Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Конец эпохи пирамид: Почему их перестали строить в Египте

Пирамида Яхмоса I в Абидосе
Пирамида Яхмоса I в Абидосе

Принято считать, что Египет вступает в эпоху политической нестабильности уже с началом правления фараонов XIII династии. Не установленное до сих пор количество царей оной правило в XVIII-XVII веках до новой эры. То есть, до и отчасти во время вторжения гиксосов, начавшегося в 1675 году до новой эры. И именно внутренние распри не позволили египтянам отразить нападение кочевников. Но с этим согласны не все специалисты. Признаков гражданской войны и сопутствующего упадка в период предшествующий вторжению гиксосов археология не показывает. Летописи тоже о чём-то таком прямо не сообщают. Скорее, война была проиграна просто потому, что противник располагал неотразимым оружием, – колесницами. Сами египтяне колесо, как-то, изобрести не догадались.

Однако, всё это не имеет отношения к делу. К пирамидам. Которых с XIII династией связывается целых 15 штук. Три древнейших – Амени Кемау, Хенджера и «южная южной Саккары» – имели высоту от 35 до 50 метров. Описывать их нет смысла, так как технологии, да и сама концепция, идентичны таковым у последних представителей XII династии: глинобитное ядро облицовывается белым известняком, венчает же сооружение пирамидион из гранита. Комплексы включают весьма скромный по прежним меркам храм и гробницы-спутники. При этом, подземная часть – гипогей – очень сложна. Включает массу поворотов, затворов и замаскированных ответвлений. В сердце же сплетения тоннелей скрывается саркофаг из кварцита, ещё XII династией признанного самым прочным материалом.

Любопытно, однако, что самая большая пирамида именуется в честь места расположения, так как не была «населена». Амени и Хенджера же в списках фараонов XIII династии идут не подряд, занимая пятую и восьмую позиции. Возникает законный вопрос, а где ещё, как минимум, четыре пирамиды царей, правивших до Амени Кемау и между ним и Хенджером?

Это правильный вопрос, но пирамиды не потерялись. Просто, из относимых к XIII династии построек атрибутированы только четыре. Большая часть пирамид даже не раскопана. Их и нашли-то недавно.

При вообще присущей «глиняным» пирамидам недолговечности гробницы XIII династии стали ещё и малы. Время буквально сровняло их с землёй. Причём, в двух случаях настолько буквально, что исследователи не поняли, была ли над замысловатым гипогеем какая-то надстройка вообще.

То есть, общие тенденции развития пирамидостроительной мысли в период XIII династии нетрудно уловить. Их, собственно, две. Во-первых, фараоны всё более склоняются к мысли, что идея родоначальника XII династии Аменемхета, заключающаяся в поднятии престижа трона строительством пирамид, себя не оправдала. Желание выделиться, превзойти предшественников величием и роскошью гробницы, не слишком-то обуревавшее правителей XII династии, у представителей XIII уже не проявляется вовсе… Можно, конечно, предположить, что экономика государства переживала кризис, и фараоны нуждались в средствах. Но явно, что особой нужды в пирамидах они уже не испытывали.

Последнее вовсе не означает, что фараоны махнули рукой на загробную жизнь. Гробницы оборудуются с большим усердием, и саркофаги всё ещё окружаются сокровищами. Однако, следы пирамид над гипогеями в ряде случаев, скорее всего, не обнаружены потому, что пирамиды не сооружались. Над подземельями в некрополях возвышались только окружённые стенами храмы и часовни… Но тем сложнее ворам было найти вход в гипогей.

Гипогей пирамиды Хенджера
Гипогей пирамиды Хенджера

И тут уже можно говорить о второй тенденции. В правление, например, VI династии, пришедшей к власти силовым путём (причём, переворот, вероятно, сопровождался грабежом некрополей) беспокойство за унесённые в могилу сокровища одолевало только её основателя – Тети. Наследники же предосторожностями снова стали пренебрегать. В эпоху же XII-XIII династий защите захоронений уделяется внимания всё больше. Означать это может только одно: даже в эпоху процветания и стабильности, некрополи продолжают грабить… Если не пирамиды, то гробницы жрецов и чиновников точно. Происходит же это, скорее, потому что воры эпохи Среднего Царства боятся лишь сторожей, а не гнева богов, как было прежде. Значимость религии в общественной жизни Египта упала.

Если же короче, то пирамиды перестают, – не сразу, а постепенно уменьшаясь до полного исчезновения, – строиться в Египте ещё до появления гиксосов. По этой причине, и фараоны XV гиксосской династии, приняв египетскую веру, не следовали уже обычаю гигантские гробницы строить.

Вернулся к нему лишь фараон Яхмос I, – правивший в 1550-1525 годах до новой эры родоначальник новой XVIII династии. Изгнав гиксосов, он решил вернуть старый, добрый обычай. Но передумал.

Уникальность пирамиды Яхмоса I не ограничивается тем, что это последняя египетская пирамида, построенная уже в начале Нового Царства – через тысячу лет после великих пирамид. Главная её особенность в другом. Пирамида Яхмоса единственная в Египте, использование которой в качестве гробницы не планировалось изначально.

Хотя, многие пирамиды, включая пирамиду Хеопса, по разным причинам как гробницы использованы не были, только пирамида Яхмоса I строилась без погребальной камеры. То есть, просто, как памятник. Сам фараон обрёл последнее пристанище в некрополе Дра Абу-эль-Нага (позже перезахоронен; мумия найдена). Последующих представителей его – XVIII – династии стали хоронить в знаменитой Долине Царей.

Последняя пирамида Египта не устояла под натиском времени. Ибо была невелика и сооружалась по технологии XII-XIII династий, представляя собой ставший уже традиционным обложенный плитами известняка 40-метровый холм из камней и глины. В мемориальный комплекс входили храмы и ещё одна маленькая – менее 20 метров, – пирамидка насыпанная в честь фараоновой бабушки. Тоже только как кенотаф.

...В наступающий период Нового Царства разорённая войнами страна пережила очередной расцвет. Но наследники не пожелали уже подхватить и продолжить инициативу Яхмоса. Дело тут было уже не в деньгах. Ушёл обычай. Сам Яхмос не считал, что лежать под пирамидой это какой-то особый шик. Более поздние фараоны тем более имели уже другие представления о прекрасном.

Эра строительства пирамид, хотя и длилась в общей сложности лишь пятую часть истории страны,делится в Египте на несколько периодов, каждый из которых отличается собственным духом. Первый период, соответствующий середине-концу XXVII века до новой эры, можно назвать эпохой экспериментов. Завершается он появлением «творения Снофру» – «Розовой пирамиды».

Сразу затем наступает «золотой век» пирамид, краткий, длящийся менее столетия, – до двадцатых годов XXVI века, когда победителем в великой пирамидной гонке признаётся разрывающая шаблон гигантомании гробница Менакуры.

Третий период, – «время поиска» – длится около полутора веков, завершаясь появлением в начале XXIV века до новой эры «прекрасной» пирамиды Джедкары Исеси. На этом этапе размер усыпальницы (оставаясьбольшим) признаётся маловажным, сравнительно с роскошью комплекса. После этого ещё полтора века – до конца XXIII столетия и падения Древнего Царства, можно говорить о «периоде равновесия». Фараоны ещё не утратили интерес к пирамидам, но подходили к оборудованию своих «вечных домов» рутинно, без выдумки.

Бонусные статьи на Boosty и поддержка канала

Итого, до перерыва связанного со смутой переходного периода пирамиды строились около 400 лет. А потом ещё можно говорить о продлившемся четверть тысячелетия периоде «глиняных» пирамид Среднего Царства. За это время акцент постепенно смещался с собственно пирамиды (до полного её исчезновения) и культовых построек комплекса, на подземную часть гробницы.

Логичным же завершением процесса, – хотя уже позже, после изгнания гиксосов и вялой попытки Яхмоса возродить традицию строительства пирамид, – стало появление знаменитой Долины Царей. Некрополя нового образца.

<<< Предыдущая часть