Найти тему
Sputnik Армения

Иранский вояж министра обороны: эксперт назвал сильные и слабые стороны стратегии Еревана

© Photo : MoD of Armenia
© Photo : MoD of Armenia

Военно-политическое руководство Армении чувствует нарастание определенных рисков безопасности для страны, стараясь привлечь как можно больше игроков для купирования этих рисков и выстраивания баланса интересов. Так политолог Давид Арутюнов прокомментировал визит министра обороны РА Сурена Папикяна в Иран в интервью Sputnik Армения.

Глава ведомства в последние дни проявляет почти небывалую военно-дипломатическую активность. Ранее в Ереване он принял сначала французского, затем греческого коллегу. А накануне, 6 марта, сам отправился в Тегеран с официальным визитом.

По словам Арутюнова, власти Армении демонстрируют заметное сближение с традиционно дружественными государствами и потенциальными партнерами. Франция в этом ряду считается относительно новым партнером в военной сфере, с остальными же у Армении давние отношения. С той же Грецией уже продолжительное время выстраивается сотрудничество в сфере военного образования, совместных учений спецназа и т.д.

В случае с Ираном, с точки зрения политолога, нужно еще учитывать ключевую роль этой страны для Армении в плане коммуникаций, экономики и т.д. Визит Папикяна в Тегеран можно считать попыткой смягчить или развеять обеспокоенность иранской стороны по поводу активности Запада в Армении. Исламская республика не скрывает своего недовольства вовлечением третьих сил в региональные дела. Об этом в очередной раз заявил на встрече с армянским министром его иранский коллега.

Что касается военно-технического аспекта сотрудничества с Ираном, то нужно понимать, что он обладает колоссальным потенциалом развития отдельных видов вооружений и военной техники. Это и создание внушительной беспилотной авиации, и развитие ракетной отрасли. У Исламской республики имеется большой опыт в обслуживании советской/российской военной техники.

«За годы санкций и изоляции Иран смог создать у себя мощную техническую и промышленную базу для модернизации самых разных видов вооружений. Я уже не говорю о бесценном боевом опыте, который иранские силы, их «прокси» приобрели в деле применения беспилотников в самых различных конфликтных точках. Это и Ирак, и Сирия, и Йемен. С этой точки зрения армянская сторона много чего может получить у южного соседа», – уверен Арутюнов.

Другое дело, как далеко готовы пойти власти Армении в вопросе военного и военно-технического сотрудничества с Ираном в условиях западных санкций против ИРИ. Ереван всегда воздерживался от серьезных военных проектов с Тегераном, боясь подпасть под вторичные санкции США и ЕС.

Теоретически Армения может эти риски проигнорировать сейчас, когда угроз для нее становится все больше. Но Еревану будет сложно это делать на фоне своей подчеркнуто прозападной позиции и риторики.

Работа с Ираном в военной сфере, по наблюдению политолога, входит в системное противоречие с нынешним прозападным курсом.

В то же время, Арутюнов назвал серьезной, даже стратегической ошибкой изоляцию российского вектора со стороны официального Еревана. Он убежден, что у Армении были и есть ресурсы работать с Западом, не обостряя отношения с РФ.

«Конечно, гарантии безопасности, которые исторически давала Россия, сегодня по ряду причин переживают кризис. Есть необходимость сверить и пересмотреть эти гарантии. Но опять-таки Ереван мог сделать это без политической шумихи и пропагандистской кампании, в закрытом режиме, путем внутренних обсуждений. Но мы видим открытый и подчеркнутый конфликт. А используемая риторика еще больше обостряет этот конфликт», – пояснил Арутюнов.

С точки зрения политолога, руководство Армении рассчитывает получить от Запада поддержку в сфере безопасности в обмен на ухудшение отношений с РФ. Но проблема в том, что эти западные гарантии до сих пор не столь серьезны и эффективны, чтобы сдерживать возможную азербайджанскую и турецкую агрессию. А значит, политика маневров и сохранения баланса не имеет альтернативы для Армении.