Найти тему
Евгений Бушков

Ночь и утро на берегу Хар Нуур.

Вечером, поужинав, попробовал сразу лечь в кровать и хоть немного поспать. К полуночи поднялся, оделся потеплей и вышел наружу. Ночь бодрила прохладой, на небе ярко светили звезды, луна к этому времени должна была опуститься за горизонт. Поскольку никто не изъявил желания ко мне присоединиться, зашагал вверх по знакомой дороге в одиночестве.

Меж скал.
Меж скал.

Ближе к вершине началась галерея скальных выступов, тропка вилась меж них, постепенно поднимаясь дальше и дальше. Сделал несколько пробных снимков. Дошел до понравившейся накануне площадки с каменными 'пальцами', стал компоновать кадр, пытаясь разместить Млечный Путь между ними.

Вид на Млечный Путь.
Вид на Млечный Путь.

Для каждой показанной тут ночной картинки со звездами приходится делать несколько снимков с разной экспозицией (для неба, для земли), фокус-стекингом (фокусировка по переднему, заднему и промежуточным планам и точкам), потом это все собирать вместе на компьютере. Процесс не быстрый, увлекательный.

Милки вэй и кустик травы.
Милки вэй и кустик травы.

Находишься в определенном ритме и настрое, недостаток видимости компенсируется разными звуками и настораживающими шорохами, подстегивая возбуждение от ночных видов, холодного воздуха и нехватки сна. Стоишь, вглядываясь расширенными зрачками в окружающие пространства, разминая стынущие пальцы, дожидаясь окончания очередной экспозиции...

Часть галактики на востоке.
Часть галактики на востоке.

У времени в таком состоянии своя стремительная скорость. Вот уже на востоке стало светлее, появился чуть заметный розовый окрас. Это видно на снимке выше. Над камнями можно разглядеть яркий звездный кластер - туманность Андромеды.

Глядя на раскинувшуюся ленту звезд Млечного Пути от горизонта до горизонта, я гадал, какое же фокусное расстояние нужно, чтоб включить в кадр все это великолепие на фоне озера внизу. На тот момент я еще не догадался о возможности склеивания панорам звездного неба - так же, как это привык делать в дневное время...

Однако пора спускаться в лагерь, если я хочу вернуться на это место на рассвете. Сложил технику в рюкзак, зашагал вниз при свете налобного фонарика.

Группа скальных 'пальцев'.
Группа скальных 'пальцев'.

Через 2-3 часа после короткого полу-сна был снова на знакомой площадке. На этот раз со мной пришел встречать рассвет Андрей. Набор высоты примерно в 150 метров совершил уже третий раз за последние 8 часов.

Рассвет с кустиком акации.
Рассвет с кустиком акации.

От чистого ночного неба не осталось и следа, облака застилали горизонт, всходившее солнце лишь изредка проглядывало сквозь их завесу.

Дорожка света.
Дорожка света.

Хар Нуур нельзя назвать простым для съемки рассветных и закатных пейзажей. Растительность у воды практически отсутствует, берега окружают низкогорье и пески, приходилось включать фантазию, например, применяя длиннофокусные объективы.

Вид на противоположный берег озера.
Вид на противоположный берег озера.

Когда утренний свет, едва начавшись, начал стремительно гаснуть, поднял в воздух свой старенький дрон. Над озером плыл спускающийся с южных верховий туман, тут он превращался в относительно низкие плотные облака.

Туман над озером.
Туман над озером.

Так выглядит вся локация с воздуха. Горные образования слева, где нахожусь я, не раз упомянутый ранее язык дюн, который опускается в пресную воду Хар Нуур, справа. Кемпинг находится в основании маленького озерка между ними.

Общий вид на локацию с дрона.
Общий вид на локацию с дрона.

Послал дрон и в сторону пустыни, с которой между горных склонов спускается вниз язык. Сделал панораму с плотным сгустком облаков над вершинкой:

Пески и низкие облака.
Пески и низкие облака.

Нужно было уже возвращаться в лагерь, где нас ожидали завтрак, сборы и отъезд от Улаагчийн Хар Нуур. Поскольку спал урывками в перерывах между съемками, все утро ходил как зомби. Позже в движении периодически обнаруживал себя на левом переднем сидении Делики, по привычке хватался за руль - и ... не находил его. Сбоку на меня неодобрительно косился водитель Роман: мол, не там ищешь.

Бирюза.
Бирюза.

Двигаясь на машинах по дороге вдоль озера, сделали пару остановок. При виде с дрона вода на небольшой глубине меняла цвет, оттенки отливали изумрудным и бирюзой. Читал в интернете, что Хар Нуур - второе по площади пресноводное озеро Монголии.

Клушицы на крыше дома.
Клушицы на крыше дома.

Последнее фото - немного не в тему заметки, но подходит по хронологии поездки. Это клушицы (Red-billed Chough), или Pyrrhocorax pyrrhocorax (лат.). Невиданная мной до поездки в Монголию разновидность врановых. Первый раз я заметил этих кросноклювых птиц прямо на таможенном переходе, где они привлекли внимание резкими криками. Конечно, я не стал в таком месте доставать фотоаппарат. А вот снять удалось на крыше одного дома в деревне, куда мы заехали набрать питьевой воды. По описанию, клушицы обитают в горной местности, питаются беспозвоночными, разными плодами и семенами. Выделяются черным блестящим оперением и серповидным красным клювом.