Начну с печального. В кругах движения сюрреалистов женщины идеализировались в качестве муз, жен, любовниц а не уважались за их собственные качества. Так утверждает историк искусства Уитни Чадвик.
Не поэтому ли так мало известно о женщинах - художницах, которые стояли у истоков возникновения сюрреализма. А ведь они были. Со своими идеями, пробами и ошибками, своими работами.
Сегодня разговор о Валентине Гюго, которая примкнула к парижской группе сюрреалистов в начале 30-х годов прошлого века.
Дочь профессионального художника Огюста Гросса и Зели Демлен Валентина Мари Огюстин Гросс родилась в 1887 году в Булонь-сюр-Мер, городе на севере Франции.
Понятно, что у неё с детства были интерес к рисованию. В 1907 году она поступила в Школу изящных искусств в Париже и училась в мастерской Жака Фернана Гумберта.
А еще Валентина любила музыку и танец, и даже некоторое время она занималась танцами, прошла ряд курсов танцовщицы.
Валентина была вхожа в закулисье театра, что позволило ей познакомиться с людьми, сыгравшими впоследствии важную роль в её жизни.
Работа с театром предоставила Валентине Г много возможностей для развития её творчества. Она часто делала зарисовки балетной хореографии.
В 1913 году она представила свои работы в фойе Театра Елисейских полей во время премьеры "Весны священной".
Своего будущего мужа Жана Гюго, правнука известного французского писателя Виктора Гюго, Валентина Гросс встретила во время войны, в 1917 году. В 1919 году они поженились. Супруги Гюго вместе работали над созданием костюмов и декораций для театральных постановок.
Все изменилось, когда Валентина в 1926 году познакомилась с сюрреалистами и увлеклась их идеями.
Муж художницы, Жан Гюго никогда не интересовался сюрреалистическим движением, и начиная с 1929 года супруги живут отдельно.
Вот одна из работ художника Жана Гюго.
В 1932 году они развелись, но до самой смерти сохранили хорошие отношения. Детей у них не было, поэтому и расставание произошло вполне мирно.
А Валентина, которая оставила фамилию мужа, и до конца жизни оставалась Валентиной Гюго, погрузилась в мир сюрреализма.
Конечно же, её работы соответствовали тем идеям, что проповедовали "ранние" сюрреалисты.
В мае 1932 года она переезжает жить в тот же дом, где живут Поль Элюар и Андре Бретон.
В это время у Валентины Гюго случился бурный роман с Андре Бретоном. Вообще-то, они были уже давно знакомы, с 1917 года. Но после расставания с мужем, Валентина смогла отдаться своим чувствам.
Но все закончилось быстро. Их близкие отношения были недолгими, и продолжались в период между июлем 1931 года и маем 1932 года. 8 мая 1932 года, после ссоры с Бретоном, Гюго предприняла попытку самоубийства. Сожалея о своих действиях, она позвонила Элюару, и у него было достаточно времени, чтобы приехать и спасти ей жизнь.
После этого события отношения Бретона и Гюго остаются напряженными до 9 сентября, когда Валентина, дав пощечину Бретону, окончательно порывает с ним. Отныне они видятся лишь во время групповых встреч сюрреалистов. Бретон никогда не упоминал Гюго.
Валентина Гюго продолжала выставляться. Её работы были представлены на крупных выставках сюрреалистов в Париже и Нью-Йорке.
Но начиная с 1940 года Валентина Гюго переключилась на работу над иллюстрациями книг, для которых она также иногда снабжала текстами, и проектами костюмов и декораций для театра.
В свои последние годы Валентина Гюго жила одна и в бедности, вынужденная распродавать книги и картины. Была даже организована продажа архивов в 1963 году, чтобы облегчить финансовые трудности.
Ко времени её смерти в 1968 году многих из её друзей уже не было в живых. Умерла в день своего рождения 16 марта 1968 года.