Вновь подарен мне дремотой
Наш последний звёздный рай –
Город чистых водомётов,
Золотой Бахчисарай
- это строчки из стихотворения Анны Ахматовой, повторяющее пушкинское по названию - «Царскосельская статуя» написано в 1916 году, через сто лет, как А.С.Пушкин смотрел на эту статую в садах Лицея. Оба стихотворения (Пушкина и Ахматовой) обращены к одной скульптуре екатерининского парка в Царском селе «Молочница с разбитым кувшином».
Анна Андреевна воспринимает эту бронзовую статую как живую. Она как будто немного завидует ей, так как на неё обратил внимание великий поэт и воспевал эту красавицу в своём стихотворении.
И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной…
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.
Стихотворение Анны Ахматовой подписано - Н.В.Н. Это обращение к реальному человеку. Адресатом стихотворения является поэт Николай Владимирович Недоброво. Память о дружбе с ним, восхищение его личностью Анна Ахматова пронесла через всю свою жизнь.
Стихотворение написано в октябре 1916 г. в Севастополе после свидания в Бахчисарае с Н. Недоброво, который приезжал туда из Ялты, где лечился от туберкулёза.
Бахчисарай известен ханским дворцом и его фонтанами, самый знаменитый из них – «фонтан слёз». У Ахматовой «задумчивость» воды соотносится и с состоянием людей, стоящих у фонтана, которые погружены в воспоминания.
А к царскосельским садам относится только слово отрада. Оно, конечно, встречается у Пушкина, но принадлежит общему литературному языку.
Стоит обратить внимание на то, что Бахчисарай назван городом «чистых водомётов». Водомёт – то же самое, что фонтан.
Там, за пёстрою оградой,
У задумчивой воды,
Вспоминали мы с отрадой
Царскосельские сады.
Царское Село – летняя резиденция русских царей, которая включает парковый комплекс с памятниками русской славы. Это и «город муз», и реальный населённый пункт, где училась в женской гимназии Аня Горенко, где директором мужской гимназии был поэт Иннокентий Анненский.
Царское Село – символ отечественной культуры. Царское село для нее это был особый мир.
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Это из ранних ее стихотворений. Она рано научилась передавать шорохи и плески царскосельского парка, где в холодную воду глядятся статуи из белого мрамора.
Холодный, белый, подожди,
Я тоже мраморною стану.
Ахматова и Недоброво были поэтами одного круга, они могли повторять вслед за Пушкиным: «Отечество нам – Царское Село», они дышали с ним одним воздухом и в Петербурге, и в Крыму. Интерес к русской истории и культуре был для каждого из них глубоко личным и поэтому стал частью их личных отношений.
Ахматовское стихотворение всё-таки даёт нам возможность увидеть героев со стороны: вот они бродят по Бахчисараю, навещают ханский дворец, быть может, цитируют Пушкина.
Первые строки:
Вновь подарен мне дремотой
Наш последний звёздный рай
уже задают тему воспоминаний.
И воспоминания не утешали, а, скорее, скрашивали боль предстоящей разлуки, у каждого тревожные ощущения своей судьбы (Ахматова была тогда тоже больна туберкулёзом, и многие её стихи этой поры пронизаны чувством близости смерти). Они оба больны, и мир вокруг них страшен: идёт Первая мировая война, хаос в стране. Но в этом стихотворении – ни слова о трагизме мира. Он и она любят жизнь и красоту, пока живы: «Наш последний звёздный рай…».
Всё-таки оба знают, что – последний. Стихотворение создаёт впечатление, что прощальная встреча заставила каждого сдерживать себя – может быть, чтобы не причинить боль другому.
На лебединый пруд слетаются не лебеди, а листы. И осень, как символ увядания природы, принесла свои красные листья «неспешно зреющей рябины» наперекор смерти:
Чтобы песнь прощальной боли
Дольше в памяти жила.
Ахматова ранена осенью и любовью. Трагизм времени, боль разлуки и даже сама смерть не могут уничтожить красоту человека и память о любви.
Читайте о творчестве А. Ахматовой здесь: