Найти тему

Истребитель Macchi C.205 Veltro: "мессершмитт" по-итальянски или нет?

Приветствую вас друзья! Бытует мнение что эта машина обязана своим появлением на свет немецкому Bf-109G. Возможно это и так, но лишь отчасти. Впрочем, как обычно, все по порядку.

Летом 1941 года Macchi C.202 "Folgore" еще только только начал поступать в строевые части ВВС, а его создатель главный конструктор фирмы "Macchi" Марио Кастольди уже задумывался о дальнейших перспективах машины. Маневренность, скорость, скороподъемность и легкость пилотирования буквально приводили в восторг итальянских и немецких пилотов опробовавших новую машину. Но было одно весомое "но" — слабое вооружение M.C.202: всего лишь четыре пулемета, два из которых вообще были винтовочного калибра. В то время как его немецкий ровесник Bf.109F-4 нес в дополнение к пулеметам и 20-мм пушку. Попытки установить на МС.202 пушки в подкрыльевых обтекателях приводили к нарушению балансировки и падению скоростных и маневренных характеристик. Выход виделся в замене двигателя. Пребывая в полной уверенности, что уже очень скоро получит более мощный двигатель DB.601E-1 от "Фридриха", Кастольди приступил к поиску решений, позволяющих быстро и без проблем произвести ремоторизацию "Фольгоре" под мотор-пушку. Планируемый истребитель получил название "M.C.202/bis" и отличался от оригинальной модели лишь убираемым хвостовым колесом и новым маслорадиатором.

Однако планам оснащению "Фольгоре" мотором DB.601E-1 не суждено было стать реальностью - немцам самим нужны были позарез. Вермахт и люфтваффе победоносно наступали. Какие-такие "союзники-итальянцы" - сами управимся! Да и Вилли Мессершмитт не горел желанием способствовать дальнейшему успеху итальянского конкурента в лице Кастольди и его истребителя. Однако в конце 1941 года стратегический расклад для Германии стремительно поменялся не в лучшую сторону: немцы получили мощный отпор под Москвой, в Северной Африке союзники перешли в контрнаступление, а армады немецких бомбардировщиков в небе над Британией начали нести ощутимые потери от Королевских ВВС. Блицкриг явно не задался в этот раз, война начала принимать затяжной характер. Пришлось руководству Рейха засунуть свои амбиции в известное место, поскольку в новых реалиях требовался весь боевой и технологический потенциал своих пусть и не самых надежных, как они считали, но все же союзников. В том числе Италии и ее авиапрома.

Тот самый двигатель Daimler-Benz DB 605 из-за которого все и затевалось
Тот самый двигатель Daimler-Benz DB 605 из-за которого все и затевалось

Поэтому как только в 1942 году в распоряжение Люфтваффе стала поступать новая модификация "мессершмитта" - Bf-109G, с итальянцами было решено поделиться технологиями. Эта версия "худого" была оснащена 12-цилиндровым V-образным двигателем Daimler-Benz DB-605. Разработан он был на базе DB. 601 и имел основное конструктивное отличие в увеличении диаметра цилиндров со 150 мм до 154 мм. что позволило нарастить мощность с 1175 л.с. до 1475 л.с. Габариты же нового мотора были практически идентичны габаритам DB-601, что и позволило без особых затруднений разместить его в существующей мотораме. Немцы оперативно предоставили в распоряжение итальянских инженеров несколько новых двигателей, а фирма "Фиат" получила техническую документацию для налаживания лицензионного производства под маркой RA.1050 R.C.58 Tifone (Тайфун)

Ознакомившись с "густавом" и его новым мотором Командование "Реджа Аэронаутика" тогда же опубликовало спецификации для конкурса на разработку новых истребителей, впоследствии известных как "Серия 5" - во всех моделях, участвовавших в конкурсе использовалась цифра 5. Помимо оснащения немецким двигателем DaimlerBenz DB.605, обязательным было наличие пушечного вооружения. Кроме "Макки" к созданию новых истребителей привлекли также и фирмы "Реджиани"(Reggiane) и "Фиат" (Fiat).

Теперь уже от Кастольди требовали скорейшей установки нового мотора на C.202 "Folgore". Сделать это было не столь сложно, благо габариты и крепление и нового и старого двигателей в моторной раме практически совпадали. Таким образом военные хотели как можно скорее получить истребитель с более мощным двигателем и лучшими характеристиками, пока не будут готовы к серии самолеты "Реджинае" и "Фиат" будущие - Re.2005 и G.55, на которые и делалась основная ставка. 16 декабря 1941 года была запущена программа MC.202bis уже под движок от "густава". Два последних серийных C.202 серии IX были предназначены для того, чтобы стать прототипами нового истребителя. Как говориться, "легким движением руки "Фольгоре" превращается..."

Первый прототип нового истребителя
Первый прототип нового истребителя

"...превращается "Фольгоре"..." в MC.205V Veltro, первый прототип которого впервые поднялся в воздух 19 апреля 1942 года. В ходе испытаний самолет оправдал свое название, а "вельтро" переводится с итальянского как борзая, развив скорость в 650 км/ч. В маневренности прототип не уступал "Фольгоре" однако самолет нес вооружение лишь из двух пулеметов в фюзеляже. Поэтому сам Кастольди не испытывал особых восторгов по поводу новой модификации, хотя командование ВВС настаивало на скорейшем запуске машины в серию. И когда взлетел первый M.C.205V, уже укомплектованный парой 20-мм крыльевых пушек MG-151, все вышло именно так, как и предсказывал его главный конструктор - новый мотор требовавший больше бензина и масла, а так же существенно более тяжелое вооружение увеличили общий вес "Вельтро" по сравнению с "Фольгоре" с 2350 кг до 2581 кг. Нагрузка на крыло возросла со 140 кг/м2 до 153,6 кг/м2, что совсем неудивительно, ведь фактически, крыло C.205 таким же как и на более раннем Folgore. Характеристики Veltro в целом были аналогичны немецкому "густаву" и были наилучшими на средних высотах, где он мог развивать скорость 642 км/ч. Скороподъемность M.C.205V осталась на уровне "Folgore", но вот время разворота несколько увеличилось, а скорость развития крена стала меньше. Такая потеря маневренных качеств была признана допустимой и машина пошла в серию.

-4

По конструкции самолет, как и его предшественник, представлял собой свободнонесущий цельнометаллический моноплан. Фюзеляж - типа полумонокок, овального сечения, с металлической работающей обшивкой и 19-ю шпангоутами. Материал - дюралюминий

-5

Крыло - двухлонжеронное. Состоит из центроплана, выполненного интегрально с фюзеляжем, и двух консолей. Размах левой консоли 4520 мм, правой 4330 мм. Угол поперечного V крыла 4,5°, угол заклинения 2°, Закрылки типа "крокодил" (размах по 2760 мм) с углом отклонения 45°. Элероны (правый размахом 2040 мм, левый 2230 мм) отклонялись в диапазоне от +23° до -25°.

Схема расположения радиостанции и баллонов со сжатым воздухом в фюзеляже
Схема расположения радиостанции и баллонов со сжатым воздухом в фюзеляже

Хвостовое оперение классического типа, свободнонесущее с переставным стабилизатором (угол установки от +1°45' до -5°30'). Киль и стабилизатор - цельнометаллические с работающей обшивкой, рули высоты и направления имели полотняную общивку на металлическом каркасе. Руль направления с аэродинамической компенсацией.

Общая компоновка истребителя
Общая компоновка истребителя

Шасси трехстоечное с хвостовой опорой, все стойки убираемые. Основные стойки имели масляно-воздушную амортизацию и колеса размером 600х200 мм. Хвостовая опора с колесом 300х100 мм. Тормозная система основных колес пневматическая. Система уборки и выпуска шасси - гидравлика.

-8

Силовая установка - 12-цилиндровый поршневой двигатель жидкостного охлаждения RA 1050 R.C. 58 Tifone мощностью 1475 л.с. и воздушный винт изменяемого шага Р.1001 диаметром 3050 мм фирмы Paggio. В фюзеляже, за шпангоутом №4 был установлен маслобак объемом 40 литров, а под ним - 270-литровый топливный бак. В центроплане крыла располагались два топливных бака по 80 литров каждый.

Интерьер кабины пилота
Интерьер кабины пилота

В кабине пилота установлено кресло с бронеспинкой. За ним располагалась радиостанция Allocchino Bacchini B.30 и баллоны пневмосистемы со сжатым воздухом. Для полетов на больших высотах самолет оснащался баллоном с кислородом и кислородной маской. В случае действий над морем, в хвостовой части фюзеляжа размещали надувную лодку, а в Африке там же располагался контейнер с запасом воды и пищи.

Схема размещения пулеметно-пушечного вооружения и узлов подвески под крылом
Схема размещения пулеметно-пушечного вооружения и узлов подвески под крылом

Вооружение прототипа составляли два синхронных пулемета Breda SAFAT калибром 12,7 мм в фюзеляже. Боезапас по 370 патронов на ствол. Вооружение MC.205V первой серии включало дополнительно два крыльевых пулемета Breda SAFAT калибром 7,7 мм с боезапасом по 500 патронов на ствол. На истребителях третьей серии крыльевые пулеметы были заменены на две 20-мм авиапушки МG-151. Все модификации MC.205V оснащались прицелом San Giorgio VI.

Авиационный прицел  San  Giorgio Type C
Авиационный прицел San Giorgio Type C

Серийное производство MC.205V развернули на предприятиях фирм Macchi (I и III серии самолета) и Fiat (II серия). Однако II серия осталась только на бумаге, поскольку самолетостроительный завод фирмы Fiat в Турине в декабре 1942 года был уничтожен в результате авианалета союзников, не успев выпустить ни одной машины. Еще одним фактором затруднявшим массове производство стал дефицит двигателей: лицензионный выпуск на "Фиате" был осложнен уже упомянутыми бомбардировками заводов, а из Германии моторы поступали в крайне малых количествах. Поэтому и в итоге всего было выпущено 262 машины.

Сборка истребителей первой серии в заводском цеху
Сборка истребителей первой серии в заводском цеху

Первыми самолеты MC . 205V начали получать группы 1-го и 51-го авиаполков (Stormo). Первой их задачей стало прикрытие коммуникаций между Италией и Тунисом. Знаменательный бой состоялся 20 апреля 1943 года в районе острова Пантеллерия. Двадцать четыре M.C.205V и девять M.C.202 встретились в бою с шестьюдесятью "Спитфайрами", ведомыми британскими и польскими пилотами. Несмотря на требование придерживаться плана атаки, жаждавшие боя итальянские летчики разрушили боевой порядок и устремились на самолеты англичан. По итогам боя Королевские ВВС, потеряли 15 самолетов, а "Реджиа Аэронаутика" недосчиталась лишь трех машин.

В боях за Сицилию принимали участие 9-я, 10-я и 155-я группы (Gruppo), вооруженные как МС. 202 так и МС. 205. При высадке союзников в континентальной Италии "Вельтро" использовались также в качестве штурмовиков, нанося удары по плацдарму.

Обслуживание на полевом аэродроме Хорошо виден мотор и моторама идентичная "Фольгоре"
Обслуживание на полевом аэродроме Хорошо виден мотор и моторама идентичная "Фольгоре"

К моменту капитуляции Италии Королевские ВВС успели получить лишь 66 единиц заказанных MC. 205V. В частях, воевавших на стороне союзников, MC. 205V эксплуатировались в 9-й и 10-й группах. По некоторым данным их численность на момент объявления войны Германии составляла 43 машины. Они воевали против немецких войск как в Италии, так и на Балканах. В качестве примера массированного применения этих истребителей против немцев, можно привести эпизод, когда "Фольгоре" и "Вельтро" внезапно атаковали аэродром Скутари, уничтожив в воздухе и на земле двенадцать Bf.109G, один Fw.190, два Не.111 и транспортный Ju.52. Также MC. 205V. использовались для поддержки партизан Югославии и при освобождении Албании.

MС. 205V Veltro с опознавательными знаками Aviazione Cobelligerante - частей итальянских ВВС сражавшихся на стороне союзников
MС. 205V Veltro с опознавательными знаками Aviazione Cobelligerante - частей итальянских ВВС сражавшихся на стороне союзников

Заводы "Macchi", оказавшиеся на оккупированной немцами территории Италии продолжили выпускать истребитель для ВВС Итальянской социальной республики, которым было поставлено 100 машин. До мая 1944 года они служили в 1-й истребительной группе. Несколько самолетов получила Хорватия.

Один из "Вельтро" 352-эскадрильи 51-го авиаполка на аэродроме в районе Кальяри, 1943 год
Один из "Вельтро" 352-эскадрильи 51-го авиаполка на аэродроме в районе Кальяри, 1943 год

Некоторое время MC. 205V эксплуатировались в боевых частях Люфтваффе, в частности, в группе 11/JG 77. В основном эти самолеты использовались немцами в качестве истребителей ПВО, защищая, в частности, румынские нефтепромыслы и крупные немецкие города от налетов англо-американских бомбардировщиков.

В полете MC. 205V с опознавательными знаками Люфтваффе
В полете MC. 205V с опознавательными знаками Люфтваффе

В послевоенной Италии уцелевшие самолеты остались на вооружении 155-й группы, где вплоть до 1955 года, использовались как учебные. В

1948 г. "Macchi", поставила сорок два MC. 205V в Египет. Самолеты поступили на вооружение 2-й эскадрильи египетских ВВС и поучаствовали в первой арабо-израильской войне.

Будучи по сути некоей временной мерой "Вельтро" в итоге оказался одним из лучших итальянских истребителей второй мировой. По основным характеристикам, таким как скорость, потолок и вооружение итальянская "борзая" вполне соответствовала взятому за образец BF.109G. "Вельтро" весьма понравился пилотам, которые отмечали, что на малых и средних высотах он не уступает американскому "Мустангу". На этом диапазоне высот он был опасным противником и для британского "спитфайра", что не раз было подтверждено в воздушных боях.

Первый летный прототип MC.205N-1 Orione - дальнейшее развитие "Вельтро"
Первый летный прототип MC.205N-1 Orione - дальнейшее развитие "Вельтро"

Но выше 6000 метров его характеристики падали - крыло, доставшееся по наследству от "Фольгоре" было тому причиной. Его площадь была недостаточна для потяжелевшего на почти полтонны самолета, что привело к увеличению удельной нагрузки.

MC.205N-2 - второй вариант "Орионе" с чисто пушечным вооружением
MC.205N-2 - второй вариант "Орионе" с чисто пушечным вооружением

Кастольди понимал это изначально и вовсю работал над устранением этого недостатка - на базе старого аэродинамически чистого крыла в кратчайшие сроки было разработано и скрупулезно рассчитано новое, был удлинен и заново просчитан фюзеляж с целью сохранения продольной устойчивости истребителя, особенно на больших высотах, а также возвращения к нормальной центровке. И вот 1 ноября 1942 года на испытания вышел MC. 205N Orione - вариант с увеличенным до 11 метров размахом крыла и усиленным вооружением из 20-мм пушки и четырех 12,7-мм пулеметов. Именно "Орионе", по мнению Кастольди, и должен был стать тем самым истребителем-перехватчиком, вершиной эволюции "Фольгоре", если бы не спешка военных. На высоте семь километров он развил скорость в 627 км\ч, при этом по маневренности не уступая M.C.202 - очень достойный результат. А 19 апреля следующего года на испытания вышел следующий прототип уже с вооружением из четырех 20-мм пушек в крыльях. Именно эти машины должны были противостоять союзным "летающим крепостям" и сопровождавшим их "мустангам", "тандерболтам" и "лайтнингам" на высотах свыше семи километров. Однако в серию им попасть было не суждено - Италия капитулировала. По той же причине в стадии проектов и недостроенных прототипов остались еще более мощные MC.206 и MC.207.

Сохранившийся "Вельтро" с номером ММ.92166 - единственный сохранившийся изначальный, а не конверсионный MC. 205. Этот самолет успел повоевать и против и на стороне союзников, а затем еще и против израильтян на стороне Египта, после чего вернулся в Италию.
Сохранившийся "Вельтро" с номером ММ.92166 - единственный сохранившийся изначальный, а не конверсионный MC. 205. Этот самолет успел повоевать и против и на стороне союзников, а затем еще и против израильтян на стороне Египта, после чего вернулся в Италию.

Стоит ли говорить о "Вельтро" как о клоне немецкого "мессера" - думаю нет. Общего у них только мотор и пушка (увы, итальянцы так и не смогли создать своего добротного аналога MG-151/20). В остальном итальянская машина являлась вполне самобытной конструкцией в ряде аспектов, в частности по чистоте аэродинамических форм, превосходя творение "сумрачного тевтонского гения".

Источники: А. Харук "Соколы" Муссолини. Итальянские истребители Второй Мировой". Giorgio Apostolo - Gianni Cattaneo - Giovanni Massimello "Aermacchi C.205", Maurizio Di Terlizzi "Macchi C.205 Veltro", материалы из открытых источников в сети Интернет.

Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал и смотрите также прошлые публикации. И до новых встреч на "Историческом броневичке"

Возможно Вам будет интересно:

Истребитель Macchi C.202 "Folgore": итальянские молнии от Тобрука до Сталинграда