Найти в Дзене

Наследие финского романтизма в России: кирха Марии Магдалины в Приморске

Оглавление

Этой зимой я побывала в Ленобласти и не смогла не доехать до Кирхи Святой Марии Магдалины в Приморске. Я много раз видела фото этого потрясающего здания, но увидеть его своими глазами — совсем другие эмоции!

Мне эта кирха всегда казалась какой-то нереальной, как замок из сказок про принцесс или пряничный домик. И действительно, архитектура здания очень интересная. О ней в том числе и пойдет речь в этой статье.

Немного про архитектора

Кирха Марии Магдалины, известная также как Koiviston kirkko, была построена в 1902-1904 годах по проекту финского архитектора Йозефа Стенбека (1854–1929). Его творчество в целом оставило заметный след в архитектуре начала XX века, особенно значителен его вклад в архитектурное наследие Карельского перешейка.

-2

Сегодня его творения можно увидеть в Финляндии, а также три кирхи по его проектам находятся на территории России: кирха Преображения Господня в Зеленогорске, кирха святой Магдалины в Приморске и кирха в Мельникове.

Йозеф Стенбек получил инженерное образование в Политехническом училище Хельсинки и архитектурное в техническом училище Штутгарта. Он занимался как строительством, так и ремонтом лютеранских церквей. Его проекты включают 35 церквей, выполненных в стилях национального романтизма и неоготики. Большинство его работ сохранилось до наших дней.

Про архитектурный стиль

Кирха Марии Магдалины воплощает стиль финского романтизма, который является разновидностью северного модерна. Ещё, сюда иногда приплетают неоготику. Я, честно говоря, во всех этих классификациях слегка запуталась. Но, кое-какую информацию всё же нашла. Рассказываю.

-5

Северный или скандинавский модерн — это архитектурное направление, возникшее в конце XIX – начале XX века в странах Северной Европы. Этот стиль отличается уникальной эстетикой, сочетающей в себе простоту, функциональность и гармонию с природой.

Национальный романтизм считают разновидностью северного модерна. Он акцентируется на использовании исторических и фольклорных мотивов, стремясь выразить национальный характер через архитектуру. Оба стиля подчеркивают гармонию с природой и предпочитают местные материалы, но северный модерн делает акцент на более минималистичном подходе.

Про материалы. Северный модерн и национальный романтизм используют местные материалы, такие как гранит и дерево, что позволяет достичь естественного сочетания с окружающей средой. Это мы как раз можем видеть в Кирхе Марии Магдалины: наружные стены здания сложены из местного красноватого гранита и оформлены в форме креста, что подчёркивает традиционную для церковных построек символику.

Также национальный романтизм предполагает использование орнаментов и майолики, вдохновленных фольклором и образами флоры и фауны — об этом судить сложнее, потому что внутреннее убранство утеряно. Но мы знаем, что раньше здание было украшено резными дубовыми скамьями ручной работы, хрустальными люстрами, витражами на библейские темы, созданными известными художниками, а также настенными фресками, выполненными в том числе супругой архитектора.

-8

Ещё один признак стиля: архитекторы северного модерна стремились к свободной композиции, живописной динамичности объемов и использованию выразительных силуэтов островерхих крыш и башен, которые гармонично вписывались в природное окружение. Вот это как раз очень точно попадает в кирху Марии Магдалины — формы действительно интересные, живые и выразительные.

-9

Про историю здания

Когда кирха была возведена, она использовалась по назначению — служила лютеранской церковью. Кстати, история этого места уходит корнями в XIV век, когда здесь впервые был возведён деревянный храм​​ — но это отдельная тема.

На следующий год после освящения кирхи её посетил император Николай II с многочисленной свитой. Он подарил приходу Койвисто 22 500 марок, — на эти деньги был изготовлен орган на тридцать один регистр в Финляндии на фабрике в Кангасала.

-10

В 1928 году витражист Леннарт Сегерстроле выполнил в окне западного фасада витраж на библейскую тему «Христос и 4 ангела». Это был самый большой по площади (46 квадратных метров) витраж в Финляндии. В целом, храм продолжал хорошеть: появлялись новые витражи, резная мебель, хрустальные люстры, новый алтарь. Всё это, увы, не сохранилось :( Когда и куда пропал орган доподлинно неизвестно до сих пор.

Во время войны Койвисто несколько раз переходил из рук Финляндии в руки СССР. Кирха пострадала, затем восстанавливалась, и в итоге в руках Советского Союза здание пережило множество изменений: оно служило домом культуры, конюшней, госпиталем, клубом моряков, затем было заброшено. А в 90-е здесь вообще открылся бар, затем дискотека, некоторое время был магазин.

Сейчас в здании кирхи располагается местный краеведческий музей, основанный в 1996 году. Он представляет экспозиции, посвящённые истории финской эпохи региона, а также находкам с полей сражений Великой Отечественной войны. Мы по музею ходить не стали, просто заглянули — выглядит это всё довольно уныло, внутри от былой красоты не осталось абсолютно ничего.

-12

Напоследок

Из аудиогида в IZI-travel я узнала, что в конце 2021 года был презентован радикальный проект реставрации кирхи. Он предусматривал снос всех советских конструкций внутри здания и восстановление интерьеров, в том числе демонтаж перекрытий и восстановление хоров храма. Но, как вы понимаете, время презентации проекта — между ковидом и войной — оказалось не самым удачным. Поэтому, случится ли преображение кирхи и когда — остается большим вопросом.

-13

Снаружи же здание хоть и не идеально, но всё же прекрасно! Оно впечатляет. Во всяком случае, меня впечатлило. И стоит оно в очень живописном месте, на высоком каменном берегу Финского залива. Думаю, здесь особенно красиво осенью, когда цвета природы гармонируют с гранитом кирхи. В общем, будете проезжать мимо — рекомендую заехать и полюбоваться!

-14