Любая сказка содержит символы и знаки. Сказка - это прежде всего повествование, требующее их истолковывать. Смыслы скрыты, но почти понятны всем. Иногда она претендует быть похожей на поэзию. завлекательная говорливость русского языка особенно выделяется в русских народных сказках. Она буквально слышна. Изучать сказку побуждают нас не только ее народно-поэтический характер, но и ее эстетические образы.
Поэтический жанр мог бы больше подарить преимуществ сказке "Царевна-Лягушка". (Интересно было бы найти и такой вариант изложения сказки на просторах интернета). Неизменно одно: имеет однозначная значимость сказки - нести смыслы, ибо через простой текст, оформленный в прозе, сакральные знания воспринимаются эффективнее.
Поэтическим жанром активно пользовался Александр Сергеевич Пушкин - величайшее наше дарование. Вспомним его произведения в форме поэзии: "Сказка о царе салтане и прекрасной царевне лебеди", "Руслан и Людмила", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". И это его "конек" в творчестве! Ах да! Сюда же к списку отнесем и русскую литературную волшебную сказку Петра Ершова "Конёк-Горбунок".
Прозаика жизни и премудрости Василисы
Далее по сказке. Василиса начинает демонстрировать свои премудрости. Она показывает всем, что есть Знания, которые скрыты ото всех. Они - суть Божественное знание, которое нужно людям. Красота действий Василисы подчеркивается музыкальностью русского слова. Протяжная песня выражает облегченность пути. Василиса проживает свой сложный период магического пребывания в шкуре, а нам - даруется подготовительный этап - расслабиться и начинать воспринимать то самое знание. А поэтика как прием здесь реализуется через общий внешний вид красавицы. Она поет, и её пение проходит сквозь визуальное наше восприятие и буквально слышится при чтении сказки.
Сюжет 8
Жены сыновей велят своим мамкам-нянькам вышить ковер. Последние велят дворовым горничным, те, в свою очередь, велят девкам сенным ковер вышить, те перепоручают дело деду Кондрату.
Комментарии. Жены старших сыновей проявляют свою неспособность к элементарной работе (зато какой-топ-менеджмент!). Демонстрируется традиционная схема иждивенчества - перепоручение работы по цепочке вниз, а также достаточно часто встречаемая неспособность дворянства и купечества самостоятельно решать задачи, поставленные Верховной властью. Ну что ж, такой багаж Знаний и умений в качестве приданого старшие братья получили от своей судьбы. Интересен персонаж деда Кондрата, уж он-то умеет все, всех всегда выручит, правда, сделает это по-простому, по-народному и без выкрутасов.
Сюжет 9
Лягушка. Иван-Царевич, ты спишь?
Царевич не отвечает, и тогда она задувает свечу и превращается в Василису Прекрасную. Поет песню и вышивает ковер.
Комментарий. Ну что ж, задувает свечу - ведет себя по-человечьи. Интересно, что Знаний и умений у Василисы хватает, чтобы нарушить "волю Кащея", т. е. Кащей не мешает Василисе быть самой собой, он замаскировал ее только от людей. Если попытаться понять секреты мастерства Василисы, то их можно определить одним русским словом - кудесница. Кстати, надо обладать особыми навыками, чтобы на Руси соткать ковер из шелковой нити, ее надо было ещё где-то взять.
Царевна -лягушка в момент демонстрации своих "чудес" находится, так сказать, на производстве. Сообщает всем нам специальные знания. Они по Божественному предназначению охраняют безопасность и благополучие всего Рода человеческого. Поэтому глобально они относятся к системе эзотерического (тайного) знания. Недаром в древности, в бытность родоплеменного устройства, такие специальные знания сообщались юноше или девушке посредством обряда инициации (посвящений). По достижении нужного возраста (чаще состояния половозрелости) молодые люди проходили соответствующие испытания и их наделяли взрослым именем.
Версия сказки по народному фольклору - Сюжет 10
Дед Кондрат у себя в каморке вышивает ковер под солдатскую песню.
Комментарий. Молодец дед Кондрат! Если надо работать, то работает даже ночью, - с настроением и под песню. Тоже - не противится своей судьбе, подчиняется складывающимся обстоятельствам.
Сказка тогда становится мифом, когда герои ее начинают творить чудеса, пускаются в приключения ради одной важной идеи. Там, где должна предстать подлинная реальность, сказка показывает вымысел. Основной приём здесь - противопоставление. Дед Кондрат - олицетворяет народно-бытовые представления о жизни, и он противопоставляется Василисе, которая символизирует царственные знания, наполненные магией. (Без определённой доли магии Власть не удержать). То, что легко осуществимо и происходит в реальности, преподносится в сказке как вымысел (магия действует).
Сюжет 11
Утром в доме Ивана-Царевича.
Лягушка. Муженек, а муженек? Возьми-ка, муженек, ковер, что я твоему батюшке за ночь вышила. Да ступай во дворец, пора.
Комментарий. Вот и "утро вечера мудренее" наступило. Лягушечка по простецки будит своего муженька, вручает ему результат своей работы. Направляет своего суженого к отцу и произносит волшебное слово - "пора" (по Ра, по Солнцу жить должно).
Сказка содержит в себе образы мифа, которые то тут, то там прорываются наружу. Как альтернатива мифу сказка является наиболее емким и лаконичным способом передачи знаний. В ней присутствует метазнак. По определению исследователя Ю.Б. Борева, метазнак выступает как "знак более высокого смыслового наполнения и более широкого предметного значения, чем обычные знаки, строящие образ". Такой знак является связующим звеном между смыслами, и акцентирует внимание на самом главном по значению эпизоде сказки, и вычленяет смысловое "зерно".
Сказка - миф. А где намёк?
Сказка является отображением сложных многогранных смыслов, залегающих в мифологии. В сюжетах мифов разных народов чаще всего воплощения царевны предстают в виде амфибии, змееногой богини, а по факту - земноводного существа. В древней Руси лягушка традиционно олицетворялась с плодородием. И то, что в дальнейшем Василиса начнёт "сеять" знаниями направо-налево, связывает ее по аналогии с древнерусской богиней Ладой. Ее символ имеет схожие черты с засеянным полем. Плодородие и урожайность - это характеристика богини Лады.
Передача Власти у русских менялась с течением времени. Древность происхождения сказки показывается тем, что складывалась тогда, когда не сложилось государства как такового. Старший из сыновей в роду когда-то мог и самолично указать своего преемника. Но сейчас судьбу определяет Царь. Предположение может быть о том, что описывается конкретный период, когда дети вождя уже могут искать жен на расстоянии полёта стрелы, но не уходят далеко. Они уже живут не единым родом, где все родственники поблизости, но достаточно большим сообществом. Купеческий и боярский двор находится совсем в "недалеком далеке". (Это дополнение сюжета про социальные слои бояр и купцов более поздняя по времени вставка в сказку). Сыновья царя-главы Рода не ищут невест в иных государствах, чтобы укрепить отношения с соседями. Государства еще нет, но уже есть "городки" для проживания. Иначе они назывались на иностранный манер "поселения русичей" - или гардарики.
- Гардарика переводится с древнескандинавского как «Страна городов». Такое название было дано неспроста. В летописных источниках говорится, как минимум, о 24 городах, существовавших на территории Руси в IX-X веках. Но, конечно, их было значительно больше. Ведь уже к XII веке на Руси насчитывалось более 230 городов и поселений городского типа, а по некоторым данным – около 400.
Таким образом, сказка содержит еще и основания для будущего государственного устройства Руси. Объединение городков за счет заключения нединастических браков ведёт к объединению народа в пределах своей, не чужой языковой/народной общности. Как раз-таки династические браки, заключаемые на европейский манер служили задаче присоединения новых территорий к государству. Цель их конечная - обогащение за счет новых территорий и присвоение себе ресурсов, на них имеющихся. На Руси такой вид брака по расчёту установился намного позже по времени, нежели складывалась сказка. Таковая необходимость была осознана в поздние эпохи. Как только перешли на построение династии в меркантильных целях, то с этого момента люди начали утрачивать связь с Родом действительно по-настоящему.
Сказку "Царевна-лягушка" нельзя назвать типичной, однозначной по всем смыслам. Волшебные/магические свойства персонажей идут поверху вложенных глубинных смыслов. В итоге раскрывается во всей красочности тот самый "сюжет в сюжете". Открытие его мы находим через подтверждение в материальных носителях из археологии. И это делает её ещё более неоднозначной.
Окунуться в мир сказки с самого начала помогут специальные ссылки, а вся сказка от начала до продолжения собрана в моей подборке "Трилогия одной сказки". Многие говорят, что читать сказку интересно.
Продолжение сказки в следующем материале статей. Комментарии автору в помощь. Подписывайтесь на мой канал, отмечайте значок "нравится".