Сама удивилась своему положительному восприятию фильма "Мастер и Маргарита", 2024 г. Шла в кинотеатр скептически настроенная. Возможно, что хвалят те, кто других экранизаций не смотрел. Возможно, ругают те, кто только негатив во всем видит. Чтобы впечатления были как можно приятнее, выбрала сеанс в Большом зале ГУМа на 12:10, билет - 300 руб.
Зал заполнен наполовину. Многие опаздывали и рассаживались с фонариками. Правда, вначале минут десят шла реклама с ужасной громкостью. Фильм более-менее можно было смотреть, на несколько децибел стало потише. Зачем так оглушать зрителей - вопрос..?.
С первых кадров внимательно, стараясь уловить малейший подвох, вглядываюсь в экран. И, кроме захватывающего фантастического вида Москвы и горожан, оказавшихся волей судьбы здесь и сейчас в "жерновах истории" - ничего другого не увидела!
Все дальнейшие события развиваются вполне логично. Тем более, появился сам Мастер-Евгений Цыганов. Его внешний вид, костюм - все соответствует эпохе, никакой фальши. Верю!
С утра у Мастера всё было хорошо. Он доволен жизнью. Собирается на премьеру своей пьесы в грандиозном театре (узнаем здание театра Российской Армии). Дальше архитектурные загадки будут встречаться на каждом шагу!
Понравился замечательный деревянный домик, в полуподвальном помещении которого, Мастер снимает комнату. Таких деревянных домов типовой постройки времен послепожарной Москвы было в то время много.
Дом Палибина на улице Бурденко только что сыграл роль «дома Мастера» в новой экранизации «Мастера и Маргариты». Это один из старейших деревянных домов в столице. 206 лет – возраст, конечно, почтенный, но славен дом еще и уникальной сохранностью, и тем, что каким-то чудом сберег на своих стенах первые в Москве обои, что спасал его от сноса в 1980-е легендарный реставратор и общественный деятель Савва Ямщиков.
Дворик с садиком. От всего, что там происходит веет таким уютом, такой теплотой старой Москвы, что не хочется выходить вместе с Мастером в другой бурный мир, который "кипит" совсем рядом. На проспектах и площадях идет грандиозная стройка. На широких улицах столицы 30-х годов - грандиозные парады, как на полотнах А. Дейнеки.
Интересно было увидеть, как выглядела Москва, если бы осуществились все архитектурные проекты эпохи постконструктивизма 30-х годов. С помощью компьютерной графики в фильме это удалось. На выставках в ГМИИ, в Музее архитектуры им. А.В. Щусева приходилось видеть эскизы к подобным проектам.
Очень интересный материал об архитектурной части на съемках фильма можно прочитать здесь:
В этом бурлящем потоке жизни Мастер встречает свою хрупкую, но с твердым характером Маргариту (Юлия Снегирь). Какие у нее замечательные наряды!
Такой была жена Михаила Афанасьевича Булгакова, Елена Сергеевна Шиловская, ставшая прототипом Маргариты из «закатного романа» Булгакова. И дом был уютный в Нащокинском переулке, где писатель был счастлив, несмотря на нелегкие обстоятельства творческой жизни. Известно, что в сложной издательской истории романа «Мастер и Маргарита» главная роль принадлежала Елене Сергеевне Булгаковой.
Кстати в Музейном центре Москвы «Зубовский, 15» проходят экскурсии по экспозиции «Дневник Мастера и Маргариты. Михаил и Елена Булгаковы» 3, 23 и 30 марта в 12:00; 6 и 20 марта в 19:00; 9 марта в 14:00.
Ничто не предвещает дурных событий, но все меняется в одночасье. Мастера и его пьесу "отменяют". Постановки в театре не будет. В журнале роман не напечатают. В ресторане, куда можно попасть только обладателю членского билета МАССОЛИТа, не обслуживают. Билет не действителен.
Эта ситуация знакома нам и сейчас, когда "НЕКТО" отменяет целую страну, ее культуру, ее историю. Кто этот "НЕКТО" и какова его цель? Этим вопросом задается и Булгаков вместе со своими героями. И они все ведут себя по-разному. Кто-то зарится на выгоду, деньги и бесплатные наряды, что очень наглядно демонстрируют события в театре варьете и остаются, простите, голыми во всех смыслах!
Кто-то пытается доказать, что всем управляет сам и все зависит от него; зависит, но не все. Неважно, как выглядели Кот, Коровьев, Азазелло - ясно, что все они прислуживают и исполняют волю того самого "НЕКТО". И сколько людей ведутся на это...
Но есть и те, кто совершает деяния во имя ЛЮБВИ. Любви к людям, к исполнения своего предназначения. Мне понятны были все переходы в фильме от "реальности" к сюжету романа, от сюжета к воспоминаниям автора, от мыслей к чувствам. Достаточно и понятно. Даже сцена прощения Фриды на балу у Воланда. Булгаков очень любил оперу "Фауст" Ш. Гуно по одноименной трагедии И. Гёте. Бог прощает Маргариту, за то, что она взяла грех на душу из-за любви. Не имея корыстных целей. Только то, что совершается бескорыстно - прощается. Тот, кто хочет и желает добра всем, думает от чистого сердца обо всех, совершает поступки по имя защиты всех, тот на стороне ДОБРА. Тот на СВЕТЛОЙ СТОРОНЕ!
Можно прочитать подробнее о Фаусте и Маргарите здесь.
Мелкие "злорадные" пакости, которые проскакивают в фильме, даже комментировать не буду...
Наверное, пойду смотреть фильм еще раз! Здесь, как и в романе много загадок, символов и значений, которые стоит понять и разгадать.