Найти тему
Картины рассказывают...

Валентина Гюго. Художница, жена художника

Начну с печального. В кругах движения сюрреалистов женщины идеализировались в качестве муз, жен, любовниц а не уважались за их собственные качества. Так утверждает историк искусства Уитни Чадвик.

Не поэтому ли так мало известно о женщинах - художницах, которые стояли у истоков возникновения сюрреализма. А ведь они были. Со своими идеями, пробами и ошибками, своими работами.

Сегодня разговор о Валентине Гюго, которая примкнула к парижской группе сюрреалистов в начале 30-х годов прошлого века.

Портрет Валентины Гюго, 1947. Фотограф Ман Рэй.
Портрет Валентины Гюго, 1947. Фотограф Ман Рэй.

Дочь профессионального художника Огюста Гросса и Зели Демлен Валентина Мари Огюстин Гросс родилась в 1887 году в Булонь-сюр-Мер, городе на севере Франции.

Понятно, что у неё с детства были интерес к рисованию. В 1907 году она поступила в Школу изящных искусств в Париже и училась в мастерской Жака Фернана Гумберта.

А еще Валентина любила музыку и танец, и даже некоторое время она занималась танцами, прошла ряд курсов танцовщицы.

Валентина была вхожа в закулисье театра, что позволило ей познакомиться с людьми, сыгравшими впоследствии важную роль в её жизни.

Работа с театром предоставила Валентине Г много возможностей для развития её творчества. Она часто делала зарисовки балетной хореографии.

Портрет Айседоры Дункан, 1913
Портрет Айседоры Дункан, 1913
Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина в «Призраке Розы» Карла Марии фон Вебера, 1913
Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина в «Призраке Розы» Карла Марии фон Вебера, 1913
Михаил Фокин в "Шехерезаде", 1913
Михаил Фокин в "Шехерезаде", 1913

В 1913 году она представила свои работы в фойе Театра Елисейских полей во время премьеры "Весны священной".

Своего будущего мужа Жана Гюго, правнука известного французского писателя Виктора Гюго, Валентина Гросс встретила во время войны, в 1917 году. В 1919 году они поженились. Супруги Гюго вместе работали над созданием костюмов и декораций для театральных постановок.

Все изменилось, когда Валентина в 1926 году познакомилась с сюрреалистами и увлеклась их идеями.

Муж художницы, Жан Гюго никогда не интересовался сюрреалистическим движением, и начиная с 1929 года супруги живут отдельно.

Вот одна из работ художника Жана Гюго.

Жан Гюго. Разговор у колодца, 1934
Жан Гюго. Разговор у колодца, 1934

В 1932 году они развелись, но до самой смерти сохранили хорошие отношения. Детей у них не было, поэтому и расставание произошло вполне мирно.

Сон (Автопортрет), 1929
Сон (Автопортрет), 1929

А Валентина, которая оставила фамилию мужа, и до конца жизни оставалась Валентиной Гюго, погрузилась в мир сюрреализма.

Портреты Поля Элюара, Андре Бретона, Тристана Цары, Рене Шара, Бенжамена Пере, Рене Кревеля, 1932
Портреты Поля Элюара, Андре Бретона, Тристана Цары, Рене Шара, Бенжамена Пере, Рене Кревеля, 1932

Конечно же, её работы соответствовали тем идеям, что проповедовали "ранние" сюрреалисты.

Exquisite Corpse, 1930
Exquisite Corpse, 1930
Cadavre Exquis, 1930
Cadavre Exquis, 1930

В мае 1932 года она переезжает жить в тот же дом, где живут Поль Элюар и Андре Бретон.

Портрет Поля Элюара, 1932
Портрет Поля Элюара, 1932

В это время у Валентины Гюго случился бурный роман с Андре Бретоном. Вообще-то, они были уже давно знакомы, с 1917 года. Но после расставания с мужем, Валентина смогла отдаться своим чувствам.

Портрет парижских влюбленных Гюго и Бретона, 1930
Портрет парижских влюбленных Гюго и Бретона, 1930

Но все закончилось быстро. Их близкие отношения были недолгими, и продолжались в период между июлем 1931 года и маем 1932 года. 8 мая 1932 года, после ссоры с Бретоном, Гюго предприняла попытку самоубийства. Сожалея о своих действиях, она позвонила Элюару, и у него было достаточно времени, чтобы приехать и спасти ей жизнь.

После этого события отношения Бретона и Гюго остаются напряженными до 9 сентября, когда Валентина, дав пощечину Бретону, окончательно порывает с ним. Отныне они видятся лишь во время групповых встреч сюрреалистов. Бретон никогда не упоминал Гюго.

Три ангела, 1935
Три ангела, 1935

Валентина Гюго продолжала выставляться. Её работы были представлены на крупных выставках сюрреалистов в Париже и Нью-Йорке.

Сюрреалистический пейзаж, 1938
Сюрреалистический пейзаж, 1938

Но начиная с 1940 года Валентина Гюго переключилась на работу над иллюстрациями книг, для которых она также иногда снабжала текстами, и проектами костюмов и декораций для театра.

Женский портрет, 1948
Женский портрет, 1948

Орфей, 1950
Орфей, 1950
Роза, 1952
Роза, 1952

В свои последние годы Валентина Гюго жила одна и в бедности, вынужденная распродавать книги и картины. Была даже организована продажа архивов в 1963 году, чтобы облегчить финансовые трудности.

Ко времени её смерти в 1968 году многих из её друзей уже не было в живых. Умерла в день своего рождения 16 марта 1968 года.