Найти в Дзене
П Таша Пишет

"В три года отдам на танцы, в пять на фигурное катание," - непопулярное мнение о раннем развитии ребёнка.

Оглавление

История началась в сентябре, когда в родительском чате детского садика воспитатель любезно попросила зарегистрироваться в программе "Навигатор" и записать детей на определённый кружок.

Сразу скажу, кружок хороший, занятия интересные, детишки лепят из солёного теста разные фигурки и радуются. Творческий процесс происходит прямо в группе, два раза в неделю занимаются все, кто пришёл, со своим воспитателем, чужих детей нет, выбора тоже. Всё хорошо, всё замечательно. 

Так выглядит шаблонное "творчество". Рыжик, значит рыжий. Вариантов нет. Точка.
Так выглядит шаблонное "творчество". Рыжик, значит рыжий. Вариантов нет. Точка.

Единственная загвоздка - подтверждать запись следует только через Навигатор и никак иначе. Предлагаю записать ребёнка по-старинке, ручкой на бумаге, тем более всё равно это просто формальность. В ответ:

- Запишитесь через Навигатор, пожалуйста. 

Делаю вид, что с современными технологиями не знакома и вообще динозавр:

- Что такое ваш Навигатор и как оно работает? 

Отмазка не удалась: в ответ приходит подробная инструкция с картинками и пояснениями. Воспитатели - святые люди и такие же заложники системы. Вопросов не осталось. Коротко благодарю, ласково и вежливо посылаю подальше мамку, которая язвительно интересует, как моё дитятко живёт без развивающих кружков, и иду работать. 

На обеденном перерыве рука тянется к телефону, а там 500+ сообщений в родительском чате. Оказывается, мое абсолютно невинное сообщение вызвало настоящую дисскусию. 

"Я за свободное творчество. Выполнение заданий по инструкции ничего, кроме усидчивости и шаблонного мышления не развивает" - простая фраза, ни грамма агрессии в чей-то адрес, просто личное мнение. А мамок зацепило знатно. Спор разгорелся нешуточный. 

Большая половина собравшихся сочла мои слова личным оскорблением и поспешила доказать важность и нужность кружков/секций. Несколько адекватных (до сего момента) девушек подлили масла в огонь и написали, что поддерживают моё непопулярное мнение и водят ребёнка только туда, куда он сам желает. 

Кстати, высказаться я так и не успела - воспитатель закрыла чат ровно в тот момент, когда дамы уже перешли на личности. Может, и к лучшему. 

Теперь обьясню, почему я против большого количества "развивающих" занятий.

Во-первых, это нагрузка.

Лишняя. Ненужная ни ребёнку, ни матери. Когда после полноценного рабочего дня в детском саду (Кто-то ещё думает, что дети там отдыхают?), бедного малыша тащат на дополнительные занятия за тридевять земель, чтобы он научился танцевать /боксировать/музицировать, у меня возникает только один вопрос: "за что? " Что хочет доказать себе и миру загнанная уставшая мамка? 

Успокойся, родная, ты и так самая лучшая в мире мама❤

Помню, как в том же садике разгорелся спор, что круче - карате или айкидо. Мамы орали друг на друга в раздевалке, а детишки испуганно жались к кабинкам, не понимая, в чем, собственно, дело.

Спорт полезен, тут не спорю. Но без фанатизма, для общего физического развития. Не надо делать из детей Олимпийских чемпионов против их воли. 

То же касается танцев, фигурного катания и иже с ними. Полезно, если вы живете в квартире, передвигаетесь исключительно на личном транспорте и движения не хватает катастрофически. 

Но, когда детей гонят пешком за три километра ради того, чтобы час потанцевать, то стоит задуматься, а на фига такие танцы?

 

Второе. Фантазия и творческое мышление рубятся на корню.

Вы когда-нибудь слышали от преподавателей, ведущих кружок, фразу: "рисуй или лепи, как тебе хочется"? Вот и я нет. Все сидят и делают одну и ту же поделку. В лучшем случае разрешается выбрать цвет, которым можно готовое изделие покрасить. И без разницы, что ты не хочешь сегодня лепить самолёт. Надо значит надо. 

Что в таком случае развивается? Послушание, умение действовать по готовым алгоритмам, усидчивость. И где тут про творчество? 

Та же история с готовыми наборами для поделок. Если получившаяся поделка отличается от картинки на коробке, радоваться надо, а не ворчать. 

Я не говорю, что надо "забить" на всё, включить мультики и оставить ребёнка в покое. Нет, телевизор - зло ещё большее. Лучше оставить ребёнка среди пластилина, бумаги, красок и т.д.

Творческий процесс часто выглядит именно так. Потом предстоит скучная, но необходимая для развития дисциплины уборка
Творческий процесс часто выглядит именно так. Потом предстоит скучная, но необходимая для развития дисциплины уборка

Поскучает, и найдёт, чем заняться. Только, не вмешивайтесь, пожалуйста, в процесс создания горки из картона, даже если будет потрачен рулон скотча и разрезаны три коробки, не пытайтесь помочь, если вас об этом не просят. 

Работа с инструкцией - тоже нужный навык в современнном мире, но развивать его надо дозированно. В идеале - после 6-7 лет, когда у ребёнка просыпается к этому интерес. 

Про цели.

Ещё одна беда - целеустремлённые родители.

Заикнулось четырехлетнее чадо, что хочет быть боксёром. Мама с папой, радостно потирая руки, нашли группу, тренера, снаряжение купили...

Проходит неделя, и сын понимает, что ему совсем не нравится размахивать кулаками, а хотелось бы, а примеру, играть на гитаре. А деньги-то уже уплачены. И амбиции у родителей разрослись до невероятных размеров: они уже видят бедного малыша вторым Майком Тайсоном и уступать его "капризам" не собираются.

Чадо ноет неделю-другую и привыкает. Ходит на тренировки без интереса, выполняет упражнения, потому что надо. А родители радуются. Цель поставлена, нельзя бросать начатое. Да, сложно, но надо добиваться. Иначе как в жизнь пойдёт, не пробивной и не целеустремлённый. 

Так и выросло уже целое поколение целеустремлённых замотивированных, но глубоко несчастных людей. Они бегут к психологам в поисках счастья, а те предлагают им новые цели. Получается замкнутый круг. А подумать, чьи это цели на самом деле, мы не умеем. Шаблонное мышление, мать его! 

Подытожу, ребёнку с рождения до школы нужны:

  • Свежий воздух, много. В детских садах потому и болеют, что "много народа, мало кислорода".

  • Физические нагрузки. Три круга вокруг дома в день прекрасно заменят тренировку в спортивной секции.
  • Простор для воображения. Выкидываем телевизор, следим, чтобы компьютер и смартфон не попали в цепкие детские ручонки. 
  • Материалы для творчества. Больная тема лично для меня. Творцы часто увлекаются, и по комнате оказываются разбросаны бумага, блёстки, скотч, пластилин, фломастеры, бисер и много ещё чего расчудесного. Ножницы и клей, кстати, у нас тоже в свободном доступе. Трехлетка пока ничего лишнего не порезала и никого к стулу не приклеила. Дети умнее, чем нам кажется, особенно если с ними разговаривать.
Картина из серии "сами придумали, сами сделали"
Картина из серии "сами придумали, сами сделали"

  • Поменьше нравоучений. Длинные занудные морали лучше не читать ни в каком возрасте. Малыши не поймут, старшие пропустят мимо ушей. Информация краткая и по делу: "Чашка разбилась, потому что стояла на краю стола. В следующий раз будь аккуратнее и ставь подальше от края".

В конце хочу привести слова хорошего детского психолога:

Дети шалят и сходятся с ума дома потому, что чувствуют себя тут в безопасности. Не надо лишать их такой возможности.

И повторюсь, на истину не претендую. Всё вышеперечисленное - моё личное мнение, а не информация к действию.

Согласные, жмакайте класс, несогласные - добро пожаловать в комментарии.