Найти в Дзене
Картины в деталях

Откровение "Мертвого Христа" Тайны искусства Андреа Мантеньи

"Мертвый Христос" Андреа Мантенья 1483 год.
"Мертвый Христос" Андреа Мантенья 1483 год.

Всех рада приветствовать на моем канале. И в предлагаю вашему вниманию разбор полотна, которое заслуженно считается самым необычным за всю историю живописи эпохи возрождения.

Это полотно Андреа Мантенья « Мертвый Христос» написанная художником приблизительно в далеком 1483 году.

Андреа Мантенья итальянский художник и яркий представитель раннего Возрождения. Считается, что он был одним из первых живописцев, который изобразил Христа, уже снятого с креста.

Изображение Христа на кресте с ранних времен было одним из наиболее распространенных мотивов в христианском искусстве. Оно символизировало жертвенную смерть Христа за грехи мира и служило напоминанием о его страданиях.

Но в своей работе Мантенья уходит от привычного сюжета и впервые изображает символический момент после распятия, когда Иисус был снят с креста и помещен в гробницу перед своим воскрешением. Этот момент символизирует надежду и спасение, представляя Христа не только как страдальца, но и как победителя, тем самым утверждая центральные доктрины христианства, такие как вера в воскрешение и вечная жизнь.

Уникальность полотна заключается в том, как именно художник изображает тело Христово. Его стопы буквально соприкасаются с нижним краем картины, а голова почти достигает верхнего, за счет этого возникает ощущение тесноты и ограниченного пространства.

Мантенья, создавая такое положение тела, столкнулся с вызовом в передаче пространственной перспективы. Он избрал амбициозный подход, используя чрезвычайно резкое перспективное сокращение и довольно низкую точку зрения. Это позволило ему создать впечатляющий эффект глубины и пространства на своей картине.

Изменение оттенка кожи и использование драматической перспективы для укорочения тела придают ему холодную и реалистичную атмосферу, схожую с холодной поверхностью каменного склепа.

В итоге такое размещение тела Христа на холсте стало одним из характерных элементов его стиля и внесло существенный вклад в развитие искусства эпохи Возрождения.

Мы видим, что ноги Христа кажутся маленькими относительно его головы. Так Мантенья создает акцент на голове главного персонажа, усиливая общую идею всего произведения.

Выражение на лице божьего сына является своего рода центром композиции. Создаться впечатление, словно он не мертв, а просто погружен в сон, это аллегорически выражает веру в воскрешение.

Несмотря на своё безмерное уважение к античной культуре и культу героев, Андреа Мантенья изображает тело Спасителя с особой скромностью, не используя той характерной для античности и живописи его эпохи пафосной возвышенности.

На этой картине он стремился придать Христу человеческую природу и выразить своё понимание идеи о том, что спасение доступно каждому. Его образ Христа, призван передать простоту и естественность. Этому способствуют угловатое худое лицо, широкая грудь, характерные для простых людей, а также натруженные и ступни, что говорит о его жизненном труде.

-2

При рассмотрении картины сразу привлекают внимание колотые сквозные раны от гвоздей на руках и ступнях Христа. Эти раны выступают важным символом для христианской традиции, напоминая зрителю о жертвенной смерти Христа и его боли за спасение всего человечества.

Кроме того, преобладающие бледные и приглушенные цвета на полотне, создают атмосферу скорби и траура, что усиливает эмоциональную глубину произведения и вызвать в зрителя глубокие эмоции и размышления о значении жертвы и спасения, что делает данное произведение не только художественным шедевром, но и мощным символом христианской веры.

На полотне ощущается атмосфера траура и горя, без ощущения какой-либо надежды или ожидания возможного божественного вмешательства и воскрешения.

Существует версия, что две плакальщицы, изображенные слева от Христа на картине, могли быть дописаны позднее. Возможно, что изначально на полотне, присутствовало только лишь мертвое тела Христа. Это предположение вносит интерес в интерпретацию произведения и вызывает вопросы о его эволюции и самом художественном процессе.

-3

Можно предположить, что добавление плакальщиц было сделано для усиления эмоциональной глубины картины и для создания контраста между их скорбью и спокойствием тела Спасителя. А также послужить созданию более эмоциональной интерпретации произведения.

Плачущие лица на полотне окутаны глубокой печалью, что четко видно по глубоким морщинам, оставленным временем и тяготами суровой жизни. Мы видим, что художник придает особенное значение прорисовке мелких деталей, поэтому крупные капли слез на щеках изображены потрясающе реалистично. Мантенья мастерски передает их светотень, объем и прозрачность, слегка утрируя размер, привлекая больше внимания к тяжелому и мучительному чувству скорби.

После смерти Мантеньи картина была обнаружена в его мастерской, и, вероятно, использовалась на его похоронах, как это часто бывало с произведениями художников. Однако, она позже была продана, чтобы погасить долги художника. Это вполне типичная судьба для многих произведений искусства, особенно после смерти художника

Позднее картина была куплена кардиналом Сигизмондо Гонзага и попала в коллекцию пинакотеки Брера в Милане в 1824 году. Это действительно интересный путь произведения искусства, который подчеркивает его историческое значение и ценность в глазах коллекционеров и историков искусства.

Примерно через сто лет после Андреа Мантеньи, его соотечественник Аннибале Карраччи принял вызов, создавая картину под названием "Мертвый Христос с орудиями страстей".

Его целью было не только не превзойти великого мастера эпохи Возрождения, но и продемонстрировать новое понимание темы.

"Мертвый Христос с орудиями страстей"  Аннибале Карраччи 1582 год.
"Мертвый Христос с орудиями страстей" Аннибале Карраччи 1582 год.

На картине Карраччи тело Иисуса изображено так, будто только что снято с креста. Многочисленные раны еще не зажили, из них течет кровь. Интересно, что на полотне Карраччи также как и в работе Мантенья, отсутствует нимб над головой Иисуса. Это свидетельствует о том, что художник также как и Мантенья обращается к более человеческому, земному аспекту личности Иисуса, привлекая внимание к его телесным и человеческим страданиям.

Однако, несмотря на человеческую сторону изображения, наличие орудий страданий над телом Иисуса, на полотне Карраччи, напоминает зрителю о его божественном предназначении и страданиях за искупление грехов человечества. Карраччи, как и Мантенья, продемонстрировал высокий уровень мастерства и глубокое понимание религиозных тем, сочетая их с художественным выражением. Но в совей работе Карраччи предпочел более естественное смещение тела Иисуса вбок, отказавшись от использования ощутимой перспективы, характерной для работы Мантеньи.

Это привело к изменению общей концепции композиции, в которой монументальность образа, созданная Мантенье, была утрачена. Однако художник ставил перед собой уже другие задачи, отражая изменения в восприятии искусства и вкусовых предпочтений своего времени.

Картина "Мертвый Христос с орудиями страстей", была написана созданная около 1582 года, сегодня находится в Штутгартской государственной галерее в Германии, представляет собой значимый памятник итальянского искусства эпохи Ренессанса и Барокко, отражая художественные тенденции и новаторство Карраччи в области композиции и изображения.

В завершении хочу добавить, что полотно Мантеньи является одним из редких проводников в далекий пятнадцатый век, где берет начало великая и прекрасная эпоха Возрождения.
С помощью таких гениальных произведений нам представляется уникальная возможность прикоснуться к истории и больше понять взгляды людей той эпохи, а также наблюдать эволюцию и развитие самой живописи.
Обязательно пишите свои мысли в комментариях, ставьте оценки и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые разборы гениальных произведений мировой живописи.