После просмотра этого фильма толком не могу ни есть, ни спать. Давно такого не было.
Но, надо собрать себя в кучу и отогнать те редкие ночные кошмары, куски которых я сегодня смотрела, пытаясь заснуть.
Итак - поехали!
Первым делом хочу отметить великолепный стиль этого фильма: сталинский ампир на Котельнической, Баухаус, шехтелевский модерн, костюмы и грим - всё очень атмосферно и на высоком уровне.
За эту отраду для глаз отдельное спасибо.
Такой сумасшедшей работы не было ни в одной из экранизаций.
Но, конечно, это не главное.
Спасибо Цыганову за глубочайшее прочтение и посыл в роли Мастера. Потрясающий Мастер-Булгаков! Лучший!
Очень искушающая любовная линия с Маргаритой.
Они оба - люди дореволюционной эпохи. Разных статусов, но очень хорошо помнящие тот мир, и им обоим очень неуютно в новом мире Великой Стройки.
Он - талантливый историк-переводчик, который никак не может принять новые веяния, прекрасно понимая, что рано или поздно его сомнут.
Она - женщина благородного происхождения, выгодным браком спасшая себя и семью от жернова революции, где больше нет места той, привычной жизни с её постановками Шекспира и Бомарше в театре, чтению вслух Гёте и Байрона в оригинале и музицированию по вечерам.
По ней это заметно в кадре с веткой мимозы на параде, которой она машет, стоя в одном ряду с мухинскими девушками, такая не похожая на них и чуждая новой идеологии - отличный ход.
А просвета нет и не будет! Дальше - тишина.
И вот идёт она по Никольской, с этой дурацкой веткой, такой чужой на фоне её наряда, цвета тирского пурпура(хорошая отсылка к аристократическому происхождению) и разговаривает с Мастером так, как будто знает его всю жизнь. И он будто бы знает её всю жизнь. И это ТА жизнь!
Искушение из искушений. И уже не хочется умирать. Хочется в тот мир этого странного и привлекательного в своей возможности перевоплощения Великой Стройки в оазис старого мира хотя-бы в строках романа.
А тут он ещё и впускает её в калитку, за которой находится убежище от нового времени.
А там просто прекрасно всё, вплоть до малейшей детали!
Этот уютный дворик, с примостившимся в углу кустом белого шиповника, и этот роскошный кот, греющийся на солнышке рядом с дровницей и тачкой с булыжниками, и подвальчик.
Боже, какой подвальчик! Я тоже хочу там жить! Расположение, обстановка, разбросанные книги, бюро и кресла - всё идеально для побега в себя от суровой реальности.
И среди всего этого великолепия восхищённый ею, робеющий Мастер, в отчаянии своём вызвавший своими строками Мефистофеля.
Аугуст Диль в роли Воланда великолепен!
Этот артист, с внешностью Дориана Грея - идеальный искуситель, который очень грамотно вмешивается в те моменты отчаяния тех или иных людей, доводя их в искушении до того момента, когда нечего терять и нет пути назад.
Очень хорошо передано то, что у каждого из свиты Воланда своя функция. Каждый демон отвечает за свое и делает безупречно.
Находка с ближними кадрами на широкоугольник - отдельные аплодисменты.
Это по-настоящему страшно!
Что указывающий путь Воланд, что растлитель душ человеческих чревоугодием, азартом и невоздержанностью "этот вечно валяющий дурака" Бегемот, что нежно ведущий несчастного по пути слепой тьмы Фагот, что исполнитель воли Мефистофеля - Азазель, не знающий ошибок и промаха.
Замечательно всё это показано в сцене с трамваем и разлитым у вертушки маслом.
Очень впечатлила парочка Коровьев/Азазелло, по ассоциации с Маяковским/Бурлюком, с которых списаны эти двое.
Типажи попали в такт.
Колокольников в самом деле похож на Маяковского и впечатлил меня ещё в роли альтер эго Горшенёва, в сериале про Короля и шута. Станиславским с его системой там и не пахнет, но герой - Джокер получился - то что доктор прописал.
Исполнителя роли Азазелло я не видела раньше, но он пугает до чёртиков.
Совершенно разбойничья рожа, как и было сказано в романе, пусть и без бельма на глазу и с золотым зубом вместо клыка, но образ сыгран талантливо.
НКВД- шная форма? Почему бы и нет? Это нагоняет дополнительного хоррора, а это уже правильный, отталкивающий образ, каким и должен быть Азазелло, по описанию автора.
Хотя и жаль, что отсылки к футуристам практически нет. Ведь именно это детально описывал Булгаков. Как и голые парады, возглавляемые теми же Маяковским и Бурлюком, несшие по Тверской транспаранты "долой стыд".
Жаль что эта история, так грамотно спародированная маэстро в сцене с премьерой в театре не была включена в сценарий.
Прекрасно показана встреча с Воландом. Хороший ход с прекращающими работу фонтанами при его появлении и безлюдной площадью. Цепляет.
Позабавили масонские знаки. Это очень грамотно, особенно учитывая ритуал с чашей из черепа Берлиоза и то, что вся эта дивная история с Вольными каменщиками, Иллюминатами и всеми рыцарскими орденами, информация о которых дошла до наших дней, по идее является детищем Сатанаила.
Классная отсылка.
Как и знаки иллюминатов на второй короне Маргариты. Нормально так!
Я оценила)
Интересно скомпоновали в театре постановку поэмы Маяковского "150000000", где вывозили огромного колосса, с кучей народа внутри, которого убивали, в какой то момент, и из недр его сыпались люди и побеждали "главных гадов"(шикарная поэма. Прочтите, кто не читал) и которую освистали, после чего выступал со своими номерами Мессинг - прототип Воланда в романе, с тем самым номером с червонцами.
Скомкать эти два уникальных, по своему, представления в одно было очень грамотным решением в данном случае, и выглядело это всё весьма эффектно, как и появление Фагота и Азазелло на сцене в костюмах классического, итальянского театра, Арлекина и Пьеро.
С Арлекином попали в точку, но злобный и страшный Пьеро - Азазель превзошёл сам себя и вызвал настоящий ужас!
Отдельно отмечаю Геллу... Галю... Халю... "Манечку.., Вареньку.., ещё платье полосатое..." В данном случае в горошек, ничем особенным, вначале, не отличающуюся, кроме мёртвой хватки провинциальной актрисулечки и бесцветных глаз, но как она шикарно преображается в инфернальную, гибкую, манящую диву, Геллу, Сияющую, абсолютно недоступную, и одновременно с лёгкостью раздевающую русалочьими своими глазами любого, кто взглянет на неё, до самого сердца, до костей.
Какое счастье, что наконец-то Гелла не голая кукла в фартучке и наколке из известного китайского набора для увеселений!
Всегда хотелось спросить постановщиков и художников по костюмам: вы вообще видели форму горничной, начала двадцатого века?! Это ДВУСТОРОННИЙ! БЕЛОСНЕЖНЫЙ! КРАХМАЛЬНЫЙ! ФАРТУК! ДЛИНОЮ! ПОЧТИ В ПОЛ! С ОБЪЁМНЫМИ! КАРМАНАМИ! Откуда этот символизм из ацетатного шёлка?!
Она полкниги шастает по нехорошей квартире в кружевном фартучке, с белой наколкой на голове и золотых туфлях - неужели неинтересно подать в кадре Геллу в НАСТОЯЩЕМ фартуке горничной, начала двадцатого века, надетом на голове тело, как и было сказано в романе?! Куда больше простора для воображения зрителя!
Тем интереснее было видеть Геллу в прозрачных платьях и костюме пажа, так хорошо перекликающегося по ассоциации с Зинаидой Гиппиус, являющейся её прототипом, но "пажик", прямо скажем, из фильма " Ночной портье".
Полина Ауг в роли Геллы - абсолютно неземная, инфернальная, вся сплошь олицетворение власти.
И хозяйка у Воланда в доме и на балу у Сатаны она и только она, а вовсе не эта милая, отчаявшаяся женщина, с лёгкостью принесшая себя ему в жертву и смиренно надевшая на себя корону Изиды, добровольно снисходящую во мрак небытия, дабы выпустить на землю Озириса.
Тем забавнее и ещё более пугающе выглядят барельефы с изображением Сталинградской битвы в бальном... Мавзолее, если можно так выразиться. Чёрный юморок на грани.
Как и заседание литераторов - очень хорошо разыгранное с точки зрения реалий того времени.
Лысенков в роли Латунского великолепен! Истинно мелкий говнюк! Слабый трус в выигрышной ситуации, без чести и совести - обожаю этого артиста! Играет на пять планов сразу, стервец. И как играет! Гамлет, не меньше.
Майгель хорош. Красиво ведёт линию бывшего барона а ныне вынужденного стукача. Очень изящно это подано в сцене вечера в "Грибоедове": Майгель теряется перед автором и пытается компенсировать подставу. Латунский не стесняясь подаёт ему руку, предлагает водки и ссылается на "просто работу такую".
Не менее красиво он и преподносит "конфетку" Мастеру в тюрьме, добиваясь его отказа от показаний. "Люби Большого Брата. Откажись от переписывания судеб и будет тебе и почёт, и слава, и уважение вышестоящих".
Но предложение Майгеля, это " службишка, не служба", по сравнению с искушением Воланда, так глубоко засевшего в голову и душу Мастера.
Кому захочется служить светской власти, когда уже пригублена чаша с ядом вершителя и прорицателя человеческих жизней?
Вон, за окошком уже и на крестах распяты мученики.
Класс!
Арчибальд Арчибальдович - бессменный министр-администратор - тоже человек из старого времени, когда вечерами мужчины переодевались во фраки, сурьмили глаза, обсыпали свои гладко выбритые лица белой пудрой и наносили на губы немного ружа.
Хорошо сделано и жаль, что нет его линии.
Зато орнула над тостом Мастера "за коммунизм" во время ужина, плавно перетекающего в бордельеру пролетариата, во время выступления Бенгальского. Прям хорошо.
Алоизий! Шикарно проехались по одному из самых известных в Советском Союзе режиссёру!
Отыграно чудесно. Весь такой родной и свой Могарыч! И все поют и танцуют!
Хороша сцена с Маргаритой, которая спустя столько времени приходит в свой второй дом и обнаруживает там этого проходимца, который теперь живёт в их с Мастером мире, пользуется той самой сковородкой и тем самым примусом и режет колбасу тем самым ножом! Ты кто такой?! Говори где он!
И здесь, с этим ножом, она очень похожа на отчаявшегося Левия Матвея, пришедшего слишком поздно, которого нет в фильме, но отсылка, право слово, хороша.
Ярмольник в роли Стравинского очень эффекный и очень пугает своей чёткой направленностью исполнения прямого приказа.
Конечно несчастный Мастер погибнет от электрошока, глядя на себя будто бы со стороны. Как будто не с ним всё это происходит. Но прежде он, поощряемый Воландом, закончит свой роман, ведь сам Сатана жаждет инструкций от одарённого человека, обладающего волей, и переставшего слышать голос Бога.
А милая и душевная фельдшерица передаст эту рукопись Маргарите, которую та будет читать и перечитывать, запивая снотворное алкоголем, под фокстрот патефонной пластинки, пока её не окутает та самая тьма, пришедшая с Востока.
Хорошо, что Маргариту не сделали трусливой, больной истеричкой. Я откровенно её не люблю ни в книге, ни в постановках, ни в экранизациях. Эта Маргарита совсем другая, понятная и близкая.
Необыкновенно соблазнительна она выглядит в эротической сцене - одной из самых лучших, увиденных за последнее время.
Тем больше раздражают зачем то пририсованные части тела - она и так красивая, нафиг это было надо?
Любовная линия тут поставлена во главу угла и мне непонятно то, чем она может раздражать. Меня она порадовала вся, целиком и полностью, начиная от момента встречи на демонстрации и заканчивая милым совместным бытом, с зачитыванием вслух новых глав романа, в обнимку, в беседке, за завтраком из пригорелой яичницы и шампанского. Шикарно.
И очень жаль, что это всё закончилось, и Мастера начинают всё больше ругать, и всё чаще возникает Алоизий и... Воланд в беседке, так душевно, на чистом немецком, рассуждающий о деталях романа с его автором.
Аугуст Диль необычайно хорош в его способности располагать к себе. Он так красиво подчёркивает их с Мастером обособленность от толпы, говоря с ним по-немецки, так знатно воодушевляет его на написание следующих глав, и вообще отличный парень, особенно в свете реалий того времени.
Самый лучший друг!
При этом, он не пугает, как в книге, а напротив: настаивает на том, чтобы человек пожелал ДЛЯ СЕБЯ!
Ну правильно, если он пожелает, например, для Фриды, его, точнее её, придётся записать в мученицы, а это уже не его иепархия и принесения в жертву "чёрного Агнца" не состоится.
Так что надо дожать, и никаких "делайте сами"!
Супер находка!
Та же языковая обособленность, как знак избранности, хороша и в сцене допроса Иешуа прокуратором.
Там чётко выделен момент того, как Иешуа переходит на высокую латынь - язык Первого Рейха, доступную по тем временам только представителям высокой касты. И Пилат заинтригован и верит ему не только из-за прекратившейся внезапно мигрени. Мигрень - дело десятое, а вот осуждённый оборванец, свободно владеющий высокой латынью, это интересно. И хочется узнать больше.
В разговоре с Каифой они чешут на арамейском(импровизированном, конечно, но корни идиша/иврита я услышала, этого достаточно), что тоже о многом говорит.
Удачно сыграли на изображении римских орлов Первого рейха, взятых впоследствии за основу для создания знаков отличия Третьего рейха и очень удачно подчеркнули языковое разделение каст.
И ПОЭТОМУ Пилат выслушал Иешуа.
Хотя мог всыпать плетей и бросить в темницу до самой казни. Ну голова же болит!
К вопросу о головной боли, сцена с Лиходеевым прекрасна и Башаров в ней шикарен!
Моментально вызывает отвращение! И тем интересней на его фоне выглядит безупречно элегантный Аугуст Диль, так ловко подсунувший симпатичнейшему Степану Богдановичу порционную, санаторную сервировку.
Ах, как непринуждённо Воланд сглаживает неловкость похмельного человека!
Как сочувственно говорит о портвейне после водки!
И тем страшнее паж-Гелла, с абсолютно хозяйской заботой и ловкостью опытной медсестры накладывающая дымящуюся мазь на больное колено, тем ужасней внезапное появление буквально из сиденья дивана Фагота, и совсем уж приводит в оцепенение появление Азазелло, решительно выступающего из недр разлетающихся осколков зеркала.
Очень расстроило то, что зарезали и перерезали последние сцены фильма: ну явно было отснято гораздо больше материала, и материала хорошего, интересного.
Господа, ну в самом деле, ну растянули бы вы МиМ на несколько частей!
Ну всё же лучше, чем кастрировать хороший фильм и в полчаса пытаться вмонтировать особо значимые куски!
Роскошная сцена с принесением в жертву Маргариты и её похоронами. Ну там явно есть на что посмотреть!
Замечательно сделана сцена на крыше высотки на Котельнической!
Со взрывами памятников Великой стройки по фен шую - это очень впечатляет!
- Какой интересный город, правда? - спрашивает Аугуст Диль, глядя на взрывы с любопытством маленького ребёнка.
- Мне больше нравится Рим, мессир! - почтительно отвечает Азазель - наёмный палач и убийца, не знающий ошибок и промахов, бывший свидетелем мучений Иешуа Га-Ноцри, и исполнявшим волю Пилата, когда тьма так же неумолимо надвигалась с Востока.
В общем, я в восторге и пошла рисовать!