Найти в Дзене
Valentina I.

Аллюзии, которых нет в живописи Фешина

Фото семьи Адоратских, ателье С. Фельзер, фрагмент, из открытых источников
Фото семьи Адоратских, ателье С. Фельзер, фрагмент, из открытых источников

Комментаторы Дзена сравнивают и сравнивают картину Фешина "Портрет Вари Адоратской" с картиной Серова "Девочка с персиками", называют вторую по времени картину аллюзией на первую, хотя аллюзия совсем не то. Аллюзия, это связь созданного факта культуры, с предыдущим фактом культуры, которая выявляет свойства, не присущие первоначальному факту. Это переосмысление имеет иронический оттенок, исходя из перевода с латинского allusion – намек, шутка. Использование, например, цитаты в таком месте, которое исключает первоначальный смысл цитаты и придает ей новый смысл. Предыдущий факт культуры должен быть очень широко известен.

Фрагменты картин: Фешин. "Портрет Вари Адоратской          Серов. "Портрет Веры Мамонтовой"
Фрагменты картин: Фешин. "Портрет Вари Адоратской Серов. "Портрет Веры Мамонтовой"

Когда сравнивают два портрета Серова и Фешина, а конкретно, портрет Веры Мамонтовой и портрет Вари Адоратской, то сравнение от людей, не отягощенных художественным образованием, отличается крайним отрицанием картины Фешина. Конечно, люди в массе предпочитают счастливое детство, даже если это не их детство, особенно если их детство было не очень веселым. Людям хочется присоединить себя к счастливой картинке, отождествить себя с обеспеченной и беззаботной купеческой дочкой конца 19 века. Это популярно стало сейчас, когда олигархическая жизнь представляется безоблачной и желаемой. Надо вспомнить, что этот портрет Веры Мамонтовой не был так популярен на советских стенах, как «Дети, бегущие от грозы» Маковского, «Царевна-лебедь» Врубеля, «Аленушка» Васнецова. Присутствие на стене маленькой буржуйки тогда все-таки было не настолько принято, как просто сказки. Девочка, утомленная солнцем, нравилась, но не воспринималась как своя. Три медведя, три богатыря, ковер-самолет и, как символ теневой продажности, высокомерная дамочка Крамского очертили границы домашнего уюта советских людей.

Когда картина Фешина была впервые представлена публике, а это в год ее создания в художественной школе, где преподавал Фешин, будущий советский искусствовед, Петр Евгеньевич Корнилов, сразу вспомнил картину Серова и сравнил, но ничего отрицательного не сказал. Сказал только, что понравилась гамма и простая, ясная композиция. Как заметил А. И. Новицкий, Фешин не психолог, он эстет. Потому и отсутствует для некоторых психологическая гармония девочки с окружением, кажется, что она из другого мира, так она и правда из другого мира, она в гостях. Разве можно забраться на стол в гостях. Ну на такой можно. Может показаться, что взрослые ушли и вдруг внезапно вернулись и поэтому у Вари удивленные глаза.

Девочка Серова здесь и сейчас. Девочка Фешина где-то в светлом будущем.

Русские художники оставили многочисленные живописные свидетельства внимательного, серьезного и бережного отношения к детскому миру, это и смолянки Левицкого, и многие другие, из ближайших 20 веку Богданов-Бельский, Борисов-Мусатов. Часто ребятишек изображали на природе, здесь же две картины связывает последовательность стол-натюрморт-девочка-стена-окно. Все остальное различно. И я не нахожу аллюзии на «Девочку с персиками» 1989г, в картине Фешина 1914г. Скорее можно говорить о реминисценции. Портрет Вари слишком серьезен и шуток тут быть не может. Только если невеселый намек «от противного». Аллюзия должна быть ироническая, если кто помнит короткометражку «Давид и Голиаф», ирония отражает суть аллюзии.

Иные видят аллюзию на Иду Рубинштейн, написанную в 1910 году. Если только чисто геометрически, по положению ног, и опять же, от противного, поскольку, где девочка, а где царица масс-медиа. У Иды Рубинштейн все-таки есть балетная естественность, маркер профессионализма. Тем не менее, вытянутые вправо ноги композиционно некоторым напоминают один из последних шедевров Серова. Кто хочет видеть картину Серова "Портрет Иды Рубинштейн" легко загуглит. Далее. Сравнение лиц портрета Вари и Сикстинской мадонны Рафаэля.

Фрагменты указанных картин,  сравнение лиц портрета 1914 года, Сикстинской мадонны и фото.
Фрагменты указанных картин, сравнение лиц портрета 1914 года, Сикстинской мадонны и фото.

Обратите внимание на шею, она как зеркальное отражение. Однако, я также обратила внимание и на глаза Вари, якобы схожие с глазами мадонны, но я этого, увеличив лицо, не вижу. Скорее схожи высота лба и овал лица. Лицо матери, поражающее скорбным психологизмом уже шестой век, может быть немного и аналогично строению вариного лица. Но ведь это тоже не смешно. А мы помним, что аллюзию сопровождает ирония. Скорее всего в лице девочки сходство строения лица было, если папа Вари отмечал, что сходство с портретом у дочери есть. И некоторые зрители видят сходство с моделью Рафаэля. Если в воспоминаниях Варя пишет, что художник набросал композицию и сразу начал писать лицо и тщательно его отделывал, а все остальное писал более этюдно, то интересовало автора именно лицо. Ученица художника Сапожникова уже писала портрет Вари за три года до картины Фешина и подсказала идею портрета племянницы, но тот портрет ничем мадонну не напоминает. В 1914 году у художника родилась дочь, через месяц после окончания портрета Вари, а точнее 14 июня. Размышления о судьбе как матери, так и будущего младенца, вполне уместны и близки художнику при создании реминисценции на лицо персонажа главной картины Рафаэля.

Фрагменты указанных картин, сравнение глаз. Да, что-то общее есть.
Фрагменты указанных картин, сравнение глаз. Да, что-то общее есть.

Нет, глаза не похожи. Тревога автора не от Мировой скорби, просто жена вот-вот родит, а тут девочка лицом на Мадонну похожа. У Рафаэля ведь Сикстинская мама сама почти ребенок и она несет людям надежду. Некоторые современные искусствоведы называют образ Вари "надеждой эпохи", той эпохи, начала 20 века, и это не советское мнение, это Г.П.Тулузакова 2012год. И если учитывать революционную деятельность вариного папы, Владимира Адоратского, то подобное мнение имеет смысл. Первый учебник для вузов по научному коммунизму написал именно он. Неустойчивость мира Вари оказалась много прочнее устойчивости мира Мамонтовых. Если Фешин на что-то , кого-то и намекал, то совсем не на Серова. Фантастическая серебристая гамма как портал из полуподвальности в воображаемое лучшее будущее. Девочка рушит законы обывательского приличия, сидя на столе, но не нарушены законы гармоничной живописи. Живопись идет своим путем, революция своим.

Фешин. Портрет Ленина.  Серов. Портрет Николая второго. Фрагментарно.
Фешин. Портрет Ленина. Серов. Портрет Николая второго. Фрагментарно.

Так что ни одной аллюзии не найдено.