Сегодня очень распространена тема о том, что, мол, раньше все строили по мудрым заветам предкам, всё стояло веками, строители с пелёнок знали все правила славянского кодекса домостроения и никогда не ошибались. Современные же строители только и делают, что косячат, да занимаются исправлением допущенных ошибок.
Это всё... так... и не так одновременно!
Не верите?
А если расскажу?
Построил один мой хороший знакомый дом. Очень добротный, качественный дом из кирпича. Во многом начитавшись моих статей про мансарды и прочие неудобства многоэтажных домов, специально решил сделать дом в один этаж. Чердачное перекрытие утеплил очень плотной минватой толщиной 30 сантиметров, по фасаду утепление внутри стены ещё 10 см.
Дом получился на славу, тёплый, красивый, летом прохладно, зимой тепло. Да вот беда, во время первой зимней оттепели дом заплакал. С потолка в буквальном смысле этого слова потекли ручьи. Звонкая капель раздавалась не только на улице, но и внутри дома, барабаня по натяжным потолкам.
Когда хозяин дома с вызванной бригадой строителей залез на чердак... их взорам предстала индивидуально организованная "весна". Всё подкровельное пространство было в сырости, кое-где по дереву уже шла плесень.
Когда оттепель закончилась и в гости к уральцам пришёл Дед Мороз, снова залезли на чердак, а там... всё было покрыто инеем. Теплый воздух оседал на всех поверхностях чердака и замерзал красивой снеговой шубой. Стало ясно, что следующая оттепель вызовет в доме настоящий дождь.
Со всей очевидностью встал вопрос, которым в своё время мучился Чернышевский, Герцен и даже Ленин:
Как быть и что делать?
Экспертиза показала, что подкровельная мембрана не справляется с отводом пара и не хватает вентиляции между покрытием кровли и мембраной.
И понеслось: вскрыли крышу, сняли всё до основания, оставив стропила, затянули новой, очень дорогой плёнкой марки Delta (15 тысяч за рулон), сделали вентзазор, поставили металл, а на коньке организовали систему отвода пара при помощи сотового аэратора.
На второй год в самые сильные морозы строители приехали на отремонтированный объект, чтобы убедиться в отсутствии проблем. Да, инея не было, однако под кровлей было, как бы помягче выразиться, сыровато. Поэтому, чтобы быть на 100% уверенными в отсутствии вообще каких бы то ни было проблем прямо в январе строители полезли на крышу и сделали ещё несколько скатных вентилей ценой в половину почки... каждый.
Знакомый облегчённо выдохнул, так как больше никаких проблем дом не доставлял.
Итого на устранение сырости в чердачном пространстве было потрачено: нервы, время, полтора года разборок со строителями, 470 тысяч денег.
Между тем, эту проблему можно было решить намного более бюджетным способом, который придумали... 200 лет назад.
После победы в Войне 1812 года над французами и повторной раздачи люлей Наполеону в 1815 году императору Александру I пришла в голову одна очень здравая мысль: Европа никогда не успокоится в попытках незвано прийти в гости. Поэтому расслаблять булки не следует и нужно прямо в Москве организовать место, где офицеры могли бы упражняться в строевой подготовке.
Плюс можно было бы это место как-то связать с одержанными победами. И в 1817 году по проекту... испанца Августина Бетанкура в Москве строится Экзерциргауз, который все сейчас знают под названием... Манеж.
Здание в классическом стиле построили в максимально короткие сроки при помощи бесплатной рабсилы. И, нет это не были граждане юных республик, это были крепостные крестьяне, которыми лично руководил строитель-испанец.
Единственное, что не учёл Бетанкур, так это то, что Россия - не Испания. Как говорится ТУТ это вам не ТАМ. Что хорошо в России, то иностранцу испанский стыд.
Так оно и получилось: летом в жару металлическая крыша здания нагревалась так, что все люди внутри чувствовали себя курочками-гриль. А поскольку прямо в здании некоторые офицеры имели честь ездить на лошадях... то амбре от сотен потных мужиков и таких же лошадей стояло такое... как в школьной раздевалке при спортзале.
Зимой же приключилась ещё одна оказия... то самое амбре в виде пара оседало на конструкциях крыши и при малейшей оттепели капало на головы находящихся внутри людей. Сначала это дело пытались замять, и почаще открывали двери, однако кто-то заинтересованный пожаловался самому Александру I, который приказал всё исправить, иначе испанца депортируют обратно в свою захудалую испанщину.
Как исправить проблему без сноса всей крыши придумал совершенно не испанец, а русский плотник Пётр Слухов, который занимался в то время кровельными работами по матушке-Москве. Короче говоря, он был самозанятым-строителем.
Именно Пётр Слухов придумал прорезать в каждом скате крыши отверстия и установить там окна (люкарны), которые можно было бы приоткрывать и горячий воздух летом, пар - зимой, могли бы беспрепятственно выходить наружу.
Конструкция оказалась настолько эффективной, что такого рода кровельные окна получили названия... слуховых.
С того времени практически все здания в Российской империи начали строиться со слуховыми окнами в кровле либо во фронтонах. Благодаря разрежению воздуха в подкровельном пространстве, либо естественному сквозняку, ветру, пар и нагретый воздух могут эффективно удаляться их под крыши без дорогущих плёнок, аэраторов, вентилей и прочих дорогостоящих приблуд.
А теперь вопрос: если есть проверенное веками решение, то зачем сегодня городить дорогие конструкции на крыше. Наверное, потому, что объём проданных товаров для вентиляции кровли оценивается в России примерно в 150-170 миллиардов рублей ежегодно? А ведь их ещё нужно установить на крышу, что обходится хозяину даже дороже самих материалов.