Приветствую вас друзья! Ну вот мы и добрались до третьего истребителя "Серии 5". Увы, к нему судьба была ещё менее благосклонна, чем к двум другим его собратьям. Как обычно, обо всем по порядку.
Фирма Officine Meccaniche Reggiane SpA, обычно называемая Reggiane, была основана в 1904 году ее материнской компанией Caproni, которая, в свою очередь, принадлежала авиационному инженеру Джованни Баттиста Капрони. Cвои основные производственные мощности компания развернула в Реджо-Эмилии, городе, который сегодня является регионом Эмилия-Романья в Италии. В период своего расцвета фабрика Reggiane в этом городе была четвертой по величине в Италии, ее площадь равнялась площади центра Реджо-Эмилии, на ней одновременно работало до 11 000 сотрудников. На протяжении всего существования компания участвовала в многочисленных отраслях промышленности, таких как железные дороги, сельское хозяйство, и производство промышленного оборудования.
В 1930-х годах компания занялась авиастроением. Первым самолетом, выпущенным фирмой, был Piaggio P.32bis, средний бомбардировщик, который был разработан на базе Caproni Ca.405C Procellaria. Однако руководство Reggiane стремилось разрабатывать собственные конструкции. В частности 1938 году началась работа над проектом нового истребителя. Конструкторская группа, возглавляемая Роберто Лонги и Антонио Алессио, приступила к разработке самолета, который был бы предложен Министерству авиации Италии и не только соответствовал бы требованиям программы R, но и превосходил их. Поскольку времени на разработку было мало, рассматривались различные варианты, включая возможность лицензионного производства истребителя американской разработки. Но под влиянием самого Джованни Капрони был быстро подготовлен свой оригинальный проект, хотя и вдохновленный американским Seversky P-35. Получившийся в результате Reggiane Re.2000 "Falco" действительно имел внешнее сходство с американцем. Это был первый цельнометаллический самолет, спроектированный и построенный компанией Reggiane.
24 мая 1939 года прототип Re.2000 совершил свой первый полет. Во время испытаний самолет продемонстрировал лучшие характеристики, чем другие существующие на тот момент в производстве истребители. В учебных воздушных боях он выигрывал не только у более медленного биплана Fiat CR.42, но даже у Macchi C.200 и немецкого Messerschmitt Bf 109E. Однако успеха на родине истребитель не имел - "Реджа Аэронаутика" ограничилась закупкой лишь трех десятков машин. Гораздо больше Re.2000 было поставлено в рамках экспортных контрактов в Швецию и Венгрию.
Когда в 1940 году Италия вступила в войну моторама Re.2000 была адаптирована под немецкий Daimler-Benz DB-601, тем самым дав жизнь следующей модификации Re.2001. Однако качественного скачка характеристик на который рассчитывали итальянцы так и не получилось. А между тем потенциал для их роста у планера "Falco" был и немалый.
Случай раскрыть его представился в 1941 году, когда командование "Реджиа Аэронаутика" объявило конкурс на создание нового истребителя под новый немецкий двигатель Daimler-Benz DB 605 мощностью 1475 л.с. Конструкторы "Реджиане" во главе с Роберто Лонги с энтузиазмом и энергией взялись за дело. По сути самолет был заново перепроектирован - от Re.2001 осталась лишь конструкция фюзеляжа и структура крыла - все остальные элементы были спроектированы заново.1 октября 1941 года было начато строительство первого прототипа (MM 494), завершившееся в конце апреля 1942 года. Самолет получил наименование Re.2005 "Sagittario", что в переводе с итальянского означает "Стрелец".
7 мая он вышел на пробную рулежку с летчиком-испытателем майором Туллио Де Прато, который стал в дальнейшем шеф-пилотом программы. 9 мая самолет совершил первый, очень короткий, полет над аэродромом без уборки шасси, в то время как первый настоящий вылет был запланирован на следующий день. Он состоялся, но закончился не совсем удачно: при заходе на посадку заклинило правую стойку шасси и самолет пришлось сажать в аварийном режиме.
Машина получила незначительные повреждения и после их исправления 1 июня истребитель вновь поднялся в небо. 20 июля прототип был переведен в Экспериментальный Центр в Гвидонии, где были продолжены его испытания и проводилась дальнейшая доработка, в частности изменено остекление кабины пилота. В октябре поднялся в воздух второй прототип (MM495), который также был немедленно переправлен в Гвидонию.
16 ноября последовал заказ на выпуск шестнадцати предсерийных машин (серия 0 с номерами ММ 092343 - 092358). В начале 1943 года последовал второй заказ еще на восемнадцать истребителей.
Reggiane Re.2005 "Sagittario" представлял собой одноместный одномоторный истребитель, выполненный по схеме цельнометаллического свободнонесущего низкоплана.
Фюзеляж цельнометаллический полумонокок, овального сечения, с дюралевой обшивкой. На верхней части четвертого и пятого шпангоутов крепился противокапотажный пилон с броневой плитой. Фонарь кабины пилота состоял из лобового козырька и откидывающейся вправо крышки. Открываемая крышка имела сдвижные боковые стекла. Кресло пилота имело бронеспинку с нишей под парашют и регулировалось по высоте. Бронезаголовник был выполнен отдельно, как часть конструкции фюзеляжа.
Крыло трёхлонжеронное неразъёмное цельнометаллической конструкции эллиптической формы состояло из двух консолей, оснащённых элеронами с дюралевым набором и полотняной обшивкой (левый – имел регулируемый на земле триммер). Элероны имели статическую и динамическую компенсацию. Закрылки цельнометаллические штампованные с гидравлическим приводом, размещены между элеронами В средней части крыла, между пушками, располагались топливные баки, по два на каждой стороне.
Хвостовое оперение классического типа - киль, стабилизатор и рули направления и высоты. Конструкция киля и стабилизатора - цельнометаллические, обшивка рулей - полотняная на металлическом каркасе. Рули поворота и высоты оснащены триммерами, у руля высоты - регулируемым в полете. Элементы управления полетом были выполнены на основе
динамометрических трубок, за исключением руля высоты, в котором использовались тросы и шкивы.
Шасси отличалось по конструкции от всех предыдущих истребителей "Реджиане". Основные стойки шасси убирались при помощи гидросистемы по направлению к законцовкам крыла. Одновременно убиралось и хвостовое
колесо.
Двигатель Alfa Romeo RA.1050RC-58 (лицензионный DB.605) 12-цилиндровый А-образный, жидкостного охлаждения, мощностью 1475 л.с. Топливная система состояла из четырех баков в центроплане: два объемом по 160 литров размещались между первым и вторым лонжеронами, вторая пара по 108 литров - между вторым и третьим лонжеронами.
Истребитель оснащался приёмо-передающей радиостанцией Allocchino Bacchini В.30 - стандартной радиостанцией итальянских истребителей того времени.
Вооружение серийных Re.2005 состояло из трех 20-мм пушек MG 151 / 20 с боекомплектом по 200 патронов (одна в развале цилиндров двигателя, две в крыле вне плоскости вращения винта) и двух синхронных 12,7-мм пулеметов Breda-SAFAT над двигателем в фюзеляже с боекомплект по 350 патронов на ствол. Наведение на цель производилось с помощью коллиматорного прицела "Сан Джорджио", установленного над приборной доской в кабине пилота. Помимо пушечно-пулеметного вооружения истребитель мог нести две 160-кг авиабомбы на подкрыльевых держателях.
На стадии проекта остановились работы над несколькими вариантами Re.2005, в частности, самолетом цельнодеревянной конструкции, палубным истребителем, предназначавшимся для авиакгруппы строившегося авианосца "Аквила", версией с двигателем Isotta Fraschini "Zeta" и двухмоторным двуфюзеляжным дальним истребителем.
Весьма многообещающим должен был стать Re.2006, создававшийся под двигатель DB 603. Самолет разрабатывался параллельно с Re.2005 и имел аналогичный состав вооружения. Работы над Re.2006 были начаты в конце 1942 года, группой конструкторов во главе с Аллесандро Бартеллети. 9 мая 1943 года заказали два прототипа этой машины (ММ.540-541). Был построен первый прототип самолета, однако работы были приостановлены в связи с разрушением заводов фирмы после налета союзнических бомбардировщиков на Реджо Эмилия. Продолжение работ было решено провести в Корреджио (Correggio). Но и здесь работы велись очень медленно - мешали налеты союзников и действия партизан. К моменту капитуляции Италии самолет был закончен постройкой, но в воздух так и не поднялся.
Еще до того как были готовы обе предсерийные партии последовал заказ на 750 машин. Однако эта производственная программа так и осталась не выполненной - не хватало материалов, производственных мощностей, квалифицированных рабочих, в общем всего и сразу. Таким образом, объем производства не превысил 32 самолетов, включая два прототипа, 29 предсерийных машин "серии 0" и один самолет "серии I" (092359), все из которых были построены экспериментальным отделом. Помимо производственных проблем на малочисленность Re.2005 повлияли и колебания комиссии министерства авиации, которая никак не могла определиться в своей оценке трех самолетов "серии 5". По сути, все проекты были очень хороши, но в конце предпочтение было отдано G.55, который должен был стать основным истребителем, а "Вельтро" и "Саджиттарио" отводились роли второго плана. Но основным фактором все же стало состояние промышленности и дефицит материалов, особенно легких сплавов.
Re.2005 имел и хорошие экспортные перспективы. Самолетом заинтересовалась Швеция и пожелала закупить 50 планеров, но без двигателя, поскольку скандинавы уже приобрели лицензию на выпуск DB.605 у Германии. В дальнейшем шведы хотели приобрести и лицензию на производство самолета. Однако переговоры не привели к заключению сделки. Министерство авиации наложило вето как на продажу планеров, так и на лицензию. Итальянцам новые истребители и самим были нужны как воздух, какой уж тут экспорт.
Боевая биография у машины была хоть и довольно короткая, но насыщенная. 22-я отдельная авигруппа, возглавляемая майором Витторио Мингуцци, стала единственной частью, кто более-менее массово (если так можно выразиться о самолете, выпущенном в количестве трех десятков экземпляров) эксплуатировал Re.2005. В марте 1943 туда был отправлен первый прототип и в дальнейшем туда же стали направлять и остальные строившиеся машины - по три-четыре в месяц. "Стрельцы" по большей части сражались с B-24 9-й воздушной армии союзников и часто одерживали победы. Самолеты были сосредоточены в 362-й эскадрилье, базировавшейся в Неаполе-Каподикино под командованием капитана Джермано Ла Фериа. После налета на аэродром 4 апреля и понесенных потерь подразделение перебросило часть самолетов на аэродром неподалеку от Капуи. 2 апреля 1943 года двадцать итальянских истребителей перехватили строй B-24 недалеко от острова Искья и одержали две победы, одну из которых одержал сам Мингуцци на прототипе Rе. 2005. В своем отчете майор дал восхищенный отзыв о новой машине:
Самолет идеален для полетов на высоте 7000-7500 метров и может совершать повторные атаки на американские тяжелые бомбардировщики во всех позициях и со всех направлений. [ ... ] Могу сказать, что скорость и управляемость превосходны. Причем превосходны даже на высоте 7000 метров, и что по сравнению с Macchi 202, "Sagittario" совершил две атаки за время, необходимое Macchi 202 для одного прохода.
В период с 10 по 12 апреля итальянцы снова имели успех. 10 апреля смешанное соединение Rе.2005 и Macchi С.202 столкнулось с бомбардировщиками ВВС
США. Лейтенант Дж. Торреси, который совершил свой первый полет Rе. 2005 всего за день до этого, сбил один В-24 и поучаствовал в уничтожении еще трех. На следующий день еще два В-24 были заявлены марешалло М. Баккари и лейтенантом А. Морези, чей самолет MM.092343 был сбит. Морези выжил и был подобран траулером. 12-го числа марешалло Туллио Ардуини повредил B-24. Отсутствие успехов в последующие дни было компенсировано воздушным боем 28 апреля, в котором были задействованы четыре Rе. 2005, одиннадцать C.202 и D.520. Чтобы не дать бомбардировщикам вести сосредоточенный огонь
огонь на одном истребителе, атаки производились в строю по направлениям, не простреливаеым оборонительными турелями. Мингуцци, Донати, Торреси и четвертый пилот уничтожили два "Либерейтора", один из которых был замечен охваченным пламенем, а за другим тянулся дым. Во всех случаях пилоты восторженно отзывались о Re.2005
Апрель закончился неудачным боестолкновением, как и семнадцать последующих попыток перехвата, предпринятых в мае и июне. 29 мая 22-я
группа была переброшена в Мету, чтобы защитить Пизу, которая
недавно подверглась первой бомбардировке. В середине июня 362-я эскадрилья была отправлена в Литторию (сегодня Латина). Подразделение
имело девять самолетов Rе.2005, восемь из которых были в рабочем состоянии.
Групповой вылет 25 июня не принес результатов, а на следующий день четыре самолета были повреждены на земле в результате налета вражеской авиации
В преддверии вторжения на Сицилию, 2 июля 1943 года 362-я эскадрилья была переброшена в Катанию с десятью Rе.2005 в составе. В первый день боев, 11 июля, был потерян один "Саджиттарио", но в замен был сбит один "Спитфайр". Во второй половине дня пять Rе. 2005 столкнулись со "спитфайрами", возможно, из 111-й эскадрильи, потеряв одну машину сбитой, и еще одной удалось вернуться с сильными повреждениями Трое остальных заявили по одному сбитому "Спитфайру" каждый. 13 июля Торреси сбил над аэродромом Катания "Спитфайр" - единственная победа, которую британцы "засчитали" своим итальянским оппонентам. Хотя эскадрилья действовала с трех аэродромов Фонтанаросса, Сигонелла и Финоккьяра, очень быстро превосходство союзников в воздухе дало о себе знать и 14 июля наземный персонал и последние два боеготовых "стрельца" были отправлены обратно. Оба истребителя были уничтожены несколькими днями позже во время воздушного налета на Реджо-ди-Калабрию. В Катанье британцы обнаружили обломки пяти самолетов с номерами ММ.494/362-4, 092346/362-3 и 092354/362-1, 362-7 и один без опознавательных знаков.
К 15 июля 362-я снова действовала из Неаполя, где к ним присоединилась единственный Re.2005 из 150-й эскадрильи. Последний был сбит в воздушном бою над Неаполем, и более Rе. 2005 в 150-ю не поступало, несмотря на то, что несколько её пилотов уже успели облетать новую машину.этом типе, больше не получал Sagittario, продолжая эксплуатировать Rе. 2001. Аналогично обстояли дела и в 359-й эскадрилье, единственный Re.2005 которой был потерян 18 июля. В тот же день 362-я получила четыре самолета и к 20 июля смогла выставить шесть боеготовых Rе.2005 из Капуи. Правда, результаты разочаровали: ни одной победы и два самолета потеряны при аварийных посадках. Одним из них был MM.495, второй прототип, пилотируемый Мингуцци, который был с травмами отправлен в госпиталь и заменен капитаном Энцо Сант-Андреа. С 22 июля по 8 сентября 1943 года 22-я группа приняла участие по меньшей мере в 21 воздушном бою. Группа утверждала, что сбила по меньшей мере
24 вражеских самолета Эти успехи были связаны Rе.2005. После 8 сентября командование 22-й авиагруппы приняло решение уничтожить уцелевшие самолеты чтобы они не попали в руки врага.
В процессе боевой эксплуатации "Саджиттарио" дал о себе знать недостаток, выявленный еще в процессе испытаний - сильная вибрация в хвостовой части, особенно на больших скоростях и в пикировании. Так из трех самолетов, поднявшихся в воздух 21 августа 1943 года, один вернулся с серьезно поврежденной задней частью фюзеляжа. 25 августа были подняты в воздух три машины 362-й и одна 369-й эскадрилий, и один из истребителей потерпел аварию близ Пьедимонте Д'Алифе из-за сильной вибрации хвостового оперения. Пилоту удалось выпрыгнуть с парашютом но самолет был потерян. После этого полеты Rе. 2005 были остановлены до выяснения причин и устранения опасного дефекта. В опубликованном уже в 1950 году отчете об испытаниях указывалось, что вибрация начиналась при скорости 660 км/ч и была вызвана недостаточной динамической балансировкой оперения. После соответствующих модификаций Де Прато удалось разогнать в пикировании самолет до скорости 988 км/ч. Вибрация при этом не наблюдалась. Однако дальнейшие исследования из-за выхода Италии из войны проведены не были и поэтому трудно сказать, была ли эта проблема полностью решена.
Несколько машин попало на службу в германские ВВС. Ещё в начале декабря 1942 года командование Люфтваффе предложило провести сравнительные испытания новейших итальянских истребителей в Рехлине, в целях выполнения совместного плана по стандартизации производства самолетов стран Оси. Для участия в них были направлены все истребители пятой серии MC.205V, G.55 и Re.2005 - последним двум германскими пилотами была дана превосходная оценка. Правда с оговоркой, что G.55 был признан и более технологичным, чем Re.2005. И вот после подписания итальянцами перемирия с союзниками все Rе. 2005, все еще находившиеся на заводе, были реквизированы Германией. В сентябре начались работы по переоборудованию восьми самолетов (ММ.96100, 96102, ММ. 96105 - 96110) немецкими дросселями. Эти машины были переданы люфтваффе в октябре, а в январе 1944 года за ними последовали два других MM.96111-96112).
Утверждается, что люфтваффе использовали Rе. 2005 в системе ПВО Берлина и нефтпромысов в румынском Плоешти. На самом деле самолеты,
никогда не покидали Италию. 18 марта 1944 года три самолета итальянской
авиадивизии Люфтваффе (мм.096100, 096106, 096110) были серьезно
повреждены в Маниаго в результате воздушного налета США, в то время как по меньшей мере три других потерпели крушения в Маниаго (096108, 16 марта 1944 года; 096100, 1 июня 1944 года) и Эйраске (19 апреля) и были эвакуированы. По состоянию на 31 июля 1944 года пять RE 2005 числились на вооружении Flieger Ziel Staffel 20, которые эксплуатировались с июня
по декабрь 1944 года.
Еще два истребителя продолжили службу в Aeronautica Repubblicana - ВВС т.н. "Итальянской социальной республики", марионеточного государственного образвовани на севере Италии, формально возглавлявшегося Муссолини и полностью подконтрольного немцам.
Что касается Королевских ВВС Италии, которые 13 октября 1943 года стали "воюющей стороной" на стороне союзников, то они располагали формально тремя Rе. 2005, которые были восстановлены ремонтной службой из числа поврежденных на Сицилии. Однако переправить их с острова в "большую Италию" не удалось и ни один "Сагиттарио" так никогда и не летал с трехцветными кокардами.
После войны производство самолета не было возобновлено. В сентябре 1947 года появилась возможность, предложить Rе. 2005 Аргентине. Требовалось собрать демонстрационный самолет из 2-3 поврежденных, но поддающихся ремонту крыльев и фюзеляжей, все еще находившихся в Реджо-Эмилии, и двигателя DB.603 на складе в Талиедо. Однако в срок сделано этого не было и возможность выпуска истребителя хотя бы на экспорт не была реализована.
Когда разбирался в истории последнего и самого лучшего истребителя Reggiane, невольно поймал себя на мысли насколько она перекликается с биографией другого представителя "Серии 5", а именно Fiat G.55 "Centauro". И там и там конструкторы не пошли по пути наименьшего сопротивления, просто "воткнув" новый мотор в имеющийся фюзеляж, а фактически создали оригинальные конструкции. И там и там исходили из предположения, что в полной мере раскрыть потенциал мотора DB 605А можно будет, лишь усовершенствовав аэродинамику машины. Обе машины получились скоростными, маневренными и хорошо вооруженными. Даже разработка модификаций самолетов шла по похожим направлениям: палубный истребитель, двухфюзеляжный дальний истребитель, версия под двигатель DB.603. Однако оба истребителя стали жертвой обстоятельств: пока они создавались Италия стремительно проигрывала войну, а ее промышленность была уже не в том состоянии, чтобы освоить выпуск новых моделей самолетов в товарных количествах. В этом смысле "Макки" оказалась в выигрыше, поскольку их "Вельтро" выпускался по уже отработанной технологии своего предшественника МС.202. И если "фиатовский" истребитель добрался до более-менее серийного производства, то "Саджиттарио" по факту остался экспериментальной и не полностью протестированной машиной. Но при этом был способен сражаться, демонстрируя высокие технические качества и простоту в пилотировании.
Источники: Maurizio Di Terlizzi "Reggiane Rе.2005 "Sagittario", Sergio Govi, "Dal Rе.2002 al Rе.2005 - Storia degli aerei Reggiane - Gruppo Caproni", Gregory Alegi, "Reggiane Rе.2005" /"Ali d'Italia, №16", Piero Vergnano and Gregory Alegi. "Fiat G.55." /"Ali D'Italia" №10, А. Харук "Соколы" Муссолини. Итальянские истребители Второй Мировой".
Ещё статьи об итальянских истребителях второй мировой:
Истребитель Macchi C.205 Veltro: "мессершмитт" по-итальянски или нет?
Истребитель Fiat G.55 Centauro: стремительный кентавр дуче
Истребитель Macchi C.202 "Folgore": итальянские молнии от Тобрука до Сталинграда