С середины 19 века термин «иранский» стал использоваться для обозначения группы языков, на которых в настоящее время говорят на обширной территории, занимаемой Иранским нагорьем, а также протянувшейся от Турции, Сирии и Ирака на западе до Пакистана, Афганистана и западной границы Китая на востоке. В Средние века до распространения тюркских народов, саки и согдийцы дошли до севера Монголии, до региона, который позднее стал известен как Восточный Туркестан (входит в состав КНР). Какое -то время ираноязычные народы жили и на северном и западном берегах Черного моря.
Иранские языки отделились от родственных им индийских (индоарийских) языков, вероятно, примерно в начале 2 тыс. до н.э. Во 2 и начале 1 тыс. до н.э. на древнеиранских языках, вероятно, говорили от севера Черного моря до территории современного Таджикистана. Примерно к 1000 г. до н.э. некоторые племена поселились на Иранском нагорье и затем двинулись на юг. О некоторых из этих племенах известно из записей Ахеменидов и от греческих историков, а также из Авесты (скифы, хорезмийцы, согдийцы, парфяне, мидяне, персы и пр.).
Иранские языки традиционно делят на две географические группы: юго-западные и северо-восточные. Такое разделение основано на текстах, написанных на среднеиранском и парфянском языках. Однако эта классификация стала менее полезной после дополнительного исследования некоторых среднеиранских языков и современных диалектов. Другая классификация основана на фонологических особенностях языков, по ней выделяют: юго-западные иранские языки, северо-восточные и центральные.
В истории развития иранских языков можно выделить три периода: древний, средний и современный.
Древнеперсидкий язык – это единственный древнеиранский язык, о двух последующих стадиях развития которого существует информация. На нем писали, используя клинопись, при царе Дарии Первом, описывая его деяния. В городе Бисутун сохранилась Бехистунская надпись, которая представляет самый длинный текст на древнеперсидском языке. Она дала ключ к расшифровке других древних клинописных надписей Ближнего Востока. Остальные надписи немногочисленны, достаточно коротки и сделаны во времена Дария Первого и его сына Ксеркса.
Авестийский язык известен из Авесты, священной книги зороастрийцев, в которой содержатся преимущественно ритуальные тексты. Прежде чем эти тексты были записаны в примерно 600 г. до н.э., они многие века передавались из уст в уста. Авеста была записана после изобретения фонетического алфавита, который обеспечивал правильное чтение. Слова отделялись точками.
Древний авестийский язык наиболее близок к древнеиндийскому, а младоавестийский ближе к древнеперсидскому. Вероятно, что древний и младоавестийский языки не просто разные стадии развития одного языка.
На авестийских языках говорили, предположительно, в конце 2 – начале 1 тысячелетия до н.э. в Центральной Азии, а также на территории современного Афганистана и провинции Систан Ирана.
Среднеиранские языки включают в себя, например, такие языки как аланский, хорезмийский, согдийский и др. Некоторые не иранские языки содержат заимствованные из среднеиранских языков слова: в частности парфянские и среднеперсидские слова есть в арамейском, армянском и арабском языках. Среднеиранские языки встречаются в большом количестве разных источников третьего в. н.э. и в период с 7 по 11-12 века.
Современные иранские языки ведут свою историю с Золотого века ислама, но некоторые имеют более долгую литературную традицию. К новоиранским языкам относят осетинские языки, которые произошли от аланского языка. (используется на Кавказе, имеет богатую литературу); курдский (имеет три основных варианта (северный, центральный и южный)); пушту (используется в Афганистане); и др. Многие новоиранские языки не имеют письменной традиции. Литературная традиция наблюдается только у фарси, осетинского языка, курдского, пушту и белуджского.
Спасибо за прочтение и лайки:) Если вы интересуетесь английским языком, то подписывайтесь на мой канал вк (https://vk.com/iluminary1), где я кратко рассматриваю его с самых разных сторон:)