"Кабы я была царица"... Нет, гораздо лучше быть сценаристом. Кабы моя воля, изо всех сил в интерпретации великого русского романа в стихах держалась бы за поэтическое слово автора. Александр Сергеевич оставил нам свое детище вовсе не для того, чтобы мы творили с ним, что бог на душу положит. "Евгений Онегин" - сокровищница художественной мысли, национальное достояние.
Это вовсе не означает, что вокруг поэмы нужно создать заповедную территорию - читать можно, перечитывать по-своему - нет. Как всякое величайшее сочинение, "Евгений Онегин" вдохновляет на последующее творчество. Опера Петра Ильича Чайковского - шедевр. Потому что композитор - сам гений. Когда мастер берется за великое произведение, силы должны быть равными.
Самое главное, на мой взгляд, что делает "Евгения Онегина" уникальным явлением в литературе, вовсе не красивая любовная линия от автора, и даже не образ лишнего человека от дотошных критиков. А пушкинский стих - живой, воздушный, льющийся, светлый, яркий, конкретно-точный. Жизненный, разговорный. Настоящий художественный слог. И нет нужды перекладывать его на свой лад.
Художник берется воплотить роман в стихах на экране. Чудесная мысль - "Пора пришла". Со дня выхода на экраны фильма-оперы "Евгений Онегин" минуло немало лет. Британской интерпретации "Энциклопедии русской жизни" тоже уже более двух десятков.
Действительно, пора сказать новое слово. Но это только начало, даже предначало. Далее следовало бы хорошенечко подумать, как развить парадоксальную гениальность средствами кино , как сохранить драгоценный пушкинский слог.
У создателей нового фильма обнаружилось одно великолепное качество - бесстрашие. Без страха быть непонятыми, художники от киноискусства ринулись на амбразуру критических помыслов. И теперь мужественно стоят под его шквальным огнем.
Хорошо, что я не критик. Даже любительские рецензии не сочиняю, не грешу. Просто делюсь впечатлениями обычного благодарного зрителя. Да, всюду стараюсь найти хорошее. И в этот раз старалась изо всех сил. Смотрела-смотрела, думала-думала. Много хорошего к месту и не очень, а самого главного нет - поэзии и энергии. " В чертах у Ольги жизни нет..."
Жизни нет не только в образе Ольги, естественная энергия словно покинула и главных героев - Татьяну и Онегина. И , на мой взгляд, это беда фильма - он совсем не трогает сердце.
И возраст актеров здесь ни причем. Нет энергетики в игре, кажется, что все пусты душой. Потухший взгляд, невнятность чувств, за которыми нет искренности. Даже природа вторит этому восприятию - столетние липы словно указывают дорогу к вечному покою, а не вдохновляют на торжество и легкость молодости. Может, кто-то думает, что у Пушкина так оно и есть? Отнюдь.
Поэтому где-то с оглядкой на художника слова, в чем-то ориентируясь на собственные пристрастия, многим моментам новой интерпретации выразила свое зрительское "Нет", кое-что оценила положительно.
Чуть ли не единственный островок жизненного огонька в моем восприятии - старенькая няня. Светлана Немоляева. Ах, эти возрастные актеры! Сыграть могут все - у них совсем другая свобода, особая энергетика, безмерное обаяние. За три минуты в кадре перевернут душу, затмят всех, заставят полюбить себя. Вдохнут жизнь!
Эмоций фильм вызывает мало, поводов же для раздумий дает больше. И вспоминается, что нынешняя наша нянька "выводила" партию Ольги в старом фильме "Евгений Онегин" 1958 года. И боже мой, какая в том кино естественность, простота и живость.
Словно кистью импрессиониста писано то художественное полотно - воздух, свет, полет юного восторга. Простая сельская жизнь в скромном имении, где наверняка не жалеют яблок для дворовых девушек, встречают гостей брусничным морсом и не называют соседей сбродом.
Обаяние юности, естественность, органичное существование в образе - это Ариадна Шенгелая. Ощущение радости жизни испытывает и зритель.
" Ужель, та самая Татьяна..." - в новой экранизации чудесного женского персонажа, созданного жизнелюбом Александром Сергеевичем Пушкиным? Та, да не та.
Не согласившись с трактовкой классического образа в кинокартине 2024 года, так и хочется кое-что переиграть. Ну так, хотя бы для себя. Откроем простор для фантазии.
Прекрасна актриса Елизавета Моряк. Такая красота - дар небес, схожий с талантом. Безупречная стать взрослой женщины - вот от чего стоило бы отталкиваться. Кабы выпал шанс стать создателем экранной интерпретации, стояла бы на этой идее от начала до конца.
Проще говоря, в киноповествовании основным мог бы стать образ зрелой Татьяны Дмитриевны. Молодой, но не по-юношески наивной женщины высшего света. Возраст, в котором актриса чувствует себя достаточно свободно.
Возможно, тогда было бы больше шансов для одобрения. Из зрительного зала особенно заметно, что образ юной Тани как-то совсем не задался. А если актрисе дать такую маленькую-маленькую фору, то есть возвращать героиню в юность через воспоминания, то могла получиться совсем иная картина.
В восприятии зрителем образ взрослой Татьяны стал бы доминирующим. А юность прошла бы легкой пасторальной ретроспективой. В этих кадрах можно отказаться от строгой укладки, тяжелое темное платье сменить на легкое светлое, отправить героиню не в темные аллеи парка, а на природу обниматься с тонкими березками. Ну, много чего можно сделать во имя торжества юности. И тогда все встало бы на свои места. Образ сложился бы, энергия юности лилась бы с экрана в полную силу.
И сразу явилась бы возможность законно и органично вернуть в канву сюжета пушкинский стих. Можно сделать урожденную Ларину хозяйкой литературного салона. Создатели ведь точно обозначили историческое время, указав дату гибели бедного Ленского - 1823 год. Со дня замужества Татьяны Дмитриевны минуло года два.
В действительности Пушкин уже вовсю творит, эпоха нового слога задвинула на задворки устаревшие формы. Поэзия витает в холодном воздухе Петербурга, стихи цитируют, автора обожают. Наверняка, любящая чтение Татьяна, к тому времени прониклась симпатией и к русскому слову.
Не стало бы большим грехом, когда бы и сам поэт завернул вечерком на огонек. Фантазировать так фантазировать.
Ну, если и не сам стихотворец, кто-нибудь из гостей непременно прочел бы модного поэта: - "Куда, куда вы удались, весны моей златые дни..." И тогда поэтику можно было держать на должном уровне от начала до конца картины.
Будучи обычным, хоть и очень благодарным зрителем, признаюсь честно - пушкинской поэзии явно не хватало. А как славно было бы посмотреть да послушать, как какой-нибудь гость салона декламирует: - " Мечтам и годам нет возврата; Не обновлю души моей... Я вас люблю любовью брата и, может быть, еще нежней".
И в сознании слушающей княгини всплывают пасторальные картинки из деревенской юности...
Думаю, Пушкин был бы больше рад такому вводу, нежели наблюдать слоняющегося между своими героями актера Вдовиченкова. К актеру это не упрек - читает он как раз хорошо.
Но про рассказчика все-таки скажу - пусть остается. Так же, как и замужней княгине - да. А вот юной Тане однозначно - нет, образ не ожил.
Но чему Пушкин точно не обрадовался бы, так это тому, за кого Татьяну выдали замуж. Автор свою героиню любит всей душой. Он отдал ее за благородного генерала, героя войны с Наполеоном. И пусть с Онегиным его и связывали "проказы прошлых лет".
Проказы проказами, но так уничижительно отозваться о другой любимой пушкинской героине - мол, это тебе не дочь станционного смотрителя, романный генерал не мог. И здесь мое твердое зрительское - нет. Есть в герое киноверсии что-то отталкивающее, далекое от благородства.
В фильме вообще многовато мелких "проказ", впору даже подумать о творческой диверсии по разрушению многолетнего поэтического мифа. То француз - "мисье", то Татьяна - "княжна"...
Главного героя играет Виктор Добронравов. Сказать, что он не даровитый актер, значит, сильно отклониться от истины. Его Евгению Онегину, образ которого он несет со сцены второй десяток лет, в числе других персонажей, зритель аплодирует стоя. Но в Театре имени Вахтангова цельная работа в другой стилистике, мощная команда, где каждый играет и на себя, и на другого. Интересная, выразительная постановочная идея, где образ Онегина вырисовывается одномоментно двумя актерами.
В фильме с интересными идеями и так скудновато, а тут еще и главный герой буквально из другой оперы. На мой взгляд, артист не вписался со своей стилистикой вахтанговской постановки в новую концепцию. Это тактический промах создателей. Для фильма был бы хорош, на мой взгляд, какой-то новый актер. Поэтому , отдавая все-таки должное игре талантливого вахтанговца, скажу так: - "И не то чтобы - да. И не то чтобы - нет".
Нет единства духа, энергетической связки в дуэте с Татьяной, каждый сам по себе. Искры нет даже в последних сценах, когда герой Добронравова пытается изобразить неизвестно когда вспыхнувшую любовь. Сочувствия зрителя это не вызывает.
Органики мало и в природе. Заметно, что создатели сделали ставку на красивую картинку. Но жизнь в нее не вдохнули, поэтому проиграли.
У Пушкина все живо и просто. Скромные усадьбы и деревенские пейзажи в романе он любит так же сильно, как родные михайловские и болдинские просторы. Эпитеты - милый и милая - не сходят с его страниц. Все напоено светом и воздухом, даже зимней порой и глубокой осенью природа лучится. Пушкинский пейзаж - один из главных героев его романа. Жаль, что в новой кинокартине отказались от естественной простоты, заменив ее, в основном, парковой культурой. Поэтому тоже - нет.
Фильм вовсю живет своей жизнью. Залы не пустуют. Зритель смотрит, каждый находит что-то свое. И слава богу. Отворачиваться не будем, останемся Пушкину верны. Иначе совсем уж обидно станет за любимого поэта. Как будет складываться историческая судьба картины, покажет время. Если снято действительно что-то большое, на расстоянии увидится.
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на мой канал. Возможно, найдете для себя что-то полезное. Информации много не бывает.
Стойкости и мужества всем в нашей общей беде, бесконечное сочувствие пострадавшим в теракте...
К прочтению - с почтением, своими впечатлениями о фильме поделилась Яна Никитина
Ссылка на другие мои публикации об экранизации и интерпретации литературных произведений на театральных подмостках здесь: