Добрый день, друзья!
Рад вас снова приветствовать на моем канале. Я уверен, что с каждым нашим занятием вы становитесь на шаг ближе к освоению турецкого языка.
Сегодня мы рассмотрим родительный падеж. Изучение этой темы позволит вам без труда использовать выражения, наполненные нежностью и теплотой, такие как "свет моих очей", "частица моей души" и др.
Родительный падеж в турецком языке
Возможно такие выражения вы до этого слышали только в сказках и вам не привычно так выражаться. В турецкой культуре же это считается более привычным делом и вам через турецкий язык будет легко общаться так с близкими.
Родительный падеж выражает принадлежность одного объекта к другому и не важно одушевлённые они или нет. Например: babanın evi (дом отца), arabanın anahtarı (ключ от машины), amcanın arabası (машина дяди), Ali'nin cüzdanı (кошелёк Али).
По-турецки этот падеж называется "ilgi hâl-i". Что дословно можно перевести, как "состояние заинтересованности". Слово "ilgi" переводиться как "интерес", "внимание". В слове hâl (халь), буква "â" с шапочкой, что смягчает букву "l", поэтому добавляется аффикс "i", а не "ı".
Как вы заметили тут нужно работать с двумя объектами. Для простоты понимания давайте первый объект мы назовём "хозяином", то что кому-то или чему-то принадлежит. Он стоит впереди: baba-nın evi. Второй объект так и назовём - подчиненный. Он стоит после "хозяина". Babanın ev-i.
Я их так разделил, чтобы легче объяснить добавление аффиксов. Как вы выдели они добавляются к обоим объектам. Давайте начнем с первого объекта - хозяина. Он отвечает на вопросы: kimin (у кого, чей, чьё)? neyin (у чего?)
- Вu kimin arabası (это чья машина?). Öğretmenin (машина учителя), müdürün (машина директора), Ali'nin (машина Али), babanın (машина отца).
- Вu neyin anahtarları (это ключи от чего?). Вu еvin anahtarı (ключи от этого дома), yeni arabanın anahtarı (ключи от новой машины), şu dolabın anahtarı (ключ от того шкафа), büyük valizin anahtarı (ключи от большого чемодана).
Чтобы к "хозяину" добавился падежный аффикс, он должен быть конкретным. Если вернуться к примеру, то это чья-та конкретная машина, ключи конкретно от чего-то. Когда аффикс не ставиться мы изучим в теме изафеты. Теперь смотрим на таблицу аффиксов "хозяина".
Если слово заканчивается на гласную, то добавляется еще буква "n", anne-nin, masa-nın. Но бывают и исключения, например - "su" (вода). Тут добавляется не "n", а "y". Приведу пример: Su-y-un rengi sarı oldu - цвет воды стал желтым.
Думаю тут все предельно ясно. Прежде чем перейти к примерам разберём вторую часть - "подчиненный". Какие аффиксы ставим здесь? Давайте глянем на его таблицу аффиксов.
Здесь работает правило гармонии гласных. Также, если слово заканчивается на гласную, то добавляется буква "s".
Еще тут есть правило замены глухих согласных на звонких, когда они оказываются под действием двух гласных или звонких согласных с обеих сторон. В это случаем получаются такие замены:
- p → b, kitap → kitab-ı
- ç → c, ilaç → ilac-ı
- t → d, yurt → yurd-u
- nk → g, renk → reng-i
- k → ğ, koltuk → koltuğ-u
☝️Такая замена происходит чаще всего, но бывают и исключения, когда эти согласные не озвучиваются, остаются как есть. Если вы это не сделаете, это не будет фатальной ошибкой. Будет и так все понятно.
На начальном этапе не нужно стремиться быть идеальным. Этом может сломить вашу мотивацию. Просто двигайтесь вперед, больше практикуйтесь и все само уляжется. Приведу примеры популярных слов исключений:
- Top (мяч) - top-un. Bu topun fiyatı kaç? (Цена этого мяча сколько - сколько стоит этот мяч)
- Süt (молоко) - süt-ün. Bu sütün sahibi kim? (Хозяин этого молока кто? - чьё это молоко)
- Kaç (сколько) - kaç-ın. Sen kaçın cüzdanını çaldın? (Ты у скольких кошельки украл)
- Üç (три) - üç-ün. Üçünün de parası yok. (У всех троих денег нет)
- Aşk (любовь) - aşk-ın. Aşkın gözü kör. (У любви глаза слепые)
- Kent (город)- kent-in. Arabayı kentin kenarında durdurduk (Мы остановили машину на краю города)
Давайте для закрепления темы разберем еще больше промеров. Смотрим и разбираем добавляемые аффиксы.
- Bugün Zahir'ın telefon-u çalışmıyor. - Сегодня телефон Захира не работает.
- Abdüllatif'in ev-i Aksaray'da. - Дом Абдуллатифа в Аксарае.
- Karin'in gözlüğ-ü masada. - Очки Карин на столе.
- Renda'nın mesleğ-i doktorluk. - Профессия Ренды - врач.
- Rıza'nın cüzdan-ı var mı? - У Рызы есть кошелек?
- Amin'in ses-i güzel, ama bize şarkı söylemiyor. - Голос Амина прекрасен, но он нам не поет песни.
- Natalia'nın çok kalem-i var. - У Наталии много ручек.
- Ahmet'in bir kamera-sı var. - У Ахмета есть камера.
- Enver'ın aile-si Pakistan'da oturuyor. - Семья Энвера живет в Пакистане.
- Anna'nın bebeğ-i çok güzel. - Ребенок Анны очень красивый.
- Julia'nın saçlar-ı sarı ve uzun. - У Юлии длинные и светлые волосы.
- Natalya'nın eş-i yemek pişirmiyor. - Муж Наталии не готовит.
- Çocuğun çanta-sı hafif. - Сумка у ребенка легкая.
- Duvarın reng-i beyaz. - Цвет стены белый.
Местоимения в родительном падеже
Местоимения в родительном падеже также называются притяжательными местоимениями.
Аффиксы "подчиненного" являются аффиксами 3-го лица, единственного числа. Onun (Ali'nin, babanın, ablanın, evin) anahtar-ı / kapı-sı. Остальные местоимения имеют другие аффиксы. Это местоимение мы разберём на отдельном уроке.
Практическая работа
Ставьте правильные аффиксы. Ответы можете увидеть в комментариях.
- Aynur __ gözlü ___ (очки Айнура)
- Mehmet__ araba___ (машина Мехмета)
- Öğrenci__ çanta__ (сумка ученика)
- Selami__ dede__ (дедушка Селами)
- Oda__ lamba__ (лампа в комнаты)
- Ayşe__ baba__ (отец Айши)
- Ev__ kapı__ (дверь дома)
- Araba__ ayna__ (зеркало автомобиля)
- Televizyon__ düğme__ (кнопка телевизора)
- Radyo__ ses__ (звук радио)
- Zeynep__ oyuncak__ (игрушки Зейнеп)
- Cami__ minare__ (минарет мечети)
- Çocuk__ çorap__ (носок ребенка)
- Kilise__ çan__ (колокол церкви)
- Mert__ oda__ (комната Мерт)
- Dolap__ çekmece__ (ящик шкафа)
- Gözüm ___ nur___ (свет моих очей)
Если нужны больше практических занятий, пишите.
На сегодня все. Осваивайте материал. Следующая тема будет связана с этой темой. До скорой встречи.(Yakında görüşmek üzere)
👍Benim dersim-i beğendiyseniz (Если вам понравился мой урок)