Найти тему
Знакомьтесь, Вадик!

Котлас: Северная Двина, Печорская магистраль и динозавры.

Оглавление

Приветствую!

Сегодня побываем с вами в Котласе, историческом городке в юго-восточной части Архангельской области. Для себя я впервые открываю этот город, хотя до этого была возможность побывать здесь даже несколько раз, однако постоянно планы менялись, и вот только сейчас я попал в это место.

Начнем с истории Котласа

В давние времена на месте Котласа, как указано в исторических источниках, находилось фино-угорское поселение Пырчас, располагавшееся на слиянии рек Вычегда и Северная Двина. Сам же Котлас возник неподалеку от этого селения, как рабочий посёлок при одноименной железнодорожной станции, которую построили в конце XIX века, когда была построена Пермь-Котласская железная дорога. К слову, железную дорогу построили специально по Указу Императора Николая II, чтобы наладить товарооборот между Сибирью и северными районами России. Пути подходили к пристани Котлас на берегу Северной Двины, где товары перегружали на корабли и отправляли в сторону Архангельска.

Пристань Котлас на берегу Северной Двины. Фото из открытых источников
Пристань Котлас на берегу Северной Двины. Фото из открытых источников

Название Котлас происходит от одноименной речки, на которой построили посёлок (также фигурирует название реки Котлошанка). в 1917 году постановлением Временного правительства рабочему посёлку Котлас был присвоен статус города.

Привокзальное окружение

При выходе из поезда на станции Котлас-Южный нас встречает здание вокзала образца 1957 года.

Станция Котлас-Южный, вид с моста
Станция Котлас-Южный, вид с моста

На выходе с вокзала, на привокзальной площади между вокзалом и речным портом нас встречает паровоз-памятник серии Л, который в свои годы трудился на северном участке.

-3

А у самого вокзала красуется памятник Ильичу.

Но помимо этого, здесь же нас встречает и первый кот, "дежурный по вокзалу", но про котов чуть позже.

-4

После краткого ознакомления с привокзальной территорией было решено позавтракать. В здании местной автостанции находилось кафе "Солянка", куда мы и зашли перекусить. Конечно, "Солянку" сложно назвать кафе, это скорее буфет с несколькими столиками, меню не особо шикарное, но вот котлеты уж очень сильно отдавали луком, прям характерный вкус и запах, которые перебивали мясо. Ну, на 5 из 10 потянет, чисто за выпечку и чай (ИМХО).

Северная Двина

Котлас основной частью стоит на берегу Северной Двины, которая простилается по всей территории Архангельской области, впадая в Белое море, на берегу которого стоит город Северодвинск, где базируются подводные лодки Северного морского флота.

Как сказал выше, к берегам Северной Двины была проложена железная дорога из Вятки, являвшаяся частью Пермь-Котласской, а позже Печорской ж/д. Со временем появилась современная станция Котлас, откуда по сей день уходят поезда на Воркуту, Киров и Москву.

В советские годы был построен современный речной вокзал. От железнодорожного вокзала до него пройти буквально пару сотен метров.

В наше время, в 2000-х годах речной вокзал, возможно, ещё действовал. На моей странице в ВК под фотографиями пристани один из пользователей рассказал, что в 2005-2006 годах в здании речного вокзала располагалась гостиница, однако, там был платный душ, и проще было окунуться в реку, чем платить за данную услугу.

К сожалению, сегодня здание вокзала является заброшенным, а сама пристань находится в плачевном состоянии. Однако, могу предположить, что в летний период здесь останавливаются речные небольшие грузопассажирские суда.

Здание речного вокзала.
Здание речного вокзала.

Приезд в Котлас выпал на 10-е числа апреля. В этот день погода с утра была не комильфо, с реки задувал холодный ветер, а температура с утра была в районе одного градуса.

Северная Двина с пристани
Северная Двина с пристани
-7
-8
-9
-10

По всей территории пристани был разбросан разный мелкий мусор, а также битое стекло, которое может впиться в подошву или попасть в ногу, если ходить в тапочках. Стены пристани разрисованы баллончиком. Все говорит о том, что здесь любит тусоваться местная буйная молодежь.

Площадка на пристани
Площадка на пристани

Двинопарк

В нескольких сотнях метров от пристани находится котласский Двинопарк. Это парковая зона на берегу Северной Двины, где представлены фигуры древних рептилий, якобы обитавших в своё время в данной местности.

-12

Еще удивил тот факт, что в столь небольшой городке имеются даже велодорожки с разметкой и знаками, чего нет в моем родном Кирове.

-13

Думаю, летом здесь гуляет больше жителей, ведь в такой холод, как был в день моего визита, можно запросто простыть.

Памятник Северо-Двинской флотилии
Памятник Северо-Двинской флотилии
-15
-16
-17

После осмотра Двинопарка решили двинуться дальше, в основную часть Котласа.

Вот так выглядела площадь между вокзалом и портом в апреле. Грязюка. Но было видно, что здесь проводили строительные работы, как я понял, укладывали пешеходные дорожки, так как они выглядели свежими, а вокруг был песок.

-18

В центр города решили пройти по Горбатому мосту, который находится по левое плечо от привокзальной площади, если смотреть на пристань, примерно в полукилометре от вокзала. Проходим мимо храмового комплекса рядом с лицеем. А метров через 300 выходим к Горбатому мосту.

-19

Горбатый мост

Горбатый мост был построен в 1960 году, чтобы обеспечить транспортную разгрузку между двумя частями города. Однако, в связи с износом, в 2016 году мост был закрыт для движения, но в 2020 году провели его реконструкцию и сделали полностью пешеходным.

-20

Мост оборудован красивыми фонарями и местами для сидения.

-21
-22

Вид с моста на улицу Виноградова.

-23
-24

С пешеходного моста открывается вид на железную дорогу, расположенную под ним, а также на расположенный вдали мелькомбинат, который, судя по всему, находится в нерабочем состоянии.

-25
-26

Основной город

На выходе с моста нас встречает деревянная стелла-скамейка в виде названия города.

-27

Вид на Горбатый мост со стороны.

-28

Буквально в сотне метров от моста есть небольшой сквер со скамейками и прикольными скульптурами животных из искусственного газона.

-29

БОльшая часть домов Котласа - это старенькие "сталинки" и "хрущевки", однако заметил, что сейчас в городе строят новые малоэтажные дома, а также дома свыше 5 этажей.

-30

По этому зданию становится понятно, что это пожарная часть с воротами сразу на дорогу.

-31

Откуда уходит цивилизация, туда приходит... "Пятерочка". Здание, бывшее когда-то культурным заведением, теперь оккупировано супермаркетом фирмы "Х5".

.
.

Недалеко от "Пятерки" располагается Площадь Советов и здание Администрации Котласа....

-33

...А рядом прекрасный сквер с фонарями и скамейками.

-34

Если стоять лицом в "5-ке" и повернуть налево, на улицу Мелентьева, то подаем в парк рядом с КДЦ.

-35

В этом же парке находятся стеллы с именами котлашан-фронтовиков времен ВОв и Вечный огонь.

-36
-37

Северо-Печорская магистраль

Примерно к 11 часам утра погода стала немного теплее, отчего гулять по Котласу стало поприятнее. Даже стало заметно больше людей на улицах.

И вот пройдя несколько сотен метров от парка, мы подошли к зданию исторического масштаба.

Большое здание, выполненное в стиле "сталинское барокко", с надписью с лицевой стороны "УПРАВЛЕНИЕ ПЕЧОРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ".

-38

Как я сказал в начале статьи, тогда ещё рабочий посёлок Котлас являлся конечным на маршруте Пермь-Котласской железной дороги, которая была открыта в 1899 году. Тогда ещё не существовало современной железнодорожной станции Котлас, а вместо неё железнодорожные пути подходили прямо к пристани, на берег Северной Двины, где происходила перегрузка товаров с поездов на корабли с последующей отправкой их в сторону Архангельска, Санкт-Петербурга и Москвы.

-39

В 1937 году приказом НКВД начали строительство сети железных дорог от Котласа в сторону Воркуты и Коноши, позже эти участки, а также участок Котлас-Гирсово вошли в единую сеть. Железная дорога стала структурой Министерства путей сообщения СССР, её строительством занимались заключённые ГУЛАГа, движение поездов открыто в 1942 году, а сама железная дорога получила название «Северо-Печорская магистраль» (по названию реки Печора). Управление железной дорогой как раз и расположилось в Котласе. В первую очередь Печорская магистраль служила для вывоза угля с воркутинских месторождений, газа и леса.

В 1959 году Печорская магистраль вошла в состав Северной железной дороги. Сегодня в здании управления Северо-Печорской магистрали находится Лицей № 1 г. Котлас.

И еще зеленые скульптуры

Недалеко от лицея №1 также находится сквер с фигурами из искусственного газона (или как там этот материал называется).

-40
-41

Снова городские пейзажи

Прежде чем продолжить изучать Котлас, мы вынужденно вернулись на вокзал, но через 15 минут продолжили прогулку по этому городку.

А вернуться в город мы решили другим путем, по пешеходному мосту рядом с вокзалом.

С моста открывается вид и на станцию, и на локомотивное депо, и на сам город.

К слову, локомотивное депо Котлас располагается в посёлке Вычегодский, недалеко от Котласа, на станции Сольвычегодск. А в самом Котласе находится оборотное депо, где проходят облуживание пассажирские тепловозы.

-42

Вид на вокзал.

-43

Вид на улицу.

-44

Пятиэтажки.

Еще добавлю, что определённого маршрута для прогулки по Котласу у нас не было, мы шли, куда глаза глядят. Однако, некоторые интересующие места пришлось искать по картам. Спасибо интерактивным картам, где указаны все объекты.

-45

Пройдя Н-ное количество времени, мы вышли на широкую улицу, как позже узнал, это проспект Мира.

-46

Чем проспект меня немного удивил, так это его необычным видом. Дело в том, что широкое пространство хоть и застроено по обе стороны, но, однако, разделено на две части: с одной стороны проходит автомобильная дорога, а на другой стороне расположилась пешеходная зона со скамейками и торговые ряды.

-47

И тут ФИГАСЬ(!), САМОЛЁТ! Удивился, хотя поблизости нет ни одного авиа-машиностроительного завода, который бы занимался выпуском самолетом или деталей к ним.

Но правда оказалась интереснее.

Дело в том, что в Советские годы на месте проспекта Мира располагалась взлетно-посадочная полоса и аэродром Котлас-1, а Як-40 стал выполнять рейсы в Котлас с 1969 года. Однако, город стал расстраиваться, и аэродром мешал застройке. В итоге он был закрыт в 1969 году, а весь трафик авиации был направлен на вновь построенный аэродром Котлас-2, который ныне действует как полноценный аэропорт.

-48

Дома и пешеходная зона.

-49
-50

Панелька.

-51

Самолет Як-40.

-52

Котлашане на прогулке.

-53

Этот же самолётик.

-54
-55

А на этом я завершаю первую часть своего рассказа про визит в Котлас.

Так как Дзен ограничивает количество иллюстраций в одной статье, то придется делить материал на несколько частей. Поэтому продолжу повествование во второй части, которая совсем скоро появится на канале.

Спасибо большое, что дочитали! Буду рад пальцам вверх и обсуждениям в комментах. Всех обнял!

Телетайп

Группа в ВК