История началась в сентябре, когда в родительском чате детского садика воспитатель любезно попросила зарегистрироваться в программе "Навигатор" и записать детей на определённый кружок.
Сразу скажу, кружок хороший, занятия интересные, детишки лепят из солёного теста разные фигурки и радуются. Творческий процесс происходит прямо в группе, два раза в неделю занимаются все, кто пришёл, со своим воспитателем, чужих детей нет, выбора тоже. Всё хорошо, всё замечательно.
Единственная загвоздка - подтверждать запись следует только через Навигатор и никак иначе. Предлагаю записать ребёнка по-старинке, ручкой на бумаге, тем более всё равно это просто формальность. В ответ:
- Запишитесь через Навигатор, пожалуйста.
Делаю вид, что с современными технологиями не знакома и вообще динозавр:
- Что такое ваш Навигатор и как оно работает?
Отмазка не удалась: в ответ приходит подробная инструкция с картинками и пояснениями. Воспитатели - святые люди и такие же заложники системы. Вопросов не осталось. Коротко благодарю, ласково и вежливо посылаю подальше мамку, которая язвительно интересует, как моё дитятко живёт без развивающих кружков, и иду работать.
На обеденном перерыве рука тянется к телефону, а там 500+ сообщений в родительском чате. Оказывается, мое абсолютно невинное сообщение вызвало настоящую дисскусию.
"Я за свободное творчество. Выполнение заданий по инструкции ничего, кроме усидчивости и шаблонного мышления не развивает" - простая фраза, ни грамма агрессии в чей-то адрес, просто личное мнение. А мамок зацепило знатно. Спор разгорелся нешуточный.
Большая половина собравшихся сочла мои слова личным оскорблением и поспешила доказать важность и нужность кружков/секций. Несколько адекватных (до сего момента) девушек подлили масла в огонь и написали, что поддерживают моё непопулярное мнение и водят ребёнка только туда, куда он сам желает.
Кстати, высказаться я так и не успела - воспитатель закрыла чат ровно в тот момент, когда дамы уже перешли на личности. Может, и к лучшему.
Теперь обьясню, почему я против большого количества "развивающих" занятий.
Во-первых, это нагрузка.
Лишняя. Ненужная ни ребёнку, ни матери. Когда после полноценного рабочего дня в детском саду (Кто-то ещё думает, что дети там отдыхают?), бедного малыша тащат на дополнительные занятия за тридевять земель, чтобы он научился танцевать /боксировать/музицировать, у меня возникает только один вопрос: "за что? " Что хочет доказать себе и миру загнанная уставшая мамка?
Успокойся, родная, ты и так самая лучшая в мире мама❤
Помню, как в том же садике разгорелся спор, что круче - карате или айкидо. Мамы орали друг на друга в раздевалке, а детишки испуганно жались к кабинкам, не понимая, в чем, собственно, дело.
Спорт полезен, тут не спорю. Но без фанатизма, для общего физического развития. Не надо делать из детей Олимпийских чемпионов против их воли.
То же касается танцев, фигурного катания и иже с ними. Полезно, если вы живете в квартире, передвигаетесь исключительно на личном транспорте и движения не хватает катастрофически.
Но, когда детей гонят пешком за три километра ради того, чтобы час потанцевать, то стоит задуматься, а на фига такие танцы?
Второе. Фантазия и творческое мышление рубятся на корню.
Вы когда-нибудь слышали от преподавателей, ведущих кружок, фразу: "рисуй или лепи, как тебе хочется"? Вот и я нет. Все сидят и делают одну и ту же поделку. В лучшем случае разрешается выбрать цвет, которым можно готовое изделие покрасить. И без разницы, что ты не хочешь сегодня лепить самолёт. Надо значит надо.
Что в таком случае развивается? Послушание, умение действовать по готовым алгоритмам, усидчивость. И где тут про творчество?
Та же история с готовыми наборами для поделок. Если получившаяся поделка отличается от картинки на коробке, радоваться надо, а не ворчать.
Я не говорю, что надо "забить" на всё, включить мультики и оставить ребёнка в покое. Нет, телевизор - зло ещё большее. Лучше оставить ребёнка среди пластилина, бумаги, красок и т.д.
Поскучает, и найдёт, чем заняться. Только, не вмешивайтесь, пожалуйста, в процесс создания горки из картона, даже если будет потрачен рулон скотча и разрезаны три коробки, не пытайтесь помочь, если вас об этом не просят.
Работа с инструкцией - тоже нужный навык в современнном мире, но развивать его надо дозированно. В идеале - после 6-7 лет, когда у ребёнка просыпается к этому интерес.
Про цели.
Ещё одна беда - целеустремлённые родители.
Заикнулось четырехлетнее чадо, что хочет быть боксёром. Мама с папой, радостно потирая руки, нашли группу, тренера, снаряжение купили...
Проходит неделя, и сын понимает, что ему совсем не нравится размахивать кулаками, а хотелось бы, а примеру, играть на гитаре. А деньги-то уже уплачены. И амбиции у родителей разрослись до невероятных размеров: они уже видят бедного малыша вторым Майком Тайсоном и уступать его "капризам" не собираются.
Чадо ноет неделю-другую и привыкает. Ходит на тренировки без интереса, выполняет упражнения, потому что надо. А родители радуются. Цель поставлена, нельзя бросать начатое. Да, сложно, но надо добиваться. Иначе как в жизнь пойдёт, не пробивной и не целеустремлённый.
Так и выросло уже целое поколение целеустремлённых замотивированных, но глубоко несчастных людей. Они бегут к психологам в поисках счастья, а те предлагают им новые цели. Получается замкнутый круг. А подумать, чьи это цели на самом деле, мы не умеем. Шаблонное мышление, мать его!
Подытожу, ребёнку с рождения до школы нужны:
- Свежий воздух, много. В детских садах потому и болеют, что "много народа, мало кислорода".
- Физические нагрузки. Три круга вокруг дома в день прекрасно заменят тренировку в спортивной секции.
- Простор для воображения. Выкидываем телевизор, следим, чтобы компьютер и смартфон не попали в цепкие детские ручонки.
- Материалы для творчества. Больная тема лично для меня. Творцы часто увлекаются, и по комнате оказываются разбросаны бумага, блёстки, скотч, пластилин, фломастеры, бисер и много ещё чего расчудесного. Ножницы и клей, кстати, у нас тоже в свободном доступе. Трехлетка пока ничего лишнего не порезала и никого к стулу не приклеила. Дети умнее, чем нам кажется, особенно если с ними разговаривать.
- Поменьше нравоучений. Длинные занудные морали лучше не читать ни в каком возрасте. Малыши не поймут, старшие пропустят мимо ушей. Информация краткая и по делу: "Чашка разбилась, потому что стояла на краю стола. В следующий раз будь аккуратнее и ставь подальше от края".
В конце хочу привести слова хорошего детского психолога:
Дети шалят и сходятся с ума дома потому, что чувствуют себя тут в безопасности. Не надо лишать их такой возможности.
И повторюсь, на истину не претендую. Всё вышеперечисленное - моё личное мнение, а не информация к действию.
Согласные, жмакайте класс, несогласные - добро пожаловать в комментарии.