Жизнь - непредсказуема. По крайне мере она точно стала такой для Николая Александровича Невского, родившегося весной 1892 года в Ярославле. Думал ли он, что она забросит его на другой конец света в загадочную и экзотическую Японию, и крепко-накрепко свяжет его жизнь с этой страной.
Я сама узнала о востоковеде Н.А.Невском (1892-1937 гг.) совсем недавно. Мой японский друг сказал, что ездил на выходных на лекцию в один из университетов города Отару (префектура Хоккайдо), лекция как раз и была о Н.А.Невском, который работал в этом северном японском городке какое-то время.
Николай Александрович рано потерял родителей, и с 5 лет воспитывался дедушкой по материнской линии, который жил в Рыбинске. Этот город ученый и считал своим родным. И неизвестно почему, но уже тогда его увлекал Восток. И, закончив, с медалью гимназию, Николай Александрович точно знал, что именно изучению восточных языков он и хочет посветить свою жизнь. К тому же к ним у него были выдающиеся способности, включая исключительный слух и память.
В 1910 г. будущий ученый поступает в Петербургский университет на отделение восточных языков, где начинает изучать китайский и японский.
В 1915 г. Николай Александрович был командирован в Японию. Темой своих исследований молодой ученый избрал основную религию японцев - синтоизм (дословно - «путь богов»), а также все, что с ним связано - гадания, ритуалы, песни, танцы и т.п. Особенно интересные открытия его ждали в укромных уголках Японии, куда цивилизация еще не проникла.
Однако из-за революции ученый остается без средств, и вынужден был поступить на японскую службу. С 1919 по 1922 гг. он жил и работал в г.Отару на о.Хоккайдо, где преподавал русский язык в местном Коммерческом университете.
Здесь же он начал изучать фольклор и язык народности айнов. В этом городе появляется на свет и его первая крупная исследовательская работа «Айнский фольклор», которая была опубликована полностью только уже после смерти автора в 1972 г.
В Отару Николай Александрович познакомился с Исоко Мантани, учительницей музыки, которая впоследствии стала его женой. Дочь рыбака, она была необычайно талантливым и образованным человеком, прекрасно владела английским языком, сочиняла стихи, а также помогала мужу в его ученых трудах и вела домашний быт их семьи.
В 1922 г. ученый с семьей переезжает в Осаку, где становится профессором русского языка в одном из университетов. Здесь он впервые заинтересовался и стал изучать культуру тангутов - народа тибето-бирманской группы. Этот интерес перерастет в самое главное дело в его жизни. Этот народ высокой развитой цивилизации оставил после себя многочисленные рукописи, которые хранились в Петербургском университете, и расшифровать которые удалось лишь Н.А.Невскому.
Николай Александрович был удивительным человеком, зная 16 языков, он также изучил множество японских диалектов, посетил все острова Рюкю, неустанно собирал этнографические материалы, которые отправлял в Петербургский университет.
В 1928 г. родилась его дочь Елена. А в 1929 г. Н.А.Невский возвращается в Ленинград.
Супруге удалось последовать за Н.А.Невским лишь в 1933 г. Они поселились в двух комнатах в доме 17/1 на ул.Блохина, где еще жили несколько семей востоковедов, в том числе и японоведа Н.И.Конорода. Семьи активно общались, собирались вместе. С тех времен осталось такое забавное четверостишье:
Два самурая, два Николая
и тут, и там,
Ученым саном и стройным станом
пленяют дам!
Однако счастье семьи было недолгим. В ночь на 4 октября 1937 г. Николая Александровича арестовали, а 8 октября арестовали и его супругу. Вскоре они оба были расстреляны по обвинению в шпионаже в пользу японцев. Дочь Елену на воспитание взял Николай Конрад, она стала издательницей и хранительницей трудов своего отца.
Н.А.Невский не забыт. В родном Рыбинске есть его музей. Помнят его и в Японии, где называют одним из «отцов японской этнографии». И в маленьком японском городке Отару тоже чтят его память. Свидетельствует этому проходящая там выставка.
Действительно , таких людей нельзя забывать.