В Государственном музее истории российской литературы им. В.И. Даля, куда я пришла на выставку «ДНЕВНИК МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ. МИХАИЛ И ЕЛЕНА БУЛГАКОВЫ», неожиданно прозвучал вопрос экскурсовода: -А что вы знаете о Булгакове?
- Наверное, тоже, что и все, но хотелось бы узнать больше из достоверных источников и о Булгакове, и о его творчестве, и о Елене Сергеевне Шиловской, которая стала вдохновительницей романа "Мастер и Маргарита".
Музей истории литературы ХХ века располагается в бывшем доходном доме Любощинских по адресу: Москва, Зубовский бульвар, д. 15. Дом связан с многими деятелями культуры, проживавшими здесь с 1921 года.
Поднимаясь на 4 этаж Музейного центра "Зубовский, 15", вы попадаете на литературный бульвар и погружаетесь в атмосферу Москвы 20-30-х годов. На бульваре газетный киоск с печатными изданиями того времени. Полюбопытствуем!
Можно зайти "в гости" в условные «писательские квартиры» с подлинными вещами и письменными свидетельствами того времени. Здесь соседствуют Михаил и Елена Булгаковы, Осип и Надежда Мандельштамы, Виктор Шкловский и семья Андрея Платонова.
Комната Булгаковых.
Комната Булгаковых и экспозиция «ДНЕВНИК МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ. МИХАИЛ И ЕЛЕНА БУЛГАКОВЫ» рассказывает о встрече Михаила Афанасьевича Булгакова и Елены Сергеевны Шиловской, ставшей прототипом Маргариты из «закатного романа» Булгакова.
В экспозиции представлены дневники, письма и фотографии, связанные с отношениями и судьбами Михаила и Елены Булгаковых. Мемориальные предметы — письменный стол писателя, секретер и книжный шкаф — создают образ уютного дома в Нащокинском переулке, где писатель был счастлив, несмотря на нелегкие обстоятельства творческой жизни.
Так, что же нам известно? Булгаков Михаил Афанасьевич приехал в Москву на постоянное жительство в 1921 году. Ему 30 лет. За плечами жизнь с прекрасными детскими и юношескими годами в многодетной семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича и Варвары Михайловны Булгаковых. Сами родители родом из Орла. По долгу службы обосновались в Киеве. Первенец Михаил родился в мае 1891г. и рос с шестью братьями и сёстрами в невероятно творческой атмосфере, наполненной домашними спектаклями, розыгрышами, музыкой, спортом, собственными сатирическими рассказами и пьесами, любовью к театру и опере.
В доме Булгаковых часто звучала музыка. По вечерам мать играла на рояле произведения Фридерика Шопена. Иногда скрипку в руки брал отец, и родители вместе пели романсы. Детей часто водили на летние концерты в Купеческом саду над Днепром, старались достать билеты в оперу. На популярного в то время «Фауста» с Федором Шаляпиным в главной роли семья ходила несколько раз. Булгаковы также ставили благотворительные спектакли, в которых играли домочадцы. Источник: https://m-bulgakov.ru/biografiya/detstvo-i-junost-pisatelja-1891-1911
Учеба в университете на медицинском факультете, женитьба, диплом врача...
...а потом Первая мировая война, работа в военных госпиталях, Революция, хаос, тиф, голод, разруха, неустроенность... крах всех надежд и мечтаний! Люди метались по стране в попытках выжить.
А вот как сам Михаил Булгаков описывал свое появление в Москве:
"В конце 1921 года приехал без денег, без вещей в Москву, чтобы остаться в ней навсегда. В Москве долго мучился; чтобы поддерживать существование, служил репортером и фельетонистом в газетах и возненавидел эти звания, лишенные отличий. Заодно возненавидел редакторов, ненавижу их сейчас и буду ненавидеть до конца жизни".
«Этот человек сумеет схватить свою судьбу», — написал Б. М. Земский. Булгаков был невероятный. Он мог выйти утром и бегать по всей Москве, добывая какой-то жалкий кусок хлеба. Но, поставив перед собой большие задачи, шел к этому очень твердыми шагами...
Постепенно усилия начинающего писателя увенчались успехом: в 1925 году был напечатан роман «Белая гвардия», в 1926 году Московским Художественным театром поставлена пьеса «Дни Турбиных», в том же году Театром им. Вахтангова в Москве поставлена пьеса «Зойкина квартира». Материальное положение заметно улучшилось. Булгаков стал уважаемым литератором, с восторгом принимаемый московским обществом. Гонорары за пьесы, рассказы, романы приносили достаточно денег, чтобы улучшить жилищные условия, купить выходной костюм и смокинг, бабочку, часы и монокль.
В 1925 году он официально развелся с первой женой Татьяной Лаппой и оформил брак с Любовью Белозерской. Она помогала ему продвигать литературные труды в обществе, в котором сама активно вращалась.
Но политическая ситуация и отношение к творчеству Булгакова постепенно меняются и далеко не в лучшую сторону. Уже в 1929 году запрещают к постановке пьесу "Бег".
«Ужасен был удар, когда ее запретили. Как будто в доме объявился покойник...» — писала Л.Е. Белозерская. Булгаков чувствовал себя так, как будто от него отреклись.
«Все мои пьесы запрещены к представлению в СССР, и беллетристической ни одной строки моей не напечатают. В 1929 году совершилось мое писательское уничтожение. Я сделал последнее усилие, в котором прошу меня с женой моей выпустить за границу на любой срок. В сердце у меня нет надежды.
Именно в это трагическое для писателя время он встречает Елену Сергеевну Шиловскую. Несмотря на то, что она была благополучной женой генерал-лейтенанта Шиловского, матерью двоих сыновей, судьба их была решена.
После развода младший сын, 6-летний Сережа, останется с матерью и Булгаков будет его воспитывать, как родного. Старший сын останется с отцом, но будет дружен с новой семьей матери.
Официальный брак будет оформлен в 1932 году. Елена Сергеевна Шиловская, стала верной помощницей писателя. Она посвятила себя мужу и его работе. Заключала договоры с издательствами и театрами, печатала под диктовку все произведения, редактировала, занималась корреспонденцией и собственными литературными переводами с французского.
В их жизни будет приглашение на бал в американское посольство в 1935 г., годы писательского труда и создание романа "Мастер и Маргарита", борьба за здоровье писателя, которое катастрофически ухудшалось.
Не стало Мастера в 1940 году. Елена Сергеевна Булгакова унаследовала все права на литературные и драматические произведения Михаила Афанасьевича, долгие годы сохранила его личный архив.
Ей удалось добиться публикации произведений «Театральный роман» и «Мастер и Маргарита», переиздания в полном виде «Белой гвардии», «Записок юного врача».
Последняя экранизация "Мастера и Маргариты", на мой взгляд, перекликается с личной судьбой писателя. И фильм мне понравился тем фантасмагорическим содержанием, которое так любил сам Булгаков, имея острый ум, невероятное воображение, фантастическую память, умение оценивать масштабные события. Каток революции безжалостно "наехал" на то общество, как в наше время "перестройка". Как мы уцелели?.. Знаем это лучше, чем кто-либо другой и понимаем то время...