Обзор немецких медиа
🗞(+)Berliner Zeitung в статье «Путешествие в Россию с препятствиями: Что я испытал во время поездки в Калининград» рассказывает, что туристическое агентство не хочет продавать билеты в Россию «по этическим соображениям». Путешествие в Калининград - неудобное, но того стоящее. Отчёт о впечатлениях. Уровень упоротости: умеренный 🟡
Моя последняя поездка в Россию была 16 лет назад. Я отправился в Санкт-Петербург на неделю со специалистом по путешествиям по России. Уже тогда Россия была относительно экзотическим направлением для немцев. Я был там во время знаменитых «белых ночей» и пережил несколько запоминающихся эпизодов в городе. Однако отчёт о поездке, который я тогда написал, так и не был напечатан.
Новый пункт назначения: Калининград, бывший Кёнигсберг. Он находится примерно в 600 километрах от Берлина. Вместо поездки на машине я хотел совершить спокойное путешествие на поезде. Но на мой вопрос о билете в берлинском агентстве железнодорожных путешествий, где я обычно покупаю билеты за границу, мне ответили: «По этическим соображениям мы не продаём билеты в Россию» [на самом деле, железнодорожные билеты Берлин-Калининград нельзя купить с конца 2000-х, и дело здесь вовсе не в этике, а в том, что PKP — Польские железные дороги — о****е т**и, которые драли такие тарифы за обслуживание направления, что поезд были вынуждены отменить несмотря на популярность маршрута. А вот «Стриж» Москва-Берлин был вполне удобным и комфортабельным. Ценник, правда, был не очень гуманным, когда поезд ходил, хотя по нынешним временам ₽12000 за билет — это вполне норм. Столько я сейчас плачу за маршрутку Берлин-Калининград — прим. «Мекленбургского Петербуржца»].
Кроме того, из Польши больше нет железнодорожного сообщения с Калининградом, поэтому мне пришлось бы добираться из Гданьска на автобусе. Однако на мой запрос о билете до Гданьска в агентстве также ответили отрицательно: они больше не хотят продавать билеты таким клиентам, как я. Электронное письмо было подписано приветствием «Slawa Ukrajini». Что ж, времена в Германии стали очень «политическими» [можно спросить, дружище, а что тебе мешало купить билет Берлин-Гданьск за €34 на сайте DB? Или это для немца слишом сложно? — прим. «М.П.»]
Российскую визу за €50 я получил через интернет в течение двух дней, а бронирование отеля прошло без проблем. На поезде я добрался до Гданьска, а затем купил билет на автобус до Калининграда за €40 [отлично, ты всё-таки так сделал — прим. «М.П.»]. Путь составляет всего 165 километров, но занял пять часов. Причина: паспортный контроль на пограничном переходе. Паспорта и визы проверяют очень тщательно, и эта процедура заняла более двух часов.
В Калининград мы приехали около 11 часов вечера в снежную бурю. Калининград - современный российский город, и узнаваемые такси, которые можно просто поймать на улице, ушли в прошлое. У каждого калининградца в мобильном телефоне есть различные приложения для транспортных служб.
К счастью, напротив автовокзала был русский «Макдоналдс», и один из дежуривших там парней с помощью своего приложения заказал мне «такси». «Это будет белый VW Polo», - сказал он мне, и уже через несколько минут описанный автомобиль подъехал прямо к бургерной.
Десятиминутная поездка до отеля прошла гладко, но следующая проблема возникла, когда нужно было платить: моя карта Visa, которой я могу расплатиться в любой точке мира, в России не принимается. Из-за санкций. Водитель быстро перевёл стоимость проезда в евро - накопилось три евро - и с улыбкой принял оплату наличными в иностранной валюте - бюро обмена давно закрылось.
Ещё лет 30 назад Калининград был абсолютно запретной зоной. Когда город открылся, он быстро стал местом тоски для немецких туристов-ностальгистов, желающих побывать на родине своих предков. Теперь от этого не осталось и следа.
«Брошюра на немецком языке о Калининграде?» Девушка в туристическом информационном центре удивленно смотрит на меня и поначалу не знает, что ответить. Все брошюры на полках - на русском. Потом она идёт в дальний угол, роется в ящике и действительно находит старую брошюру о достопримечательностях Калининграда на немецком языке.
Путеводитель, который я купил в Германии, «Кенигсберг и Северная Восточная Пруссия» - с инсайдерскими советами от Марко Поло, датирован 1999 годом и предупреждает, что не стоит ожидать от города слишком многого: «Ни один новоприбывший не сможет избежать грусти от разрушений Калининграда, они тотальны. От Кёнигсберга осталось меньше, чем от Помпеи, война и ненависть были более разрушительными, чем разрушения, вызванные лавой, извергнутой вулканом Везувий. Калининград забетонирован, уродлив и не имеет узнаваемого центра». По сути, это верно и сегодня, хотя есть и улучшения.
Во время поездки по центру города, где мы проезжаем мимо бесхозных, неухоженных многоэтажек, гид Сергей обращает внимание на несколько великолепных многоквартирных домов, которые выглядят как отреставрированные старые здания. Этим домам всего несколько лет, узнают участники экскурсии, и построены они в стиле с кирпичом и деревянными балками, который перекликается со старой архитектурой Кёнигсберга.
Гид намеренно произносит слово «Кёнигсберг» и вскоре указывает на номерной знак автомобиля, под которым можно прочитать немецкое название «Königsberg». В последние годы в городе всё чаще стали вспоминать о немецкой истории города. Сеть булочных теперь называется «Königsbäcker», что написано по-немецки.
Рядом с портом сейчас строятся два флагманских здания: новый огромный Большой театр Калининграда, строительство которого ещё в самом разгаре, и Третьяковская галерея, строительство которой практически завершено. Оба они являются ответвлениями московских театров и стали поводом для недавнего визита Владимира Путина в Калининград.
Сергей неоднократно выражал своё возмущение практически полным уничтожением города в 1945 году, говоря о том, что британские бомбардировщики практически сравняли с землей не только Кёнигсберг, но и многие десятки других немецких городов. «Совершенно ненужная вещь», - восклицает Сергей.
Затем он указывает на кварталы съёмных квартир, которые снаружи выглядят безупречно, а внутри разбросаны различные элементы. По сути, это очень простые жилые дома брежневской эпохи. Они были полностью переделаны снаружи с помощью архитектурного конкурса. И гости города, знакомые с ними по прошлому, обычно их не узнают.
Бедность, о которой подробно рассказывает путеводитель Marco Polo, в современном Калининграде уже не встречается в такой степени. Уровень заработной платы здесь значительно ниже, чем в Западной Европе, а литр бензина стоит всего €0,56. Однако калининградцы жалуются «на эти дорогие цены», сообщает Сергей.
Свежие продукты, представленные торговцами на огромном центральном рынке, радуют глаз даже избалованным европейцам, а калининградцы ходят по магазинам с большими сумками. Завтрак в отеле сильно отличается от шведского стола в немецких отелях: здесь нет таких вещей, как булочки, масло и джем [не нужно делать выводы от частного к общему. Старик Кант учил так не делать — прим. «М.П.»].
Вместо них - множество свежеприготовленных салатов и горячих блюд, например, свёрнутые в рулет блинчики с начинкой из бекона и сыра, обжаренные в масле. Или блинчики из творога со свежими фруктами, цельнозерновой хлеб с копчёной рыбной пастой, сырно-сливочный торт со свежей клубникой, ореховые пралине, пироги с картофельной начинкой, греческий салат с сыром фета или средиземноморские овощи, обжаренные с травами.
Супермаркеты, включая сеть Spar, ничуть не уступают своим немецким аналогам. Однако вы не можете купить всё и сразу. Кассир без комментариев забирает бутылку пива, которую я ставлю на конвейер, когда иду утром за покупками. Покупать алкоголь по утрам по-прежнему запрещено. Но часы работы более дружелюбны к покупателям, чем в Германии: крупнейшая сеть Victoria работает ежедневно - даже по воскресеньям - с 5 утра до 2 часов ночи.
Отель организовал «трансфер» в Гданьск для моего обратного пути. Это оказался VW Jetta, за рулем которого сидела молодая белоруска, весело рассказывавшая о своей жизни в России, Израиле и Польше. Своего клиента она назвала «мафиози», который получает часть от €50 с пассажира за услугу. Однако предположение, что на обратном пути процедура прохождения границы будет проще, оказалось ошибочным: польские пограничники ничуть не уступали своим коллегам из России в медлительности и тщательности.
Автор: Дирк Энгельхардт. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец»
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: честно сказать, от материала веет какой-то незавершённостью.