Найти в Дзене
ЖурналDance

СЕРГЕЙ ПОЛУНИН: “БАЛЕТ КАК СЛУЖБА В АРМИИ”

Оглавление

Сергей Полунин – имя, которое стало символом смелости, таланта и интенсивной страсти к танцу. Этот уникальный артист не только завоевал мировую славу своими выдающимися способностями на сцене, но и поразил мир своим непринужденным подходом к искусству, вызывая восторг и волнение в равной мере.

В этом интервью Сергей Полунин приглашает нас заглянуть за кулисы его жизни и карьеры, сравнивая ее с "службой в армии", где отданный труд и самопожертвование неотъемлемыми атрибутами пути к совершенству.

Мистер Полунин, чему танец может научить вас в жизни?

Я думаю, что он учит вас дисциплине, что очень важно, и это весело, когда вы в детстве посещаете уроки танцев вместе с другими людьми, но позже это истощает вашу энергию без всякой причины. Ты должен быть очень сильным внутри, потому что в балете за креативность отчитывают. Это смешно, но я думал об этом на днях: даже если ты посмотришь направо, когда тебе положено смотреть налево в танцевальной последовательности, они тебя отчитают!

Действительно ли это имеет значение?


(смеется) Точно! Люди хотят видеть вашу душу! И если вы вообще понимаете жизнь, вы понимаете, что все находится в постоянном изменении: это никогда больше не будет прежним движением. Но люди, которые диктуют это в танцевальных заведениях, не обязательно смотрят на картину в целом. Вы знаете только одно – это как служба в армии: вам сказали, что делать, и вы должны это делать!

“Они не учат вас, что балет – это гораздо больше, чем просто танцы”.

Вы были в этой системе с трехлетнего возраста. Как вам удается вырваться из такого рода регламентированного поведения?

Что ж, вот почему балет – одна из самых сложных дисциплин – ты как бы остаешься похожим на ребенка, потому что ты никогда по-настоящему не переживаешь детство, поэтому ты пытаешься оставаться в нем. Даже с точки зрения твоего наблюдения за миром, ты на самом деле ничего не видишь, потому что все время в студии! И вы общаетесь с единомышленниками и с единомышленницами-преподавателями буквально все время. Все происходит по-одному. На самом деле вы не общаетесь с людьми из разных отраслей. А учителя – это люди, которые на самом деле не обязательно учат вас тому, что с вами произойдет после балета; они не учат вас, что балет – это гораздо больше, чем просто танцы.

Это то, чему вам пришлось научиться самостоятельно?

Абсолютно. На самом деле я никогда не думал о себе как о танцовщике – мне больше была интересна жизнь вне балета. Я хотел чего-то добиться. Знаете, только путешествуя, я начал взрослеть и делать свой собственный выбор, научился общаться с людьми и понимать, как работает индустрия. Например, когда я познакомился с Дэвидом Лашапеллем, ему было странно узнать, что у меня нет агента! (смеется) Но у танцоров нет агентов, потому что система не хотела бы, чтобы у них была свобода или власть делать свой собственный выбор – удобнее делать то, что хочет компания.

Но раньше все было по-другому. Раньше танец был прогрессивным видом искусства, созвучным современной культуре – сейчас он кажется более сегрегированным.

Верно, и в балете великие танцоры и хореографы, такие как Рудольф Нуреев, всегда были свободолюбивы. Теперь все разложено по полочкам! Почему они говорят мне, что такое английский стиль и что такое русский стиль в классическом балете – этого различия даже не должно существовать! Например, английский стиль никогда не был ограничен. Танцоры, такие как Марго Фонтейн и Энтони Доуэлл, были свободными танцорами, и они были потрясающими. Теперь внезапно все стало таким маленьким. Вы ничего не теряете, на самом деле вы многое приобретаете, имея свободомыслящих людей. Я пытался разобраться в этом сам, что… Вероятно, было не так умно. (смеется)


Джеймс Макэвой сказал, что ваша способность подвергать сомнению авторитет и расширять свой кругозор резко снижается, когда вы не знакомитесь с культурой взросления.

Точно! Вот почему важно иметь наставников, которые могли бы рассказать вам о жизненном опыте, а не только о занятиях балетом – они должны научить вас думать! Думать – значит творить, и это самое главное. Танцы для меня – единственная индустрия, которая никоим образом не эволюционировала. Но так не должно быть! Я думаю, что важно также изменить мышление танцоров. Танцорами движет любовь к танцу, но платят им очень мало, и это несправедливо. Ни один танцор не может позволить себе собственную квартиру. Вы просто работаете и работаете, а потом остаетесь ни с чем. И это должно быть изменено, потому что сегодня в танцах так много талантов, и они должны быть вознаграждены.

“Когда у вас две головы, вы можете передавать идеи друг другу – если только здесь не замешано эго”.

Именно поэтому вы недавно занялись актерским мастерством?

Ну, это другой тип вознаграждения. Играя, вы чувствуете себя командой, как будто вы создаете что-то вместе. Так много вещей должно объединиться, и вы не одиноки, вы не совсем сами по себе. И ты не так далеко от людей, ты рядом с ними – потому что на сцене никого по-настоящему не видишь! Когда работают камеры, это такой волнующий момент. Например, в "Красном воробье" я танцевал с Дженнифер Лоуренс, пока Фрэнсис Лоуренс был режиссером, и я почувствовал, что могу добавить что-то к общей картине. Это совместная работа, и это весело.

Является ли этот вид совместного творчества чем-то таким, чего вам не хватало, когда вы были в Королевском балете?

Несомненно. Когда у вас две головы, вы можете передавать идеи друг другу – если только в этом не замешано эго. Но пока эго отсутствует, вы просто создаете больше! Вы придумываете идеи, которые затем можете вывести на следующий уровень. И вы не чувствуете, что все зависит от вас.

Дало ли вам облегчение этого давления пространство для того, чтобы понять, чем вы на самом деле хотите заниматься в своей карьере?

Да! Если вы дистанцируетесь от чего-то и скучаете по этому, тогда вы действительно узнаете, что это вас волнует. Вы спрашиваете себя: “Могу ли я оставить это навсегда?” и вам нужно прислушаться к своему внутреннему ощущению. Например, съемки фильма "Отведи меня в церковь" стали для меня важным моментом. Благодаря этому я узнал, насколько сильным может быть что-то хорошее и светлое – вместо тьмы и негатива. Лично я всегда чувствую эту борьбу внутри себя. После этого я пару месяцев танцевал бесплатно, чтобы вновь ощутить тягу к танцам и радость от танца: танцевать не потому, что мне платят или кто-то мне говорит, а потому, что я хотел это делать.

Читай больше об интересных деятелях современного и классического танца в телеграм-канале ЖурналDance. Подписывайся и будь в курсе событий!