Дочь отпраздновала 16тилетие, сдала экзамены на четверки и получила аттестат о неполном среднем образовании (ну, физически ещё не получила, но все оценки из него известны). Я обещала сплясать по этому поводу джигу, но вот не пляшется. Нет, не потому, что всё плохо. Просто я какая-то уставшая от этого квеста под названием "школа".
Кто впервые заглянул на канал "дом с детьми" - он про всякое, но, конечно, в первую очередь про родительство. Не какое-то там образцовое, но очень разное. Дети у меня всех сортов - ранние, поздние, сводные, приемные... И нигде я не знаю верных рецептов, как правильно.
В этом посте речь идёт про дочь. Она сейчас на старте взрослой жизни вне дома, вот я и пытаюсь понять, как она к этому пришла.
Да, меня ее отметки огорчают - именно потому, что они могли бы быть лучше. Четверки с минимальной подготовкой легко могли бы быть пятерками при приложении некоторых усилий. С другой стороны, ну вот училась лично я на пятерки, не сказать, что это привело меня к какому-то особому успеху - я там, где и все среднестатистические жители страны. Дочь меня утешает - все равно она не связывает будущую профессию с академическими знаниями. Связывает с рисованием, а тут у нее все идёт своим чередом.
И впрямь:
Детство. Отрочество. Юность
Рисовать в детстве любят где-то треть мальчиков и почти все девочки. Яна не исключение. Конечно, она рисовала с самого детства. Рисовала всё то, что любят девочки - бабочек, принцесс и единорогов. Но она рано стала очень критично относится к своим рисункам.
Нет, ее никто не ругал и не перехваливал. Рисунки ее, когда она приходила за родительским мнением, обычно одобрялись, иногда давался совет, как сделать еще лучше. Подружки дочери рисовали приблизительно на том же уровне, что она, поэтому, я предполагаю, что Яна сравнивала рисунки со своей внутренней картинкой: удалось ли ей нарисовать то, что виделось в воображении. Конечно, это не удавалось в большинстве случаев. Из этого делался вывод, что рисует она плохо :(
Я предложила ей пойти в художественный кружок. Яна сперва отказывалась, мол, ее там наругают, потому что плохо выходит. И на это все на фоне совершенного благополучия в семейном и внешнем общении! Ей было, кажется, шесть лет, она ходила в сад, где воспитатели ее любили и хвалили, а на дни рождения приглашали почти все ребята группы. Дома и подавно - желанный любимый ребенок, на которого и голос -то повышать было не за чем. Так что часть проблем, чтоб там не говорили массовые психологи, все-таки не индуцированы социумом, а зашиты в характере человека. У Яны огромного размера ТДО* и это было очевидно с первых же лет ее жизни.
ТДО - тонкая душевная организация. Термин, конечно, иронический, но ведь реально есть люди, для которых любой косой взгляд - это очень токсично. Их ещё снежинками называют.
Я еле уговорила дочь попробовать и отвела в такой кружок, за которой была уверена - не наругают. И да, Яна после первого же занятия заявила, что будет ходить туда до старости, преподавательница Ирина - лучший человек на свете, ребята - очень милые и вообще с половиной она уже пересекалась на разных мероприятиях. Оно и не удивительно, в маленьких городах часто складываются такие междусобойчики детей, у которых родители на одной культурной волне.
Кружок
И впрямь, это был самый долгоиграющий проект, который доставлял дочери явное видимое удовольствие. На ее рисунки того времени мне до сих пор приятно смотреть, хотя, конечно, они явно детские. Но они оформлены как принято “в лучших домах филадельфии” - с полной заливкой фона (часто, чтоб не мучить детей заполнением периферии, педагог просто предлагала рисовать на цветной бумаге).
А еще рисунки очень разные, и по технике исполнения, и по сюжету. Когда Яна позже рисовала сама, она надолго зависала на одной теме и одном стиле, чтоб получить такое же разнообразие пришлось бы собирать ее художества в совершенно разных местах, от реальных бумаг до виртуальных площадок. Не до всего, к сожалению, возможно сейчас дотянуться.
Закончилось наше успешное сотрудничество переездом кружка совсем уж в дальние дали, в новый окраинный спальный район, куда ходит лишь специфический автобус.
Художка
Куда еще отдавать ребенка, который хорошо рисует? Ну, в художку же! Яна сомневалась в успехе, но я снова уговорила попробовать. Внутренний творческий экзамен дочь проходила сама, но он у детей довольно простой, рисовать прямо там и на заданную тему не требуется, достаточно принести 3-4 старые работы и пройти собеседование. Яна рассказала, что ее спрашивали, почему она выбирала именно такие цвета и ракурсы - и она старательно отвечала, что, по ее мнению, в этом случае цвета как бы усиливают друг друга, или, наоборот, глушат и тем самым придают нужное настроение. В общем, отсеивали тех, кто рисовал не сам. Отбирали тех, кто подходит к рисованию чуть серьезнее чем “просто рисую”, кто уже копал немного теории, благо сейчас получить самые минимальные знания по любой заинтересовавшей теме можно после первого же просмотра блока обучающих роликов.
В художку Яну приняли, но она быстро сказала, что ей там не нравится. Во-первых, это та же школа - все строгие, спрашивают домашнее задание и угрожают, что потом его станет больше. Во-вторых, у нее не получается.
На отчетной выставке ее работы принципиально ни в какую сторону не выделялись, но Яна жаловалась, что работает она медленнее всех, и это объективно было так. Она постоянно задерживалась после урока, нормально расслаблялась только если на тему отводили несколько занятий. Но почти все ребята в этом случае успевали сделать по теме два рисунка, тогда как она - только один.
В чем была проблема - я не поняла. То ли перфекционизм, который заставлял доводить рисунок до одной ей видимого совершенства, то ли неуверенность в себе, из-за которой Яна сомневалась в каждой линии и каждом мазке. То ли неправильная постановка руки - Яна как научилась когда-то рисовать, зажимая карандаш в кулаке, так и не переучилась несмотря ни на покупку треугольных письменных принадлежностей и держателей-тренажеров.
Я долго просила Яну художку не бросать. То ли говорили во мне мои собственные нереализованные в детстве амбиции, то ли просто вера в академическое системное обучение, но я до сих пор думаю, что очень зря она художественную школу в итоге посещать перестала. Недавно я спросила дочь, как она считает, стоило ли мне тогда настоять, заставить ходить? Яна категорически заявила, что те два года считает потерянными, и вообще “там ничему не учили”. Впрочем, основные темы помнит до сих пор, а свой рисунок “Город. Динамика” считает очень удачным. Но возвращаться - это возможно - точно не хочет.
3д-моделирование
В него Яна пошла “от головы” - она хочет связать будущую профессию с рисованием, но уже понимает, что это не просто умение изобразить что-то в стиле аниме, надо владеть разными навыками. А сейчас цифровой сегмент внешкольного обучения представлен широко, и есть не только программирование и робототехника, но и флеш-мультипликация, управление др0нами, ЧПУ - 3д-принтеры и лазерная резка... Есть и работа в графических оболочках.
Тут Яна задержалась на несколько курсов - ей очень понравилась команда молодых преподавателей. Она вообще очень переборчива в людях, и у человека, который ей не очень симпатичен, учиться не готова. Это, конечно, не та черта, которую стоит пестовать, но простому переубеждению тоже не поддается. Поэтому ее путь в цифровом пространстве закончился два года назад, когда она не сошлась с новым учителем. А не сошлась - это ведь даже не конфликты, это для подростка с неослабевающим ТДО - “мы не на одной волне”. Трындец, простите мой хранцузский. Но увы, я ничего не могу с этим поделать.
Самообразование и самооценка
Им Яна занимается постоянно. Стоит мне только буркнуть на тему, что в гаджетах надо бы зависать поменьше, дочь почти всегда взвивается и говорит, что в телефоне, в отличие от некоторых, почти не сидит, зато постоянно смотрит в ютубе обучающие ролики, “вот, посмотри мою историю запросов!”
Я в тот период редко видела работы Яны. Не потому, что она их скрывала. Но я не могла дать объективные советы, мне всё неизменно нравилось, а дочери это не интересно. Это к вопросу о самооценке, которую, якобы, надо формировать у детей с детства вечными похвалами всего и вся. В инете куча выросших детей до сих пор обиженны на родителей: те, мол, никогда не хвалили их поделки и рисунки, тем самым нанесли глубокую психотравму, которую не проработать даже спустя -дцать лет. Но, мне кажется, проблема таких людей не в дефиците похвал, а в желании копаться в обидках.
Самооценка вообще вещь сложная. Похвала родителей работает в три годика, в тринадцать подросток начинает понимать, что весома только оценка специалиста. А часто и ее не надо, видно же, какие работы у мастеров, и какие - у начинающих. От родителей требуется лишь общее одобрение деятельности и финансирование бесконечных маркеров, плотной бумаги и... аккаунтов на различных профессиональных платформах. Поэтому я не спорила и финансировала, понимая, что пойму, есть ли из этого толк, наверное, только лет через десять.
Работа
Год назад Яна внезапно стала моей коллегой. В том смысле, что начала вести канал. Не текстовый, а с артами по какой-то модной сетевой игрушке. Да, художественный совет я ей по-прежнему дать не могу, а вот по ведению канала вообще мы уже регулярно обмениваемся опытом.
Подписчиков у дочери тоже меньше тысячи, но, как мне кажется, ее потенциал выше - она, всё-таки, не о себе любимой рассказывает, а приносит людям пользу - ее арты уже обсуждают и даже иногда воруют.
А ещё Яна изредка выполняет заказы на обои и аватарки. Да, заработок чисто символический, но какой он, собственно, сперва должен быть? У меня от текстов приблизительно тот же выхлоп. Тем не менее это мирит меня с ее большим болтом, положенным на учебу. В конце концов, человек видит свой путь и идет по нему.
А что дальше?
Неизвестно. Яна, кстати, уже прошла экстремум подросткового бунта, уже признается, что иногда идея с 10м классом или вузом даже кажется ей заманчивой - не столько учебой, сколько возможностью законно не работать (системно не работать, а продолжать в своем графике), плюс тусоваться с идейно близкими людьми.
Но по зрелом размышлении Яна снова решает, что вуз - не ее путь, во всяком случае, пока. Что тусовки - это хорошо, но в ее случае эффективнее всё-таки что-то побыстрее и поближе к реальной работе. Мне жаль, но я отдаю себе отчёт, что во мне говорят старые стереотипы - нужно Образование, нужны Корочки... Может, нужно, а, может, уже и не всегда. Или, во всяком случае, не сразу.
Эх, трудно быть родителем подростка. Они напоминают “приз в студию” из культового в 90е Поля Чудес, когда ты торгуешься с Якубовичем, ставишь деньги, а по факту тебе могут достаться вовсе не телевизор и не музыкальный центр, а кочан капусты.
Такова жизнь :(