Найти тему

ФИНЛЯНДИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ И ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА. ЧАСТЬ 3

Оглавление

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧИТЕЛЕЙ

Трудности, с которыми сталкиваются финские педагоги во время преподавания на открытом воздухе, слабое владение методиками преподавания на открытом воздухе, высокие требования к уровню преподавания, а также неподходящая одежда у учащихся.

Безопасность детей во время уроков на природе также является вопросом, требующим постоянного внимания и контроля. В этом случае выходом может стать разделение обязанностей с другими учителями и совместный присмотр за большой группой учащихся. Иногда свободный педагогический и административный персонал школы может оказать поддержку в проведении уроков на природе.

РАЗВИТАЯ СЕТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПОДДЕРЖКУ УЧИТЕЛЯМ В ПРЕПОДАВАНИИ НА ПРИРОДЕ

Финским учителям предоставляется широкий спектр методической и практической поддержки при преподавании на открытом воздухе. Например, в рамках школьных дней природы, организуемых Финской ассоциацией школ природы и окружающей среды, профессиональные педагоги-экологи могут разработать и провести программу обучения на открытом воздухе.

Всемирный фонд дикой природы WWF, Финская лига природы и Финская федерация любительского рыболовства предлагают помощь менторов для проведения тематических дней.

У Суомен Лату, Ассоциации активного отдыха Финляндии, есть региональные наставники по пешему туризму, которых можно пригласить для проведения школьных походов.

Экологическая школа Финляндии SYKLI организует для учителей как краткосрочное обучение, так и годовую программу экологического образования с упором на методику обучения на открытом воздухе.

Учителя также могут присоединиться к профессиональной ассоциации педагогов по обучению на открытом воздухе ULKO-OPET RY и получить поддержку от коллег в виде встреч, семинаров и консультаций.

Обучение учителей преподаванию предметов на открытом воздухе, организованное SYKLI на острове Харакка. Источник: https://ulkoluokka.fi/wp-content/uploads/2020/02/ulkoluokka-enkku-nettiin.pdf
Обучение учителей преподаванию предметов на открытом воздухе, организованное SYKLI на острове Харакка. Источник: https://ulkoluokka.fi/wp-content/uploads/2020/02/ulkoluokka-enkku-nettiin.pdf

Учителя могут повести свои классы на уроки на открытом воздухе, проводимые Финской ассоциацией школ природы и окружающей среды (LYKE), или пригласить в школу преподавателя из Финской федерации любительского рыболовства.

Ежегодно в мае проходит международная кампания «День занятий на открытом воздухе» учащиеся могут отправиться в путешествие на велосипеде, соблюдая рекомендации Федерации велосипедистов Финляндии.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ОНЛАЙН-РЕСУРС MAPPA

Сервис MAPPA.fi поддерживается Финской ассоциацией школ природы и окружающей среды. Портал даёт возможность использовать ряд готовых учебных модулей всем зарегистрированным пользователям. При помощи фильтров и удобной навигации учителя могут осуществлять тематическое планирование, либо объединить несколько тем (собрать «тематический рюкзак») в один междисциплинарный модуль. Портал также позволяет связать изучаемый материал с целями учебных программ.

Зарегистрировавшись в сервисе, учителя могут отмечать свои любимые материалы, собирать тематические подборки, давать обратную связь на представленные методические разработки, а также делиться своим собственным контентом с коллегами. Каждый создатель образовательного контента (сейчас в MAPPA их более 200 человек) несёт ответственность за содержание своего материала, а каждый пользователь портала оценивает его пригодность в своей работе.

Кроме того, на портале MAPPA учителя могут найти информацию о проводимых в своём регионе тренингах, мероприятиях по экологическому образованию, обучению навыкам устойчивого образа жизни и поддержке образования на открытом воздухе для разных возрастных групп.

Примеры «тематических рюкзаков» на методическом портале MAPPA. Источник:  https://mappa.fi/teemareput/
Примеры «тематических рюкзаков» на методическом портале MAPPA. Источник: https://mappa.fi/teemareput/

При подготовке уроков в лесу учителя также могут использовать материалы скаутских организаций, Финской лиги природы или Финской лесной ассоциации SMY.

Другие источники, в которых педагоги могут получить поддержку для проведения познавательных путешествий:
  • Финская ассоциация охраны природы (FANC) предлагает занятия и учебные материалы по химии, экологии; образовательные модули по болотам и руководства по прокладке природных троп.
  • Финская федерация 4H – общественная организация, занимающаяся организацией досуга для детей и молодёжи в возрасте от 6 до 28 лет, развитием навыков управления жизнью и предпринимательства у подростков. Организация имеет около 200 филиалов по всей стране. Основным источником финансирования мероприятий 4H является Министерство сельского и лесного хозяйства, а дополнительные средства поступают за счёт пожертвований, а также муниципальных грантов.
  • Финская лига природы Luonto-Liitto ежегодно организует более 70 природных лагерей и поездок и не менее 200–300 посещений школ, а также поддерживает деятельность более 160 школьных клубов.

Дни леса для школьников

Ежегодно более 30 000 детей и подростков из общеобразовательных школ и гимназий принимают участие в Днях леса, которые организуются Финской федерацией 4H в партнёрстве со школами. Финский лесной фонд финансирует транспортные расходы в рамках Дней леса. В течение дня дети и подростки участвуют в образовательных мероприятиях на свежем воздухе, учатся ориентированию в лесу, наблюдают за живой природой.

Лесные мероприятия и уроки

В агломерации Хельсинки Ассоциация леса проводит для школьников лесные мероприятия и уроки, а также проводит обучение для педагогов. Около 20 лет ассоциация с несколькими партнерами организует Лесную неделю для школьников в Вантаа, Хельсинки и Эспоо. В проекте «Мое дерево» тысячи детей ежегодно выращивают саженцы из семян.

Дни рыбной ловли

Среди учащихся одной из самых популярных активностей является рыбалка. Поездки на зимнюю ловлю рыбы проходят с инструкторами Финской федерации любительской рыбалки. Представители федерации дают вводную информацию и инструктаж в школах перед путешествием. Для небольших групп инструктор также может провести обучение более сложным способам рыбалки. Федерация предоставляет снаряжение учащимся во время уроков рыбной ловли. Длительность урока в среднем составляет 1,5–2 часа. Обучение формально бесплатное, но желателен небольшой добровольный взнос в поддержку организации.

КАЛЕНДАРЬ ЗАНЯТИЙ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ

Для педагогов разработан календарь занятий на открытом воздухе: он даёт идеи, темы и советы по планированию уроков в разное время года. С помощью календаря можно легко комбинировать разные предметы. Например, можно объединить в один модуль математику, финский язык и искусство (описания птиц, сказки о перелетных птицах или стихи о смене времен года, художественные изображения видов птиц).

В День Алексиса Киви, основоположника реалистической литературы на финском языке, учащимся предлагается принять участие в междисциплинарном видеопроекте по произведению «Семь братьев». Сюда входят такие предметы, как финский язык, ремесла, изобразительное искусство, история, музыка и математика. В дополнение к общенациональным дням, связанным с экологичным образом жизни и активным отдыхом, учащиеся также могут поучаствовать в забавных природных кампаниях «Ночь на природе» и «Миллион скворечников».

Пособие для учителей по обучению детей на открытом воздухе «Leap into the outdoor classroom»  (2018)
Пособие для учителей по обучению детей на открытом воздухе «Leap into the outdoor classroom» (2018)

«Путеводитель по школьному лесу» (Koulumetsäopas) от Финской ассоциации охраны природы

Финская ассоциация охраны природы разработала схему использования и защиты важных лесов для школ и детских садов. В рамках проекта «Ценность школьных лесов» (Koulumetsät arvoonsa) была разработана концепция использования школьного леса на междисциплинарной основе. «Путеводитель по школьному лесу» можно скачать в электронном виде с сайта Финской ассоциации охраны природы по ссылке.

НА ПРИРОДЕ ПРИ ЛЮБОЙ ПОГОДЕ

В финских школах учащиеся выходят на улицу в любую погоду, даже если очень холодно или идёт проливной дождь. Зимой уроки физкультуры в финских школах включают катание на лыжах и коньках. Те же правила распространяются и на дошкольные учреждения.

В Финляндии популярны группы присмотра за детьми, которые постоянно работают на открытом воздухе. В этих группах дети проводят весь день в лесу. Они играют, учатся разным вещам, обедают и перекусывают на свежем воздухе – при любой погоде. На территории может быть небольшая хижина с открытым очагом, где дети собираются в очень сильный дождь. Эта естественная образовательная среда особенно полезна для детей, испытывающих трудности с обучением, концентрацией внимания. В лесных садиках дети становятся спокойнее и счастливее.

Для учителей и родителей разработаны рекомендации по форме одежды учащихся для уроков на природе. Путеводитель по одежде «На природе в любую погоду» даёт рекомендации по сезонам (например, какая одежда подходит для оттепели); предлагает комбинации одежды (многослойность – от 2 до 5 слоёв одежды).

Финские школы активно используют природу в качестве образовательной среды. Фото с сайта: https://thisworks.fi/moving-to-finland/
Финские школы активно используют природу в качестве образовательной среды. Фото с сайта: https://thisworks.fi/moving-to-finland/

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПАРК ХЕЛЬСИНКИ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Начальная школа Пасила расположена рядом с Центральным парком Хельсинки. За исключением экскурсий, связанных с посещением объектов культуры, все обучение на свежем воздухе проходит там. У учащихся гибкое расписание, удобное для выстраивания межпредметных связей. Например, они могут целый день заниматься математикой и экологическими исследованиями на открытом воздухе, а на следующий день сосредоточиться на другом предмете. Школьники изучают на открытом воздухе математику, финский язык и литературу, физкультуру, экологию, искусство, французский язык и рукоделие/ творчество (с упором на сбор природных материалов), т.е. все предметы, входящие в программу начальной школы.

У школы есть несколько близко расположенных оборудованных пунктов в Центральном парке Хельсинки. Начальные классы отправляются на познавательную прогулку по крайней мере 1–2 раза в неделю и каждый день в мае.

Дети привыкли выходить на улицу, поэтому учителя не всегда заранее информируют родителей об уроках на свежем воздухе. Трудности с концентрацией внимания, усталость, вызванные тёплым и замкнутым пространством классной комнаты, значительно уменьшаются или полностью устраняются на открытом воздухе. Дети привыкают к обучению на улице с самого начала учёбы в школе. Учащиеся умеют ходить парами, слушать указания на природе, соблюдать тишину в лесу, когда это необходимо. Они относятся к обучению на открытом воздухе так же серьёзно, как и в помещении. Учащиеся хорошо сосредотачиваются на выполнении поставленной задачи.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ ОБУЧЕНИЯ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ. ОПЫТ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ОТАЛАМПИ

Проект «Изучение горных пород»

Междисциплинарный модуль обучения по экологии реализуется с помощью дизайн-ориентированной педагогики (design-oriented pedagogy) на основе проектного обучения, в котором учащиеся и учителя работают вместе над разработкой решений какой-либо задачи. В рамках проекта учитель может привлекать внешних экспертов, использовать различные инструменты и технологии.

Первое занятие в лесу (2 часа)

Цель – активное, ориентированное на ребёнка исследование окружающего мира.

Детей поделили на небольшие группы. Под деревьями для каждой группы были очерчены участки – большие «гнёзда». Дети из своих «гнёзд» наблюдали за окружающей средой, используя различные органы чувств. Они вместе с учителями закрывали глаза и слушали, затем с открытыми глазами смотрели на объекты вблизи и вдали, ощупывали руками и нюхали предметы. Во время наблюдений учащиеся демонстрировали высокую степень концентрации. Наблюдения учащихся учителя записывали на карточках для дальнейшего обсуждения.

Второе занятие в лесу (1 час)

Далее учеников собрали вместе, они обсуждали свои наблюдения и задавали по ним вопросы. Учитель помог объединить вопросы в тематические группы, а затем дети проголосовали за то, над каким исследовательским вопросом им интересно работать. При голосовании учащиеся закрывали глаза, чтобы не допустить влияния фактора других мнений. Победителем стала тема «Формирование горных пород».

Восьмое занятие (1 час): Визит эксперта, подведение итогов проекта

На выпускной урок по проекту был приглашен школьный преподаватель биологии и географии. Он выслушал рассказ учащихся о ходе проекта, дал свои комментарии, а они задавали ему вопросы. Детям было интересно узнать что-то новое даже на заключительных стадиях проектной деятельности.

Девятое занятие (1 час): Обжиг глины в типи

После завершения проекта и его презентации учащиеся отправились обжигать глиняные амулеты. Учащиеся заполнили консервные банки песком, положили внутрь изготовленные амулеты, засыпали их опилками, песком и положили вкостровую чашу. После обжига получились красивые амулеты дымчатого оттенка.

Продолжение проекта: посещение рудника Тытыри (Tytyri)

В следующем учебном году проект получил неожиданное продолжение – учащиеся посетили шахту Тытыри в городе Лохья. На глубине 370 метров на горнодобывающих предприятиях компании Nordkalk ведётся добыча известняка. У финского производителя лифтов Kone здесь же в старой 300-метровой шахте расположен испытательный центр для высотных лифтов. В Тытыри также действует центр промышленного туризма.

Учащиеся спустились под землю на новом скоростном лифте со скоростью 10 м/с. В шахте учеников ждали старые инструменты и машины, по которым можно было лазить, музыкальное световое шоу в большом карьере и произведения искусства. Дети были в шлемах с фонарями и с удовольствием участвовали в изучении добываемого сырья. После экскурсии их ждал вкусный обед.

ФИНСКОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЭКСПОРТНЫЙ ПРОДУКТ

Финляндия известна своими учебными программами, которые позволили стране достичь значительного успеха в глобальном рейтинге PISA. Финская система образования вызывает интерес у преподавателей со всего мира, что привело к созданию целой отрасли педагогического туризма, в рамках которой ведётся активное маркетинговое продвижение на целевых рынках (финское образование как экспортный продукт). Среди приезжающих международных специалистов есть государственные чиновники, представители образовательных компаний, директора школ и даже школьники, отправляющиеся в образовательные лагеря, чтобы попробовать на себе финский стиль обучения. Ключевыми международными рынками в сфере экспорта образовательных путешествий для Финляндии являются Китай, Япония, Индия, Гонконг, Южная Корея и страны Персидского залива.

Для продвижения на этих рынках финские компании в сфере образовательного туризма получают поддержку от агентства по продвижению финских инноваций, торговли и туризма Business Finland. В 2014 году оборот финского экспорта образования составил около 260 миллионов евро. В правительственной программе поставлена цель увеличить оборот до 1 миллиарда евро к 2030 году.

ПРИМЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОЕЗДОК ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ (компания Learning Scoop)

Для педагогов и управленцев в сфере образования разработаны различные тематические туры:

  1. Знакомство с системой базового школьного образования Финляндии (K-9 / 9 классов)
  2. Передовые образовательные технологии Финляндии
  3. Система обучения предпринимательству
  4. Знакомство с системой дошкольного образования
  5. Ознакомительная поездка для директоров школ
  6. Ознакомительная поездка по арктической педагогике

ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РАБОТОЙ ФИНСКИХ ПЕДАГОГОВ / TEACHER JOB SHADOWING

Провайдер услуг: компания VisitEDUfinn (Хельсинки)

Зарубежные учителя могут посетить учебные заведения любого типа, кроме университетских: детские сады (возраст учащихся: 1–5 лет), класс подготовки к школе (6 лет), начальные школы (7–12 лет), средние школы (13–15 лет), старшие школы или организации СПО (16-18 лет).

Программа наблюдения за работой финских учителей реализуется ежегодно с 1 сентября по 15 декабря и с 15 января по 15 мая (с учётом учебного и каникулярного времени).

Стандартная программа включает в себя три дня наблюдения за работой педагогов в одном детском саду или школе (увеличение длительности программы или посещение нескольких учебных заведений возможны за дополнительную плату).

  • Прибытие: Брифинг, введение в программу(около 1,5 часов).
  • ДЕНЬ 1: Посещение школы (около 5 часов), организован трансфер.
  • ДЕНЬ 2: Посещение школы (около 5 часов), самостоятельное посещение.
  • ДЕНЬ 3: Посещение школы (около 5 часов), самостоятельное знакомство с финской школой, подведение итогов (около 1,5 часов).

Стоимость программы наблюдения за работой финских учителей варьируется от 990€ за одного участника до 1590€ за группу из трёх участников; далее доплата составляет 200€ за каждого дополнительного участника (группа до 10 человек).

Программа включает:

  • Бесплатный 30-дневный доступ к методическим онлайн-ресурсам
  • Знакомство с финской системой образования (1 час)
  • Три дня наблюдения за работой учителей в финских школах
  • Транспорт в первый день визита от отеля до школы
  • Заключительную сессию с экспертомкомпании VisitEDUfinn.
  • Книгу об успехе финской системы образования https://visitedufinn.com/books/
  • Организационную помощь при необходимости (расписание, транспорт, культурная программа и т. д.)

Также возможно совмещение образовательных туров с арктическим туризмом.

ПОДВОДЯ ИТОГИ

Отличительной чертой финского школьного образования является использование природы в качестве среды обучения по всем предметам. Муниципалитеты и частные землепользователи обязаны учитывать интересы школ в вопросах управления близлежащими лесными зонами, являющимися ценной образовательной средой.

Школьные познавательные путешествия в Финляндии в основном носят естественнонаучную и экологическую направленность. При этом важной особенностью является применение междисциплинарного подхода, а также использование искусства для изучения предметов STEAM.

Финские школы вовлекают широкий спектр организаций (эколого-просветительских, научных, спортивных) в практическую и методическую помощь в проведении занятий вне классных стен.

В Финляндии активно развивается экспорт образовательных продуктов: программы для учителей по знакомству с финской школьной системой (от дошкольных учреждений до организаций СПО), программы обучения на природе, естественнонаучные лагеря и др.

Текст составлен на основе указанных источников. Составитель подборки Дарья Рогова / АСИ.

Дополнительные статьи по образовательным программам путешествий собраны здесь:

ФИНЛЯНДИЯ: Международный опыт создания образовательных путешествий и организации школьного познавательного туризма