени потратил на распарывание временных машинных строчек - на 15 погонных метров ушло 4 часа. Трудоемко, т.к. поверх них настрочен постоянный зигзаг.
Попытка удалить морщины
Передо мной стояло две задачи: попробовать разгладить морщины и вернуть длину деталей к исходной.
Я распорол временные прямые строчки и растянул шов между шилом и крюком с силой около 2.5 кгс. Оставил на сутки. Само полотно при такой малой нагрузке гарантированно растягивается в зоне пластических деформаций (то есть геометрия полотнищ не испортится), а вот нити строчек могут чуть "подвинуться".
Первая цель достигнута: размеры деталей вернулись к исходным. И это очень важно, так как мне предстоит выкроить фальш-ленты из припуска по периметру паруса. Вторая достигнута частично - морщины стали меньше выражены. Раз уж мизерная нагрузка в 2.5 кгс дала такой результат, то обкатка паруса на настоящем ветре должна подействовать отлично. Каких-то существенных сдвижек полотнищ я не допускал, а точность выкраивания - доли процента от габаритных размеров. Имею дерзновение рассчитывать на удовлетворительный результат.
Фальш-лента по нижней шкаторине
Ударение в слове шкатОрина приходится на О. Это на всякий случай... А то люди жалуются, что прочитать сложно :)
Про ленты-фальшивки (фальш-ленты) я рассказывал здесь. Этот этап работы меня немного пугает, так как предстоит точно соединить детали с кромками, подогнутыми навстречу друг другу. И требуется разметить контуры шкаторин, а помещения нужного размера нет.
Начал работу с нижней шкаторины - она относительно короткая.
Выкраивая ленту, частично распорол шов, чтобы в будущем закрепить нити.
Сметал нижний край. Длина стежков около 10 мм. Шов "через край", прямой шов применять не стоит. Игла втыкается вертикально, когда детали точно выровнены друг относительно друга и расправлены.
Нижний край получился очень хорошо, и я с воодушевлением взялся за верхний. Стежки теперь приходится выполнять немного в иной технике.
Думаю, я на верном пути. Получилось хорошо. Теперь бы не испортить при прострачивании... Очень будет обидно.
Фальш-лента по передней шкаторине
Где только я не вытер полы своим парусом... Ну разве что в туалете и прихожей он ещё не валялся. Переднюю шкаторину размечал в гостиной, но парус влез только в сложенном вдоль состоянии.
В районе фалового угла (сверху) оставлен запас, благодаря которому фальш-лента передней шкаторины будет смещена по вертикали на 8-10 см, таким образом, швы на парусе и ленте "разбегутся".
Отрезал ленту, частично распарывая швы для закрепления нитей на швах паруса (как было показано ранее). Затем прострочил швы на ленте по новой и тоже закрепил нити.
И снова принялся за булавки. А затем мне предстоит сметать 6 метров фальш-ленты.
Фу! Мои писательские и портняжные силы на сегодня иссякли! :))) Неплохо было бы иметь подмастерьев, как в былые времена. Кажется, я напрочь отобью у людей желание шить паруса по классической технологии с подгибом краёв. Технология, бесспорно, трудоемкая. Но очень-очень многое зависит от опыта и мастерства, которых всегда не хватает. Ради них, драгоценных, всё это и затеяно.
Итог за период
- Время: 12 часов
- Деньги: 0 руб
Всего за проект
- Время: 477 часов
- Из них на парус: 32 часа.
- Деньги: 55536 руб
Следующая статья: Боуты на парусе - основные требования