Следует напомнить, что молитва «Отче наш» - это единственная молитва продиктованная людям непосредственно Богом. В этом ее уникальность и в этом ее значимость.
Говорить о ней нужно в контексте того, что было сказано Господом Иисусом Христом в Нагорной проповеди непосредственно до нее.
А там содержатся два предупреждения:
- не многословить в молитве
и
- молиться в тайне.
Не многословить – это не значит, что молитвы всегда должны быть краткими. Сам Иисус Христос, как известно, иногда молился целыми ночами напролет.
Не многословить – это касается прежде всего содержания. Не выпрашивать многочисленных земных благ, как делали язычники (увы – как делаем и мы, современные «христианские» язычники), которые думали, что если что-то не упомянуть в молитве, то их боги не услышат и не выполнят просимое.
Да – не в этом главная цель любой молитвы и главной христианской молитвы – молитвы «Отче наш».
И повеление о молитве «в тайне» тоже не означает, что запрещены все общественные молитвы. Иисус Христос присутствовал и при храмовых богослужениях, и каждую субботу посещал молитвенные собрания в синагогах.
Опять же – не в этом дело. Общественные молитвы нужны и важны, но и в них должно быть нечто главное, что должно содержаться в любой молитве и в молитве «Отче наш».
Что это? Что есть главная цель молитвы? Что есть главная цель молитвы «Отче наш»?
Если мы внимательно присмотримся в самой молитве «Отче наш» и ее прошениям, то убедимся, что в них есть только одно прошение о земном – «о хлебе насущном»:
«Хлеб наш насущный дай нам на сей день». Мф. 6.11.
И все! Все остальные прошения имеют духовный или нравственный характер.
Опять же – не в бровь, а в глаз большинству наших молитв всегда, когда мы молимся не по молитвослову, а пытаемся сформулировать свои собственные нужны.
Нам бы справить свои земные потребности и решить земные проблемы, а с духовными и нравственными по самодеянности мы надеемся справиться сами.
Но не в этом подает нам пример наш Господь. Прошения, которые он формулирует для нас и за нас – носят духовный характер и опять же показывают на главное, что должно быть в молитве.
Итак, что же это главное? В чем главная цель молитвы «Отче наш»?
А она сформулирована уже в самых первых прошениях.
В чем смысл возглашений: «да святится имя Твое», «да придет Царствие Твое», «да будет воля Твоя»?
А только в одном, по мнению большинства святых отцов, – в присутствии Бога в жизни христианина.
Причем, не в будущей жизни, не в той вечной жизни, которая наступит после смерти. Нет. Здесь и сейчас.
Вот о чем должен молиться христианин, в этом должна заключаться главная цель его молитв и молитвы «Отче наш».
Бог должен наполнить и обожить твою жизнь в максимальной степени.
Присмотритесь:
«Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Мф. 6.10.
На небе есть и Царство Божие, и воля Божья исполняется беспрекословно.
Этого нет в нашей жизни. Но именно об этом мы и должны молиться. Чтобы то, что есть на небе, заполнило нашу жизнь и здесь, на земле.
Таким образом, если сказать кратко:
Главная цель молитвы «Отче наш» - присутствие Бога в нашей жизни.
Другие прошения этой молитвы нужно рассматривать как условия или следствия этого присутствия.
Во-первых, чтобы Бог наполнил твою жизнь, ты должен прощать всех твоих должников, как Бог прощает Своих должников, коими мы и являемся.
Во-вторых, если ты так будешь поступать, то сатане уже не будет места в твоей жизни. Там где, присутствует Бог, не может присутствовать сатана.
И тогда последнее прошение будет следствием главного – максимально полного обожения твоей жизни.
В общем, подведем итог.
Цель любой молитвы – это призвание Бога в нашу жизнь, и молитва «Отче наш» делает это в наибольшей степени.
Не хочется возвращаться к нашим молитвам, но – увы! – приходится это сделать.
Ведь мы действительно чаще всего просим именно того, что просили и просят язычники.
Мы хотим, чтобы Бог по Своему всемогуществу выполнял наши просьбы, но при этом в саму нашу жизнь не вступал и не вмешивался в нее.
Мы как в той пушкинской сказке вместе с глупой бабой мечтаем, чтобы Бог был у нас в виде «золотой рыбки», и использовать Его «на посылки».
Тогда нам не стоит молиться «Отче наш». Точно не стоит…