Найти в Дзене
Я люблю лодки!

Боуты на парусе: основные требования

Оглавление

Пошив паруса медленно, но верно продолжается. Ну а сегодня, вместо привычного нудного отчета о работе, поделюсь результатами изысканий. Я переварил стопку книг и статей авторитетных авторов на разных языках и скомпилировал краткий и непротиворечивый набор основных требований.

Всем привет! Я строю парусную лодку-динги 3.8 м по проекту Радослава Вершко (Radosław Werszko), шью для неё парус и веду этот Дневник судостроителя.

Начну с того, что российские и зарубежные источники несколько расходятся в требованиях к конструкции боутов. Российские источники задают относительно мягкие требования, так как ориентируются на условия плавания по внутренним водным путям и внутренним морям. Зарубежные источники ориентируются больше на условия океана. Но в целом требования не противоречивы, пользоваться ими можно с уверенностью.

Боуты (Corner Patches) — выкроенные из парусной ткани "заплатки" различной формы, которые пришиваются в несколько слоёв на парус для усиления его углов. Боуты воспринимают нагрузки от фалов, галсов, шкотов и распределяют их по парусу

Какие бывают?

Не рискну здесь что-то писать, это тема для романа в нескольких томах. Позвольте ограничиться картинкой.

Боуты бывают разные...
Боуты бывают разные...

Многослойный боут может иметь самую замысловатую конструкцию: например, радиальный боут из пяти лент может лежать поверх четырехслойного многоугольного боута.

Основные требования к боутам

  1. Направление ткани в боутах такое же, как и в окружающем парусе.
  2. Боуты на парусах для плавания на дальние расстояния и парусах из натурального волокна должны быть подвернуты. Подвернутые края прочнее, чем обработанные термоножом. (Примечание: речь идет, как минимум, о подвороте краёв верхнего слоя боута)
  3. Верхний слой многослойного боута должен иметь наибольший размер и скрывать под собой слои меньшего размера. Длина его сторон не менее 8 см на каждый метр шкаторины, на которую данная сторона накладывается (один дюйм на фут). Для внутренних водных путей встречается другая формула: размер стороны боута = 3% от длины шкаторины + 15 см.
  4. Боуты парусных судов дальнего плавания или большого водоизмещения должны иметь боуты не менее пяти слоев (до восьми). Для небольших лодок и парусников выходного дня достаточно трёх-четырех слоёв.
  5. Для постепенной передачи нагрузки от слоев боута к ткани паруса необходимо, чтобы слои имели достаточную разницу в размерах. Периметры слоев должны быть размещены не ближе, чем в 2.5 см на маленьких парусниках, до 8 см на больших.
  6. Порядок расположения слоев: сначала на полотно паруса укладывается второй по величине слой, за ним следуют последовательно слои меньшего размера. Верхний слой является самым большим.
Конструкция боута: серый - полотно паруса; оранжевый - внутренние слои боута; красный - наружный слой боута; синий - строчки "зигзаг"; зеленый - булинь
Конструкция боута: серый - полотно паруса; оранжевый - внутренние слои боута; красный - наружный слой боута; синий - строчки "зигзаг"; зеленый - булинь

Рисунок выше интересен ещё и тем, что на нём показан один из вариантов проводки булиня по задней шкаторине паруса.

Булинь (bowline, leech cord) - снасть (веревка), которая проходит по шкаторине паруса и позволяет закрепить её, воспрепятствовать заполаскиванию (трепетанию) или отгибанию.

В эпоху парусных судов с прямоугольными (прямыми) парусами булинь использовался для удержания края наветренной шкаторины паруса по направлению к носу судна, предотвращая её заворачивание. То есть он обеспечивал хождение судна более острыми курсами по отношению к ветру. Отсюда и происхождение названия снасти: bow (нос) + line (веревка).

На косых парусах булинь проходит в подвороте задней шкаторины от фалового к шкотовому углу паруса и своим натяжением поддерживает шкаторину.

В России термин булинь относится и к прямым, и к косым парусам. В международном общении для косых парусов будет правильнее употребить термин leech cord или leech line.

Прямой парус: булинь обозначен символом "I"
Прямой парус: булинь обозначен символом "I"

Благодарю за внимание!

Следующая статья: Шью грот: скотч или не скотч? Вот в чём вопрос...