Найти в Дзене

Я прошу для «Ясеня». Минпромторг ищет замену импортных деталей для атомных подводных лодок

Оглавление

Минпромторг срочно ищет подрядчиков на опытно-конструкторские работы на детали для вспомогательных систем электродвижения для подлодок проекта «Ясень-М», а также на автоматические выключатели для других корабельных систем. Они должны заменить иностранные решения. Эксперты отмечают, что, вероятно, у отечественных конструкторских бюро уже есть наработки, но на испытания может уйти много времени.

Спуск на воду атомного ракетного крейсера четвертого поколения «Красноярск» по усовершенствованному проекту «Ясень-М» в Северодвинске. 2021 г. Фото: Павел Львов, РИА Новости
Спуск на воду атомного ракетного крейсера четвертого поколения «Красноярск» по усовершенствованному проекту «Ясень-М» в Северодвинске. 2021 г. Фото: Павел Львов, РИА Новости

Минпромторг ищет разработчиков

Министерство промышленности и торговли РФ объявило два тендера на закупку деталей для судостроения. Общая сумма двух контрактов – 581 млн рублей. Заявки принимаются до 8 апреля.

Из первой закупки видно, что подлодкам проекта 885М (атомные подлодки четвертого поколения Ясень-М) необходимы детали для вспомогательной системы электродвижения (ВСЭД). Сумма контракта – 286 млн рублей.

Как пишет министерство в описании объекта закупки, вспомогательная система была изготовлена в рамках выполнения опытно-конструкторских работ «Бальзам-7» (о «Бальзаме» нет информации в открытом доступе). Когда их выполняли, а это делало, петербургское СПМБМ «Малахит» (КБ выступает разработчиком подлодок «Ясень-М»), некоторых деталей отечественного производства не хватало - поставили импортные. Речь об узлах статического преобразователя с микропроцессорной системой управления и щите электродвижения с блоком коммутации.

Сейчас эти иностранные детали надо заменить российскими. «Возможность поставки большинства комплектующих иностранного производства для изготовления ВСЭД на сегодняшний день затруднено или практически невозможно. Осуществлять последующие серийные поставки и ремонт ВСЭД без комплектующих иностранного производства не представляется возможным», - объясняет Минпромторг.

От потенциальных поставщиков ведомство ждет «модификации ВСЭД в виде нового исполнения». Проще говоря, нужно сделать новую систему, заменив в ней иностранные детали на отечественные. «Модификации» не подлежат гребной электродвигатель и трансформаторы с вращающимся полем. Напротив подлежат изменениям - микропроцессорная система, система вторичного электропитания, пульт местного управления и силовой блок (все эти элементы относятся к преобразователю частоты).

Также от разработчиков ждут модификации устройства контроля сопротивления изоляции Омега-М, секции щита электродвижения (это относится к щиту и блоку коммутации).

Внедрить новые ВСЭД хотят в 2028-м году.

Из второй закупки на 295 млн рублей следует, что необходимо модернизировать автоматические выключатели (обеспечивают защиту от перегрузок, короткого замыкания и других аварийных ситуаций). Сейчас на российских кораблях стоят выключатели зарубежных компаний - Schneider Electric (Франция) и ABB (Швеция-Швейцария). Созданные Россией выключатели ВА16М «в силу особенностей комплектации и технических характеристик», как пишет Минпромторг, не могут их заменить.

Выключатели нужны для корабельных ПВО, энергосистем, атомных и неатомных подводных лодок. Минпромторг хочет, чтобы потенциальный подрядчик модернизировал ВА16М.

Среди прочего, ожидается, что с помощью новых выключателей получится продлить срок службы (до 30 лет) электронного регулятора уровня и повысить его надежность (чтобы он работал в диапазоне температур от -50 до +60 по Цельсию).

Планы на лодки

В составе ВМФ России служат четыре подлодки 885-го проекта. Три из них, «Казань» (Северный флот), «Новосибирск» (Тихоокеанский флот) и «Красноярск» (передан Тихоокеанскому флоту в 2023-м году) относятся к улучшенным 885 - 885М.

Самая первая подлодка – «Северодвинск» (без буквы "М" в названии проекта) - служит на Северном флоте.

Официально объявлено, что на флот поставят еще шесть атомных подлодок проекта 885-М. Одна из них, "Архангельск" уже "достраивается на плаву и готовится к швартовым испытаниям". Закончить испытания по ней должны в 2024-м году. Также в 2024-м планируется сдать АПЛ "Ульяновск".

В 2025-м должна появиться "Пермь", а до 2027-го "Воронеж" и "Владивосток". Еще одна подлодка "Братск" только готовится к закладке.

Судя по закупкам Минпромторга, отечественные вспомогательные системы электродвижения необходимы для пяти из них. «Архангельск», вероятно, говорят эксперты, указывая, что он уже на плаву, ими укомплектован.

Прибытие атомной подводной лодки К-561 «Казань» проекта 885М «Ясень-М» к месту постоянного базирования. 2021 г. Фото: Павел Львов, РИА Новости
Прибытие атомной подводной лодки К-561 «Казань» проекта 885М «Ясень-М» к месту постоянного базирования. 2021 г. Фото: Павел Львов, РИА Новости

Решения есть, но нужно, чтобы все было идеально

Разработки узлов, которые заказывает Минпромторг, уже существуют, но, возможно, только на бумаге, рассказал Mashnews офицер ВМФ в отставке, сотрудник двух оборонно-промышленных предприятий, связанных с кораблестроением.

«Наши разработчики в КБ имеют целые управления, целые отделы, которые работают с этими вещами (о которых говорит Минпромторг, - прим. ред.) уже не первый год. Но, например, микропроцессорами у нас занимаются единицы. Появились компании, которые выскочили как прыщ, сказали «могу-могу-могу», а все это «могу» на самом деле закупалось через третьи страны», - говорит он.

Источник Mashnews, сотрудник военного представительства на одном из заводов на Северо-Западе России говорит, что у подлодок действительно могут быть проблемы, и Минпромторг «поздно спохватился».

«Я напомню, что у нас существует такая процедура как военная приемка. Все, что с ней связано, - долго, дорого и должно быть сделано идеально. Военные представители стоят на страже того, чтобы был проведен полный комплекс всех испытаний, а такие испытания, как правило, стоят дороже, чем все разработки. Тут разработчики могут упереться в финансовую составляющую. Хотя, на мой взгляд, это важный для государства вопрос и такие случаи как ВСЭД для «Ясень-М» не должны простаивать. К тому же и по времени это очень долгий процесс. Какие-то решения, может, сейчас и есть, но не все, что «сделано в гараже» можно применить в интересах государства», - говорит собеседник.

Минпромторг, АО «Севмаш» и КБ «Малахит» уклонились от ответов на запросы Mashnews.

Олег Дилимбетов