Вероника Витольдовна Полонская – советская актриса театра и кино, последняя возлюбленная Маяковского. Именно ее имя было упомянуто в предсмертном письме поэта.
Вероника родилась в Москве 6 июня 1908 года. Ее мать, Ольга Гладкова, работала актрисой в Малом театре, а отец, Витольд Полонский, был звездой российского немого кино. Неудивительно, что при таких родителях Вероника решила связать свою жизнь с искусством. Впервые маленькая Вероника появилась на сцене в семилетнем возрасте, но в раннем детстве она играла только эпизодические роли. К сожалению, эти кинокартины не дошли до наших дней.
В 1917 году отец Вероники получил предложение работать в Голливуде, а в 1918 году подписал контракт. Вся семья готовилась к переезду в США, но эта поездка не состоялась. Витольд Полонский умер 5 января 1919 года. После смерти Полонского его дочь перестали приглашать на съемки, но Вероника, с детства очарованная магией мира кино, уже выбрала для себя профессиональный путь – стать актрисой.
В 1924 году в шестнадцатилетнем возрасте она поступила в школу Московского Художественного театра, училась в студии у Николая Баталова и Юрия Завадского. Сам Константин Сергеевич Станиславский давал ей уроки актерского мастерства. После окончания школы Вероника стала работать в Московском Художественном театре. Играла в спектакле «Наша молодость», поставленном русским режиссером Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко. В кинематографе Полонская впервые появилась в картине «Стеклянный глаз» у режиссеров Лили Брик и Владимира Жемчужного.
Именно Лиля Брик познакомила Полонскую с Владимиром Маяковским. Впервые Вероника Полонская и Владимир Маяковский встретились в 1929 году. Маяковскому тогда было 36 лет, в то время как Полонской только 21 год. Однако Полонская уже была замужем за актером Михаилом Михайловичем Яншиным и не собиралась уходить от мужа, хотя Маяковский покорил ее сердце с первой встречи. Тем более поэт умел красиво ухаживать за понравившимися ему женщинами. Позднее Вероника Витольдовна вспоминала:
«когда он стал читать мне свои стихи, я была потрясена. Читал он прекрасно, у него был настоящий актёрский дар. Помню хорошо, как он читал „Левый марш“, раннюю лирику…»
Роман между Маяковским и Полонской был ярким и эмоциональным. Влюбленные часто ссорились. Маяковский хотел, чтобы его возлюбленная бросила мужа и ушла из театра. Вдобавок в 1930 году Маяковский оказался в глубоком творческом кризисе. Сатирическая пьеса «Баня», на которую он возлагал большие надежды, совершенно не понравилась публике. Шли даже разговоры о том, что будто бы Маяковский исписался.
Вероника Полонская от мужа уходить не собиралась, а еще она очень хотела реализовать себя в профессии. Маяковский отчаянно ревновал возлюбленную и к театру, и к мужу, но Вероника не собиралась жертвовать своими мечтами об успешной карьере и счастливой семье ради любимого мужчины. А 14 апреля 1930 года произошла трагедия – Владимир Владимирович Маяковский покончил с собой. В предсмертной записке он написал:
«Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сёстры и Вероника Витольдовна Полонская».
В 1990 году восьмидесятидвухлетняя Вероника Полонская в интервью журнала «Советский журнал» вспоминала роковой день, когда у нее была назначена репетиция с режиссером Немировичем-Данченко:
«Я не могла опоздать, это злило Владимира Владимировича. Он запер двери, спрятал ключ в карман, стал требовать, чтобы я не ходила в театр, и вообще ушла оттуда. Плакал… Я спросила, не проводит ли он меня. «Нет», — сказал он, но обещал позвонить. И ещё спросил, есть ли у меня деньги на такси. Денег у меня не было, он дал двадцать рублей… Я успела дойти до парадной двери и услышала выстрел. Заметалась, боялась вернуться. Потом вошла и увидела ещё не рассеявшийся дым от выстрела. На груди Маяковского было небольшое кровавое пятно. Я бросилась к нему, я повторяла: «Что вы сделали?..» Он пытался приподнять голову. Потом голова упала, и он стал страшно бледнеть… Появились люди, мне кто-то сказал: «Бегите, встречайте карету «Скорой помощи»… Выбежала, встретила. Вернулась, а на лестнице мне кто-то говорит: «Поздно. Умер…»
С 15 по 17 апреля 1930 года тело Маяковского в гробу было выставлено для прощания в московском клубе писателей. В день похорон за гробом шла огромная толпа. Только на похороны Вероника Полонская не пришла – родные Маяковского винили ее в смерти поэта. В воспоминаниях о Маяковском, опубликованных в 1987 году, Полонская писала:
«Я Владимира Владимировича видела как человека, а не как статую, каким его стали изображать. Он для меня живой, ранимый. Я писала правду. Я была последним человеком, кто видел Маяковского живым. Я последняя говорила с ним. И мне нести эту ношу…»
Вероника Витольдовна Полонская прожила долгую и интересную жизнь. У нее было три мужа. С Яншиным она развелась в 1933 году. Второй муж актрисы, Валерий Азерский, стал жертвой сталинских репрессий и был расстрелян, как «враг народа». Во втором браке у Полонской родился сын, названный в честь Маяковского Владимиром. Полонская воспитывала сына уже вместе с третьим мужем – актером Димитрием Фивейским.
Незадолго до смерти Вероника Витольдовна Полонская оказалась в Доме ветеранов сцены. Она умерла в Москве 14 сентября 1994 года в возрасте восьмидесяти шести лет. Ее похоронили на Ваганьковском кладбище.
(с) Рыжая Молли
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Мы будем очень признательны любой поддержке!