Найти в Дзене

«Онегин» нашего времени: Какой получилась новая экранизация пушкинского романа?

Оглавление

Роман в стихах «Евгений Онегин» — произведение ключевое, сакральное для всей русской литературы. Только великие Ломоносов, Державин, Сумароков могли позволить себе с ним не ознакомиться — просто не дожили до публикаций первых глав. Поэтому рассуждать: нравится нам роман Пушкина или нет — бессмысленно — все на нем так или иначе выросли, читали в школе. А вот к новой экранизации можно отнестись и без придыхания.

Так каков Онегин нашего времени? Официальный постер фильма.
Так каков Онегин нашего времени? Официальный постер фильма.

Общее впечатление:

Фильм затянут, можно было уложиться и в 1,5–2 часа без ущерба для смысла. Оставляет тяжелое впечатление, много приглушенных, сероватых тонов. Когда показывают зиму, кажется, что все действо разворачивается после конца света. Пейзажей мало, все очень скупо. Камера не отпускает лиц актеров, и волей-неволей начинаешь замечать мелкие недостатки: неровность кожи, прыщи или нарисованные брови Татьяны. Нет воздуха, нет — самое плохое — городских картин. Когда Татьяна приезжает в Москву, нам умудряются ничего не показать: просто героиня попадает из одного бального зала в другой. Вечные коридоры, стены давят — все очень камерное. Кажется, что просто экономили.

Вот так скромно проводят балы в Санкт-Петербурге. Кадр из фильма
Вот так скромно проводят балы в Санкт-Петербурге. Кадр из фильма

Главные герои:

У всех персонажей проблема ровна одна — их возраст. Особенно у Онегина и Татьяны. Актеры стараются, но это просто не их роли. Они слишком взрослые для своих героев — и в их исполнении знакомые реплики уже не воспринимаются. К тому же в их игре заложен странный посыл, характеры сильно изменили. Актеры будто не играют своих героев, а пародируют их. Из Онегина сделали беспринципного, утомленного Ловеласа, который спорит на женщин – это уже Печорин из «Героя нашего времени», а не пушкинский герой.

Татьяна сама на себя не похожа. Закадровый голос нам постоянно напоминает, что героиня:

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,..

Но вот проблема в том, что новая Татьяна не дика и не молчалива, а, наоборот, очень навязчива и проворна. Раз увидела незнакомого мужчину — а через кадр уже пишет ему письмо под зловещую музыку. Музыка действительно повергает в ужас: будто перед нами астероид врезается в планету — ощущение катастрофы. Вот письмо относит дворовой мальчик, более похожий на Оливера Твиста, чем на крепостного. А вот Онегин уже отказывает Татьяне. Эту ключевую сцену, при всей затянутости, проиграли очень быстро.

Татьяна на улице при всех читает нескромные (по тем временам) истории - очень смело!
Татьяна на улице при всех читает нескромные (по тем временам) истории - очень смело!

Атмосфера:

Вроде костюмеры и декораторы старались, но усадьбы выглядят безжизненно. Не верится, что во всех этих стерильных комнатах без пятнышка, без соринки действительно кто-то живет. Дворни как таковой нет. Прислуга появляется только тогда, когда нужно сюжету, а так кругом пусто. Городских улиц нет, на старую Москву поскупились.

Костюмы то попадают в эпоху, то нет. Особенно наряды Татьяны. На свои именины она в черном декольтированном по некуда платье — ни косынки, ничего – вот вам и боязливая лань. Потом снова и снова героиня в черных странных одеяниях. Рядом с Ольгой она похожа на ее гувернантку, а не на старшую сестру.

Прическа у Онегина слишком современная. Все говорят и двигаются как-то неестественно. Не верится, что эти люди так говорят и одеваются каждый день.

Не хватает городских пейзажей. Иллюстрация Д. Белюкина
Не хватает городских пейзажей. Иллюстрация Д. Белюкина

Работа с оригиналом:

От самого романа остались только всем знакомые цитаты про дядю и осень, хаотично рассеянные но фильму да несколько завуалированных цитат, переделанных под прозу: про привычку, которая «свыше нам дана» и о том, что «чем меньше женщину мы любим…»

Видно, что все старались, но этого мало. Нет легкости и прелести оригинала. Нет юмора, нет остроумия — негде улыбнуться, посмеяться. Упущено множество ярких деталей: как, например, знаменитый малиновый берет Татьяны из финала. Ну, спасибо и на том, что финальную сцену не продолжили страстным воссоединением двух героев, не превратив пушкинский текст в очередную мелодраму.

Тот самый модный наряд Татьяны. Иллюстрация Е. Самокиш-Судковской
Тот самый модный наряд Татьяны. Иллюстрация Е. Самокиш-Судковской

Итог:

Фильм почему-то выпустили к 8 марта. Тогда бы уж назвали «Ларина» или «Татьяна» и попробовали бы экранизировать роман с точки зрения главной героини, которая поражает воображение за счет невероятной метаморфозы из «боязливой лани» в светскую львицу. Новый подход мог бы помочь новому фильму, если уж нет свежих идей для классической экранизации.

И, как говорится, «не продается вдохновенье, но можно» поставить лайк и подписаться или написать комментарий.